Бойтесь данайцев, дары приносящих

На страховом рынке не так много новостей. Рынок этот хотя и развивающийся, но, все же, в известной мере консервативный. Тендеры, изменения в законодательстве, кадровые подвижки, сборы и выплаты - вот основной круг новостей.

«Оживляж» вносят разве что скандальные истории о банкротстве компаний, о покупках крупных пакетов акций, о странных итогах тендеров.

Одним из последних таких «оживляжей» стала информация о том, что Военно-страховая компания (ВСК) готовится к IPO. Участие в IPO – верный признак того, что компания готова к полной прозрачности, что мускулы ее (активы, балансы) в полном порядке. И что акциями компании можно смело торговать хоть в Лондоне, хоть в Токио.

Между тем, репутация у ВСК далека от прозрачности. Это одна из самых закрытых страховых компаний. Оно и понятно, изначально она создавалась для обязательной страховки военнослужащих и членов их семей. Многое раскрывать и не положено – по закону о гостайне. Как никак – основной страховщик Минобороны. На самом деле про Минобороны – это в прошлом.

Реклама на веке

Сегодня у ВСК страховой портфель куда шире. В нем даже такой драгоценный бриллиант, как Сбербанк. Фактически ВСК являлась монопольным страховщиком крупнейшего банка страны. Правда, о том, как руководство ВСК вербует клиентов на рынке в узком кругу специалистов хорошо известно. Метод этот в бизнес-среде называют «конверточным».

Понятно, о чем речь. О том, как ВСК в 90-е годы монопольно заполучила Сбербанк, много писалось в прессе. Связывают это приобретение с бывшим первым зампредом Сбербанка А. К. Алешкиной. По региональным отделениям банка было распространено ее устное распоряжение, суть которого – все в ВСК!

Работники региональных банков в частных беседах рассказывали, как жестко отслеживалось исполнение распоряжения. Причем, использовался метод не только кнута, но и пряника. «Конверточные» подношения распространялись вплоть до руководителей отделений. Прорваться при таком подходе другим страховщикам было сложно. Благо, что тендерная политика тогда еще не была распространена. С чего вдруг руководство банка «положило глаз» на Военно-страховую компанию? Ответ мы найдем, если обратимся к тому, о чем писали СМИ.

Оказывается, среди бенефициаров, владеющих значительной долей в страховщике, присутствовали два крупных топ-менеджера Сбербанка – та самая Алла Алешкина и тогдашний глава Сбербанка Андрей Казьмин, имена которых были сокрыты за плотной завесой зарубежных оффшоров. Участие в капитале ВСК сотрудников крупнейшего банка страны подтверждали как источники близкие к руководству Сбербанка, так и высокопоставленные менеджеры страховой компании. Ларчик просто открывался...

В прошлом году страховой рынок потряс новый скандал – и снова его главными участниками стали ВСК и Сбербанк. Тендер на страхование имущества Сбербанка ВСК выиграла, предложив цену в 47 раз ниже, чем год назад. Зачем понадобилось идти на такой сумасшедший демпинг? Все очень просто. Минобороны в конце концов отказалось от сотрудничества с ВСК, дело дошло до изнурительных судебных тяжб, Алешкина и Казьмин ушли из Сбербанка, резко упали годовые премии. А бороться за клиентов надо. И в ход пошли снова, назовем их корректно, рисковые методы. Демпинг! Он возмутил всех участников рынка. Как можно так откровенно играть не по правилам!

Недавно ВСК приступила к операции «Алешкина-2». Так, безусловно, ее никто не называет даже в самой ВСК. Но название напрашивается самой собой. Руководство ВСК проявило огромный интерес к страхованию имущества другого крупного банковского учреждения – Россельхозбанка. Он входит в топ-десятку, имеет филиалы во всех регионах страны. В банк назначен «засланный казачок» из ВСК – некто Иван Косарев. Первое, с чего он начал – с обзвона филиалов и раздачи устных распоряжений, суть которых та же – все в ВСК! Информация мгновенно распространилась по рынку. Такие вещи не утаишь.

Между тем, у главы Россельхозбанка Юрия Трушина репутация очень даже приличная. Была. Но сейчас ему придется держать ухо востро. Слишком уж непростая репутация у возможного страхового партнера. А в условиях борьбы с коррупцией, которую объявил президент Медведев, придется быть особо бдительным. «Конверточные» методы работы сегодня легко отслеживаются конкурентами и предаются мгновенной огласке. Да и положение самого страховщика – не простое. Не случайно руководитель совета директоров ВСК Сергей Цикалюк так озабочен продажей компании. Сначала предлагал купить ее за миллиард, сейчас снизил цену до 800 млн. долларов. Хотя эксперты называют цену вдвое меньшую. Какое уж тут IPO?

Постскриптум

Большинство опрошенных экспертов усомнились в том, что у ВСК дело дойдет до IPO. Первичное размещение акций планировали недавно РОСНО и «РЕСО-Гарантия». Однако в обоих случаях дело кончилось согласием продать контроль иностранному стратегу — немецкой Allianz и французской AXA. Скорее всего, и у ВСК благое намерение окончится банальной продажей. Кто станет покупателем – международный гигант AIG, итальянцы, чехи, отечественный Сбербанк или вовсе темная лошадка? На самом деле это не так уж важно. Для рынка важен сам факт продажной озабоченности, которую проявляет собственник.

Реклама на веке
Какую «бомбу» готовит президент в Послании? Зерно инфляции разорит крестьян?