Будет ли честным бронетанковый тендер?

Будет ли честным  бронетанковый тендер?
В прошедшую пятницу конкурсная комиссия вскрыла тендерные заявки на право заключения госконтрактов по полису ОСАГО для автотранспортной техники Минобороны РФ. 15 страховых компаний, да и не только они, с на-пряженным вниманием следят за развитием событий.

Ведь этому конкурсу предшествовали весьма скандальные обстоятельства.

Дело в том, что предыдущее постановление конкурсной комиссии о признании победителем группы «РЕСО-Гарантии» в аналогичном тендере на 2009 год, Девятый арбитражный апелляционный суд признал недействительным. Решение о незаконности итогов прошлого конкурса было принято в августе. В конце ноября Федеральный арбитражный суд Московского округа оставил его без изменений.

В страховом сообществе итоги «бронетанкового конкурса» (заказчиком выступило Главное Автобронетанковое управление Минобороны) вызвали оживленные дискуссии. Ведь на счета победителя поступило более 250 миллионов рублей бюджетных средств. Теперь выясняется, страховые деньги были уплачены по недействительным контрактам. И главное – все контракты по ОСАГО этой техники Министерства обороны недействительны в 2009 году по всей стране! Как могло такое случиться?

Реклама на веке

Имеет смысл вернуться к истории вопроса.

В ноябре 2008 года Минобороны разместило на сайте закупки.ру информацию об условиях страхового конкурса. Страхованию подлежали почти сто тысяч единиц небоевой автотранспортной техники.

Заявки на участие прислали шесть страховых компаний, в том числе и самые известные.

Несколько слов о содержании тендера. Тарифы ОСАГО участники, как обычно, заявляют одинаковые. В связи с этим предложения страховщиков по объемам финансовых запросов мало чем отличаются. Состязались они только в качестве и сроках предложенных Министерству обороны услуг. К примеру, каждый подчеркивал, что у него самое короткое время принятия решения о выплате страхового возмещения, что именно его компания быстрее всех выдает страховые полисы и т.д. Однако поскольку все компании уложились в установленные комиссией сроки, то особой роли это не сыграло. Дело кончилось тем, что страховщики в конкурсе набрали по одинаковому количеству очков.

Кому в таком случае поручить исполнение государственного заказа? По законодательству при прочих равных условиях пальму первенства отдают тому, кто подал документы на конкурс раньше других. В итоге победителем конкурса на право обязательной «автогражданки» на территории Московского и Сибирского военных округов была признана ВСК, на остальных территориях (Дальневосточный, Ленинградский, Приволжско-Уральский, Северо-Кавказский округа) – «Ингосстрах».

Однако прошло совсем немного времени и страхование этой техники перепоручили….. «РЕСО-Гарантии» !

Почему конкурсная комиссии поменяла свое же решение? Эти вопросы надо задать в равной степени и заказчику конкурса – Главному Автобронетанкому Управлению Минооброны, и Федеральной антимонопольной службе.

Не случайно сразу же пошли в ход разговоры, что окончательное решение продавил некий лампасный генерал, сильно заинтересованный в нужном исходе тендера. Обсуждать эту версию можно только в качестве предположения. Слухи всегда питаются обидами. Реально же ситуацию изменило непонятное, как считают специалисты, вмешательство Федеральной антимонопольной службы (ФАС) в проведение конкурса. Именно в это ведомство обратилась с жалобой «РЕСО-Гарантия», посчитав оценку и сопоставление заявок некорректными. По мнению этой страховой компании, ее условия были более выгодными. И как ни странно - ФАС согласилась с этим, взяв на себя несвойственные функции членов конкурсной комиссии. Ведь заказчик и организатор конкурса сам вправе решить, чьи условия предпочтительнее.

ФАС предписал Министерству обороны не только отменить протокол оценки и провести новую процедуру, но провести её по определенной методике оценки предложений страховых компаний. Что само по себе беспрецедентно и не оставляет сомнений в неравнодушии ФАС к результатам конкурса. После исполнения этого предписания единственным победителем признается «РЕСО-Гарантия».

Вообще, еще до подведения итогов конкурса специалисты-профессионалы, рассуждая о шансах, считали, что самым разумным исходом была бы раздача «всем сестрам по серьгам". Ведь было выставлено 6 лотов по числу территорий, на которых находился страхуемый транспорт.

Однако вмешательство чиновников (бесстрастное или пристрастное – в данном случае значения не имеет) в сферу деятельности конкурсной комиссии внесло не только путаницу, но и нанесло серьезный ущерб - и материальный, и репутационный.

Незаслуженно проигравшие страховщики обратились с заявлениями в Арбитражный суд Москвы - потребовали признать недействительными решения конкурсной комиссии. И выиграли дело. Итоги конкурса признаны незаконными. Кассационная инстанция это подтвердила.

Что же дальше? Кто должен ответить за причинение вреда, нанесенного министерству обороны ?

По оценке Владимира Задорина, эксперта «ИМА-консалтинг», в подобных случаях, как правило, налоговые органы с целью организации возврата в госбюджет страховой премии, полученной победителем незаконного тендера (тех самых 250 млн рублей), должны обеспечить правильное налогообложение выплат по незаконным контрактам. Кроме того, Федеральная служба страхового надзора вправе заинтересоваться подробностями данного конкурса на предмет корректности его соответствия страховому законодательству. Военная прокуратура РФ также может провести подробное расследование обстоятельств конкурса.

В частности, предстоит ответить на вопрос, каким образом и на каком основании Федеральная антимонопольная служба позволила тендерной комиссии МО РФ совершать действия, направленные на ограничение добросовестной конкуренции и ущемление государственных интересов.

В эти дни не только причастные к вновь проводимому конкурсу задаются подобными вопросами. Всем интересно понять: неужели опять к выбору поставщика страховых услуг для государевых нужд прильнёт лампасный генерал со своими аппетитами? Или снова надежные компании отсекут от страхования различными «фантастическими» уловками, поданными в виде критериев, таких как «космический контроль за состоянием автопарка» или урегулирование претензии за одну секунду? Вопрос – будет ли рассматривать конкурсная комиссия «такие предложения» для выбора победителя? А они – подобные предложения, очевидно, есть.

На недавно прошедшей «Прямой линии» с российским народом глава Правительства Владимир Путин говорил о том, что у нас очень много неотрегулированных законом "серых" зон, и необходимо всем вместе, всему обществу обратить на это внимание». Не тот ли это случай?

На самом деле лучшая страховка от неприятных разговоров, подозрений, да и создания почвы для коррупции – это честное проведение конкурсов. Под четким и объективным контролем. И обязательно в строгом соответствии с законом. Может быть получится в этот раз?

Реклама на веке
Урал избавит металлургов от импортной зависимости Санкт-Петербургский порт ждет очередной передел?