Дружба раздора

В минувшую пятницу вступило в силу решение Федерального арбитражного суда Московского округа о восстановлении прав ЗАО Карат (г. Москва) на торговые марки плавленых сыров Дружба и Янтарь и о передаче дела на повторное рассмотрение в Арбитражный суд Москвы.

Напомним, что московский завод плавленых сыров Карат заявку на регистрацию товарных знаков Дружба и Янтарь подал в Роспатент в 1997 г., а в 2000 г. получил свидетельство о регистрации. И тут же начал добиваться закрытия производства этих сыров другими предприятиями, которых сегодня в России насчитывается 50 и чьи интересы представляет компания Росагроэкспорт. До этого они не были запатентованы и продавались разработчиком Угличским институтом сыроделия в качестве технических условий любому производителю сыров.

Как сообщала в декабре прошлого года Парламентская газета, в региональные управления ФАС поступили требования приостановить производственный процесс, связанный с выпуском плавленых сыров Дружба и Янтарь. В адрес региональных торговых сетей было направлено более 3 тыс. писем о контрафактном товаре других производителей сыров под этими торговыми марками. Однако в 2004 г. московская компания Ростагроэкспорт оспорила в патентном ведомстве регистрацию Каратом торговых марок Дружба и Янтарь. За два года Палата по патентным спорам дважды принимала решение об отмене регистрации советских брендов за Каратом, которые глава Роспатента Борис Симонов по каким-то причинам не подписывал.

В итоге, Ростагроэкспорт подал иск в арбитражный суд, в котором обвинял главу Роспатента в бездействии, и в мае нынешнего года в судебном порядке регистрация Роспатентом Дружбы и Янтаря была признана недействительной. Карат попробовал оспорить решение судебной инстанции (тогда генеральный директор ЗАО Карат Владимир Корсун заявил, что предприятие вложило в развитие Дружбы и Янтаря 10 млн. евро и не намерено от них отказываться), но 9-й апелляционный арбитражный суд Москвы отклонил апелляцию.

Реклама на веке

И вот новый поворот в деле: Федеральный арбитражный суд Московского округа принимает решение направить на повторное рассмотрение в Арбитражный суд Москвы дело о регистрации Дружбы и Янтаря. По мнению экспертов, борьба Карата за известные еще с советских времен торговые марки плавленых сыров можно объяснить желанием московского производителя стать монополистом этих брендов и поднять цены на Дружбу и Янтарь, чего сейчас никак не получается из-за конкуренции со стороны региональных производителей. Карат же сейчас выпускает эти плавленые сыры на пределе рентабельности, поскольку мощности предприятия находятся почти в центре Москвы, из-за чего накладные расходы на производство, в том числе аренду площадей, во много раз выше, чем у других производителей, располагающихся в регионах.

Заметим, что, по мнению заместителя генерального директора компании Молвест Анатолия Лосева, объем производства плавленых сыров Дружба и Янтарь составляет сегодня всего 1-2 млн. долларов в год. Однако, если арбитражный суд примет решение в пользу Карата, полсотни отечественных производителей окажутся в трудном положении, а многие из них просто вынуждены будут закрыть производство.

Как заявил в связи с этим Ведомостям генеральный директор Ростагроэкспорта Борис Александров, если товарные знаки останутся за одной компанией, то большая часть предприятий будет закрыта, особенно на периферии. В свою очередь глава комитета по интеллектуальной собственности содружества Русбрэнд Алексей Поповичев считает, что спор вокруг Дружбы и Янтаря может затянуться на неопределенный срок: до тех пор, пока не будет найдено принципиальное решение по вопросу о товарных знаках, существующих со времен СССР.

Реклама на веке
Найдут ли нефтяники $2 трлн.? Конкурс специалистов радиочастотной службы