18+
  1. «Аэрофлот» продолжает пике?

«Аэрофлот» продолжает пике?

«Аэрофлот» продолжает пике?
Акции «Аэрофлота» продолжают «краснеть» – на торговой сессии сегодня они торгуются в коридоре 165-162. Явным негативом для них стала публикация бухгалтерской отчетности эмитента за девять месяцев 2017 года по РСБУ. За этот период «Аэрофлот» снизил прибыль в 1,7 раза при росте пассажиропотока на 14,2%.

Взлеты и падения

В четверг, 2 ноября капитализация компании «Аэрофлот» понизилась на 0,24%, закрытие прошло на отметке 164,5 рублей. «Инвесторы пребывали в неуверенности относительно дальнейших перспектив бумаги, - сообщал аналитик БСК Экспресс Игорь Галактионов. - С одной стороны, бумага очень слабая. С другой, котировки упали уже очень низко, и дальнейшее падение под вопросом. В случае спуска котировок ниже 162 следует ожидать дальнейшего снижения к уровню 160». По словам эксперта, акции авиакомпании росли почти весь август благодаря хорошим финансовым показателям, однако после публикации 29 августа плохих операционных результатов (плюс дальнейший информационный фон), бумаги ушли в крутое «пике». «Дальнейшие перспективы бумаги будут сильно зависеть от результатов операционной деятельности за 3 квартал 2017 года. Данные по РСБУ оказались достаточно слабые, но более важными будут данные по МСФО», - заключает аналитик.

Действительно, на днях «Аэрофлот» обнародовал не слишком привлекательную отчетность по РСБУ: чистая прибыль авиакомпании «Аэрофлот» за период январь - сентябрь по российским стандартам упала на 40,4% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года. К слову, главную авиакомпанию страны «болтает» из года в год. Так, по итогам прошлого года прибыль перевозчика достигла исторических максимумов, а по итогам 2015 года «Аэрофлот» показал убытки. Нынешние показатели удивляют неискушенного наблюдателя: ведь в прошлом году компания увеличила долю рынка, да и за девять месяцев 2017-го перевезла 24,8 млн. пассажиров (на 14,2% больше прошлогоднего). Тогда из-за чего могла настолько упасть прибыль компании в бухгалтерской отчетности?

«Отчетность «Аэрофлота» по РСБУ не в полной мере отражает результаты по группе в целом, так как не консолидирует расчеты и результаты внутри группы, - объяснил «Веку» эксперт-аналитик АО «Финам» Алексей Калачев.

- Так, скажем, отчитываясь за первое полугодие по авиакомпании, «Аэрофлот» тоже показал падение чистой прибыли в девять раз (до 872 млн. рублей по сравнению с 8 млрд. рублей в первом полугодии 2016 года). В то время, как промежуточная консолидированная отчетность по группе за тот же период демонстрировала рост на 17% (до 2,89 млрд. рублей с 2,47 млрд. рублей годом ранее).

Сейчас сравнение происходит с рекордными для «Аэрофлота» прошлогодними результатами, которых мы, вероятно, не увидим в текущем году, - продолжает эксперт. - Причины очевидны – это разница в динамике выручки компании и себестоимости продаж: если первая увеличилась на 3,7% (до 340 млрд. рублей), то вторая выросла на 7,2% (до 295,9 млрд. рублей), что и определило результат. Росту выручки способствовала положительная динамика перевозок: за девять месяцев этого года авиакомпания перевезла на 14,2% пассажиров больше, чем годом ранее. В целом по группе «Аэрофлот» этот рост составил 16,8%, и можно предположить, что консолидированный результат будет лучше, чем отдельно по компании. Кстати, лучшие результаты в группе показала авиакомпания «Россия» - темпы роста ее пассажирских перевозок за девять месяцев составили 47,9%».

По словам Калачева, негативное влияние на рост выручки уже второй год подряд оказывает среднее снижение цен на авиабилеты. «Так, по данным Росстата средняя стоимость полета в салоне экономического класса, в расчете на 1000 км пути, в сентябре этого года была на 3,94% ниже, чем в сентябре прошлого года. А в среднем за девять месяцев этого года цена стоимости полета была на 4,7% ниже, чем в прошлом году, - говорит аналитик. - Себестоимость же росла быстрее выручки при крепком рубле и низкой инфляции. На опережающий рост себестоимости влияли хотя бы такие факторы, как цены на топливо. Средние цены производителей на керосин авиационный в сентябре этого года были на 21,1% выше, чем годом ранее, а в среднем за девять месяцев – на 18,2%. К тому же выросли тарифы аэропортов, в некоторых случаях – в разы, как в аэропортах московского авиаузла, где ФАС отказалась от тарифного регулирования в этом году. А ведь московский авиаузел - основной в стране: через него идет большая часть внутреннего и почти весь международный пассажиропоток. Думаю, этих причин достаточно, чтобы объяснить снижение финансового результата по любой авиакомпании в этом году».

Дайте больше преференций!

Еще в феврале замгендиректора компании Шамиль Курмашов отмечал: часть акционеров «Аэрофлота» из зарубежных инвестфондов и аналитиков наибольшими угрозами считают возвращение на российский рынок иностранных авиакомпаний (сократили или прекратили полеты в Россию в 2014–2016 гг.) и влияние государства, давящего на перевозчика социальными обязательствами. «По мере того как «Аэрофлот» начинает показывать все большую прибыль и по капитализации обгонять многих международных конкурентов, все чаще приходится слышать призывы губернаторов и депутатов различных уровней регулировать «Аэрофлот», в частности его тарифы. Эта нерыночная риторика все больше беспокоит наших инвесторов», – приводили «Ведомости» слова независимого члена совета директоров «Аэрофлота» Алексея Германовича.

В копилку негатива добавили недостаточную разветвленность глобальной маршрутной сети «Аэрофлота», риски со стороны ФАС и имидж России за рубежом. Здесь представители компании скромно умолчали о неоднозначном имидже самого перевозчика, причем – внутри страны. Но (вот уж спасибо) вспомнили о транссибирских роялти «Аэрофлота», приносящих компании примерно 500 млн. долларов ежегодно. Тогда почему компания то и дело отчитывается об убытках?

«К сожалению, самая актуальная презентация «Аэрофлота» для инвесторов датирована октябрем 2017 года, и там содержатся сведения лишь о результатах полугодия. Некоторые тенденции можно взять из этого документа, так как он вполне отражает события, происходящие в секторе авиаперевозок, - сообщил «Веку» исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев. - За первое полугодие перевозчик отмечал падение доходности: выручка, приходящаяся на выполненный пассажиро-километр, снизилась в этот период на 8,1% (для справки, выполненный пассажирооборот, или RPK, – мера измерения фактически использованной пассажирской провозной емкости, обозначает перемещение одного пассажира на расстояние один километр, измеряется в пассажиро-километрах). Это является следствием значительного усиления конкуренции, прежде всего на международных линиях. Кроме того, увеличение интенсивности полетов в Турцию привело к тому, что более «дорогие» направления летнего отдыха были частично заменены «дешевой» Турцией.

В то же время, мы видим и некоторое увеличение издержек, прежде всего связанное с ростом затрат на авиатопливо, обслуживание в аэропортах и персонал, - отмечает Пантелеев. - Но это обстоятельство, конечно, не оказало действительно решающего влияния на квартальные результаты. Я бы рекомендовал обратить внимание на строку «прочие доходы», которые сократились в 2017 году (за девять месяцев) к 2016 году примерно на 19 млрд. рублей. Дело в том, что в 2016 году «Аэрофлот» получил разовый доход, не связанный с операционной деятельностью, а в текущем году такого дохода нет.

Таким образом, рекордные показатели по прибыли, достигнутые по итогам 2016 года, обеспечены и работой по сокращению издержек, и расширением объема операций, и благоприятной конъюнктурой, и разовым доходом от возврата депозитов за самолеты Boeing 787, которые производитель не смог своевременно поставить авиакомпании. Итоги 2017 года будут отражать по-прежнему эффективную работу по развитию перевозок и контроля за собственными издержками, но на фоне падающей доходности в целом по рынку и растущих расходов. И, как было отмечено выше, в копилку «Аэрофлота» не попадет часть средств, отражаемая по статье «прочие доходы», - заключает эксперт.

«Это мне, это – тоже мне…»

Видимо, для того, чтобы демонстрировать красивые цифры в отчетах, «Аэрофлот» опять захочет оттяпать что-нибудь «вкусное» у конкурентов. Но, как отметил накануне начальник отдела анализа рынков «Открытие Брокер» Константин Бушуев, дальнейшее увеличение доли «Аэрофлота» на рынке пассажирских авиаперевозок повлечет за собой снижение конкуренции и увеличение стоимости билетов для конечного потребителя. Отечественный рынок авиаперевозок активно развивается, но остается знакомая для всех отраслей опасность: дальнейшее огосударствление.

«В отдельные моменты мы могли наблюдать такую ситуацию. Наличие роялти в пользу «Аэрофлота» и низкие затраты на капитал для госкомпании продолжают создавать благоприятные для роста монополии условия, - посетовал Бушуев. - Компания пользуется своим доминирующим положением на рынке на наиболее высокорентабельных внешних маршрутах. Все это дает аномально высокую прибыльность. Вероятно, «Аэрофлот» хочет сохранить эту ситуацию как минимум до приватизации через несколько лет. Но для остальных компаний на рынке такая ситуация несправедливой конкуренции губительна».

Далеко ходить не надо, первым делом аналитики поминают рухнувший «Трансаэро» - после банкротства компании именно «Аэрофлот» перехватил наиболее ценные маршруты конкурента, и это еще больше перекосило расстановку игроков в секторе.

Более того, «Аэрофлот» не боится шантажировать руководство страны. В конце августа, например, авиакомпания №1 протестовала против ввода пошлин на американские лайнеры, угрожая сократить закупки российских самолетов. А это, мол, не позволит расширить маршрутную сеть, «включая региональные и социально значимые маршруты», давила госкомпания на первого вице-премьера Игоря Шувалова. Говорят, ранее глава «Аэрофлота» Виталий Савельев неоднократно срывал серийные поставки отечественной техники. Видимо, примером ему служит глава Ростеха Сергей Чемезов (ГК владеет 3,3% авиакомпании) – еще один лоббист импорта из США. Как сообщается, через его структуры, получающие комиссию, Россия должна закупить 22 самолета Boeing 787 Dreamliner

Последние новости