Быть ли особым портовым зонам?

Сегодня в Госдуму был внесен законопроект о создании и функционировании особых портовых экономических зон в РФ. Об этом сообщил сегодня журналистам председатель думского комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму Евгений Федоров.

Как ранее заявлял глава Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ) Юрий Жданов, законопроект предусматривает создание портовых и аэропортовых ОЭЗ на территории РФ, при этом государство готово оплачивать часть расходов на строительство инфраструктуры.

В нынешней редакции законопроект рекомендует устанавливать налоговые льготы по земельному и имущественному налогу на срок до 5 лет. Однако мы будем рекомендовать региональным и местным властям отказаться от всех местных налогов на срок до 10 лет, - отметил Жданов. Также законопроект предусматривает право свободного таможенного склада на 49 лет на территории портовой ОЭЗ.

По замыслу авторов, законопроект направлен на формирование системы обеспечения грузов на участках международных транспортных коридоров, отвечающей современным требованиям рынка, что должно повысить конкурентоспособность российских портов, снизить издержки российских участников внешнеэкономической деятельности, создать условия для социально-экономического развития припортовых территорий.

Реклама на веке

Российские порты, по утверждению Юрия Жданова, используют только малую часть своего потенциала. Реализовать этот потенциал без инвестиций невозможно, и создание портовых ОЭЗ позволит привлечь к делу большие деньги: Практически предстоит в таких портовых зонах создать новую инфраструктуру, а там, где это выгодно, модернизировать нынешнюю.

МЭРТ подготовило этот законопроект еще в марте прошлого года. Он предусматривает создание ОЭЗ как в морских портах, так и в аэропортах. Но в первую очередь документ касается именно морских портов. По замыслу чиновников, создание в них ОЭЗ поможет повысить их конкурентоспособность.

Многие порты западных стран уже давно функционируют как свободные экономические зоны, что предполагает свободное обращение товаров и услуг внутри порта, уменьшение сроков возврата НДС экспортерам, льготное налогообложение на ввозимые товары и т.п. Ранее Юрий Жданов заявлял, что в Сингапуре, например, в день разгружается более 100 кораблей, а российские порты с их технологией и логистикой находятся в позапрошлом веке.

В законе согласован минимальный уровень требований по инвестициям к резидентам портовых ОЭЗ. Так, планируется, что в течение первых 3 лет этот уровень составит 100 млн евро к компаниям, которые будут инвестировать в создание новой инфраструктуры, 50 млн евро к компаниям, которые будут модернизировать и реконструировать инфраструктуру, и 3 млн евро к компаниям, которые будут работать на уже созданной инфраструктуре.

Между тем есть лица, которые считают, что в законе не все до конца прописано. Как считает первый заместитель генерального директора ОАО Компания Усть-Луга Светлана Макарова, нужно четко определить, что такое новый порт, а что такое реконструкция. В нашем понимании, если многофункциональный порт уже имеет введенный комплекс, то он может подпасть под определение действующего порта. Однако будет ли в этом случае учитываться уже внесенный объем инвестиций?

Кроме того, как отмечает Макарова, обычно порт - протяженный вдоль береговой линии объект, и часто он попадает на территорию нескольких муниципальных образований. Можно ли внести в закон отдельную поправку, согласно которой порт, в отличие от промышленной ОЭЗ, не должен находиться на территории одного муниципального образования?

Реклама на веке
«МОЭК» наладила «сплошной» аудит Фас предъявила претензии Фейри и Сорти