Заработав $1 млрд., Внешторгбанк уходит из EADS?

Внешторгбанк (ВТБ) намерен расстаться с 5% акций европейского авиаконцерна EADS. Об этом сегодня сообщила французская Les Echos. Таким образом, намерение российской стороны экспансироваться на международный авиастроительный рынок не смогло осуществиться.

Эксперты связывают неудачу с просчетами, которые допустили политики. В то время как подобные действия следовало бы совершать совместно с экономистами. Впрочем, ВТБ может заработать на этих активах порядка $1 млрд.

Как пишет Les Echos, отказ ВТБ от EADS стал логическим действием после отказа главных акционеров EADS предоставлять ему место в совете директоров компании. Даже несмотря на давление Кремля. По словам представителя ВТБ, которое он высказал французской прессе, «мы намерены продать акции EADS, но это не означает, что мы их продадим прямо сейчас».

Напомним, что Концерн EADS возник в 2000г., приобретя активы германской DaimlerChrysler Aerospace, испанской госкорпорации CASA и двух французских компаний: частной Matra (сегодня Legardere) и государственной Aerospatiale. В итоге, по 30% акций EADS получили DaimlerChrysler AG и французский холдинг SOGEADE (по 50% в нем у Legardere и правительства Франции). 5,5% достались испанскому госхолдингу SEPI. Еще 30% акций EADS были размещены на биржах Франкфурта, Парижа и Мадрида.

Реклама на веке

В прошлом году незаметно для других ВТБ скупил на биржах около 4,5-4,8% акций EADS. Такой предел был установлен с тем, чтобы не наделать шума на рынке. Дело в том, что реестр акционеров EADS ведут 10 банков, и изменения в нем сообщаются компании при покупках пакета, превышающего 5%. В настоящее время в свободном обращении находится около 40% европейской корпорации. Докупить еще 20% ценных бумаг, по мнению экспертов, холдингу не составит труда. Это обошлось бы России в 3,6 млрд. евро, а эта сумма ВТБ вполне по силам.

Это подтвердил Владимир Путин, не исключивший увеличения российской доли в европейской аэрокосмической корпорации EADS, и сказал, что по итогам работы экспертов двух стран может быть принято решение об углублении сотрудничества России и Евросоюза в авиастроении.

Как сказал «Веку» аналитик ИК «ВИКА» Алексей Павлов, «рассматривались различные варианты сотрудничества, в том числе, и с Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК). В частности, поднимался вопрос о том, чтобы нам отдать модернизацию старых «Аэробусов», как грузовой вариант. Схема была довольно рентабельна. А в перспективе мы могли бы вести совместные разработки. Например, у нас могло бы быть сборочное производство. Такая тема поднималась очень давно».

Время для скупки EADS было выбрано очень удачно. Дело в том, что «дочку» EADS (Аэробус) сотрясали корпоративные скандалы. Так, ушел в отставку президент фирмы Кристиан Штрейф. Его сменил Луи Галуа, сохранивший при этом пост исполнительного сопредседателя EADS. Штрейф был уволен из-за регулярных отсрочек начала поставок нового пассажирского самолета A-380, на производство которого сделало ставку руководство концерна. А-380 – самый большой пассажирский самолет в мире, способный перевозить 550 человек.

Переговоры между лидерами трех стран шли целый год. Россия пыталась получить место в совете директоров. Однако ей было в этом отказано. Крайне жесткую позицию заняла германский канцлер Ангела Меркель, которая была категорически против вхождения России в концерн.

По словам Павлова, «Мы даже пытались использовать свое давление, которое проявилось в закупке «Аэрофлотом» самолетов сначала у «Аэробуса», потом у «Боинга». Когда выяснилось, что нас наотрез отказались туда пускать, Россия, видимо, решила избавиться от акций».

Как сообщил «Веку» аналитик ИК «Финам» Владимир Сергиевский, «Довести свои активы до блокирующего пакета России было абсолютно нереально. Пятипроцентный пакет мог позволять рассчитывать на какое-то совместное сотрудничество. Но видимо, либо расчеты политиков оказались не верны, либо структура ВТБ выходит из-под жесткого контроля государства. Ведь когда в прошлом году ВТБ скупал активы EADS, это была государственная инициатива. Учитывая темпы развития самой французско-германской корпорации, исходя из жесткой конкуренции со стороны «Боинга», EADS сейчас проигрывает. Поэтому сам пакет акций большой инвестиционной составляющей не имеет».

Павлов, в свою очередь, основывает свой прагматизм на бесполезности идеи вхождения в EADS, потому что «в уставе EADS прописано, что принимать решения и выдвигать своих членов в совет директоров могут только Франция и Германия. Неважно, какой у нас был бы пакет: 5% или 25 %, без согласия этих двух государств мы оперативный контроль там не получили бы. Скупка шла очень быстро по дешевым ценам, которые были вызваны переносом сроков выпуска «Аэробусом», входящим в EADS, нового самолета».

Между тем, неуспех России может быть связан с политическими мотивами. Так, во Франции вместо дружественного Путину Жака Ширака пришел к власти более прагматичный и проамериканский Саркози, в Германии место Шредера заняла Меркель. Эти господа не очень ратуют за вхождение России в европейский рынок. В то время как «старая гвардия» глав европейских государств пошла бы навстречу Путину и допустила бы Россию до участия в EADS.

Зато Дмитрий Кипа из ИК «Проспект» считает, что в любом случае на этой сделке ВТБ не плохо заработал. Как сообщил эксперт «Веку», «Правительство решило, что пользы от этих денег будет больше внутри страны, нежели чем в европейском концерне. Перспектив роста этих ценных бумаг не было. Я считаю, что прежде чем продавать акции ВТБ, нужно немного подождать, что бы выросли котировки акций EADS, а потом продавать. Заработать ВТБ на этом сможет примерно $1 млрд.

Реклама на веке
ЗВР России тают на глазах Снизит ли ЦБ свою долю в Сбербанке?