Дружба третьей свежести

Дружба третьей свежести
Зачем скандально известный олигарх сделал из Ходорковского «серийного убийцу»? По всем признакам стан Юрия Лужкова покидают последние друзья, ища повода покаяться хотя бы косвенно.

Именно эту мысль наводит фильм известного, но опального ныне тележурналиста Андрея Караулова** «Ходорковский. Труб(п)ы», выложенный в Интернете на сайте «Правды.ру». Караулова уволили с ТВЦ и закрыли программу «Момент истины» еще в начале октября прошлого года. Но, как говорится, мастерство не пропьешь, что видно уже по заголовку к фильму.

«Мы показываем историю 6 убийств»,- рекламирует свой фильм телеведущий, сам убивший немало репутаций, предлагая журналистов всего мира пройти по следам его расследования, за которое выдается фильм. Прокомментированные в фильме убийства – упрямого жильца дома в Колпачном переулке Александра Кончатова, отказавшегося уступить структурам банка «Менатеп» своё жильё, какой-то армянской семьи из того же дома, неких Гориных, мэра Нефтеюганска Петухова и т.д. – всё суть дело рук, естественно, структур Ходарковского, заправлявшего в оные годы «Менатепом», а впоследствии «ЮКОСом». А, стало быть, «барин» был в курсе и благословлял-заказывал!

«У него на руках, утверждаю я, не предполагаю, а утверждаю, я, Андрей Караулов, кровь Александра Кончатова», — заявил бывший телеведущий в эфире одной из радиостанций. Маэстро явно пошел ва-банк, без суда предъявив «уголовку» Ходорковскому – готов, мол, ответить за текст хоть в Москве, хоть в Гааге. И обострил расследование фильма «Ходарсковский. Труб(п)ы», поставив в кадр отказ журналистов «Le Mond» и других западных СМИ присоединиться к «журнализму» Караулова и тем самым отречься от многолетней защиты «убийцы».

Реклама на веке

Караулова и прежде не чествовали в стане демократов западного толка, кусавших Кремль за Ходорковского. Но это оставалось за кадром. Обнародовав перебранку с западными СМИ, Караулов явно хотел кому-то понравиться своей новой позицией...

Впрочем, вопрос скорее риторический. Впрочем, только на таком уровне и могут простить Караулова за его прежние эфиры в поддержку Лужкова в пику Кремлю, увольнявшего строптивого мэра. Такой пролужсковский эпатаж едва ли может быть прощен «просто так», даже спустя время. Так что кровь (информационную) можно смыть только иной кровью – а чья «кровь» сейчас так ценится, как ни Ходорковского? Караулов выложил новый фильм в Интернете в решающий момент, когда чаша весов между обличителями главы «ЮКОСа» и теми, кто просит Amnesty International придать Ходорковскому статус узника совести, колебалась туда-сюда. Нюх не подвел опытного обличителя и пиарщика – товар был выложен на прилавок на пике котировок.

Как говорил персонаж «Момента истины» (не одноименной передачи А. Караулова, а более ранней книги В. Богомолова): «Мысленно я ему аплодировал!» Если слушать заверения Караулова, то фильм не имеет отношения ни к судам над Ходорковским, ни к «войне писем», выход его в Интернете сейчас чуть ли не случаен. Но, возможно, эта «случайность» поможет отлученному вновь открыть дорогу в телеэфир.

Как говорится, Париж стоит обедни! Однако еще одна фигура остается в тени этого скандала – опальный телеведущий в своей телевизионной тусовке не скрывает, что спонсировал его фильм «Ходорковский. Труб(п)ы» долларовый миллиардер, владелец компании «Нафта Москва» Сулейман Керимов. У Керимова, близкого в свое время к Юрию Лужкову и имевшего доли в московской «Гостиничной компании», существует не меньше, чем у Караулова, причин именно ныне продемонстрировать лояльность власти. Тем более, что на строительные активы компаний, близких к бывшему мэру Москвы, могут претендовать лишь «компании, близкие к государству» и «получившие отмашку сверху». Если это так, то дело не только в бомбежке Ходорковского или «заказных убийствах» оного.

Юрия Лужкова покидают последние друзья, взяв курс на реабилитацию в глазах руководства страны. Для этой цели все средства хороши, даже «черный пиар». И это полное потопление дредноута! Однако реабилитация А. Караулова осложняется неоднозначной реакцией, которую вызвал его фильм. Мало кто поверил в порыв души былого телеведущего.

Президент Фонда защиты гласности Алексей Симонов высказал мнение, что фильмы Караулова «являются художественно-пропагандистскими картинами заказного содержания». А адвокат Ходорковского Вадим Клювгант в эфире радио «Финам FM» назвал фильм «набором вранья третьей свежести». О том, что в новом фильме Караулов для каких-то целей вытащил из сундука сюжет 1995 года, звучавший уже в его же «Моменте истины» в 2005 году, заявила в эфире Радио «Свобода»* одна из героинь фильма, артистка Светлана Врагова, жившая как раз в доме, захваченном «Менатепом», но несогласная с обвинениями лично в адрес предпринимателя Ходорковского.

Словом, новый пропагандистский шедевр Андрей Караулов сделал на достаточно хлипком старом пару, за что его довольно дружно освистали правозащитники. А политолог Сергей Кургинян, которого телеведущий пригласил в фильм в качестве комментатора, достаточно внятно дал понять Караулову, почему нарезанный из старых сюжетов и подновленный комментариями друзей фильм «Ходорковский. Труб(п)ы» не станет бомбой для общества: «Вы опоздали».

*
Радио «Свободная Европа»/«Радио Свобода» (PCE/PC) внесена Минюстом в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента
**
Андрей Караулов внесен Минюстом в реестр физических лиц, признанных иностранными агентами
Реклама на веке
Железнодорожники сказали: «Баста!» Товар вип-лицом