Биография Ашота Хачатурянца, возглавляющего компанию «Сбербанк Капитал», выглядит довольно причудливо даже для новейшей истории России. В 90-х он вроде бы начинал как скромный нефтетрейдер, который мог бы никогда и не стать едва ли не самым авторитетным человеком среди тех, кого принято называть «рейдерами». Что же позволило Хачатурянцу добиться того, чтобы охочие до чужих активов граждане говорили о нем с почтительным придыханием и плохо скрываемой завистью?
В начале нового тысячелетия он совершенно неожиданно для всех оставляет бизнес и перемещается в министерство экономического развития, которое тогда возглавлял Герман Греф. Начав скромно, советником министра, быстро продвигается по службе и в 2003-м становится начальником департамента инвестиционной политики. А в следующем году удивляет еще сильнее - меняет кабинет в министерстве на кресло руководителя ФЦП «Государственная граница РФ» ФСБ России.
Ну и, наконец, новый поворот в биографии - в 2008-м Хачатурянц возглавил только что созданную «дочку» крупнейшего банка страны - компанию «Сбербанк Капитал» (СК), созданную специально для «аккумуляции проблемных активов».
С этого момента имя Ашота Рафаиловича наводит ужас на заемщиков банка, тем более что работа новой структуры начинается на фоне разразившегося кризиса, и недостатка в нарушителях условий кредитования она не испытывает. Но вскоре российское бизнес-сообщество становится свидетелем невероятного - жертвами становятся компании и предприниматели, чье положение казалось незыблемым. Первым таким «трофеем» стал владелец группы «СОК» Юрий Качмазов, в одночасье лишившийся основного актива, завода «ИжАвто». Процедура банкротства не обошлась без крупного скандала: 30 июня 2011-го совет Национальной гильдии арбитражных управляющих (НГАУ) решил исключить из своих рядов арбитражного управляющего «ИжАвто» Михаила Котова. Незадолго до этого, один из кредиторов предприятия, Федеральная налоговая служба (ФНС), обвинила Котова в необоснованном расходовании средств. Сам Котов факт своего исключения из рядов саморегулируемой организации, каковой является НГАУ, упорно отрицал. Ведь в этом случае он автоматически лишался своей должности на «ИжАвто».
Противостояние перешло на поле судебных тяжб, и пока неизвестно, сколько оно будет длиться. Тем временем Котов продолжает действовать в качестве арбитражного управляющего на предприятиях, ставших «интересными» все тому же СК.
Добычей СК становятся также нефтяная компания «Дулисьма» и внушительный пакет акций (35,3%) «Таас-Юрях Нефтегазодобычи», с которыми в счет погашения долга расстается британская Urals Energy. Характерно, что в процессе передачи активов засветились сотрудники Генпрокуратуры, проводившие «профилактические беседы» с акционерами британской компании. Еще более успешно происходит захват активов в строительной отрасли. В списке тех, кому пришлось поделиться с СК, значатся компании «Дон-Строй», «Капитал Груп», а также ГК «ПИК». Портфель компании Хачатурянца пополнился контрольным пакетом акций DB Development, долей в проекте «Рублево-Архангельское» и многими другими активами. По подсчетам экспертов, публиковавшимся в СМИ, стоимость этого портфеля уже к концу 2009 года превысила $14 млрд. В дальнейшем взятый прямо со старта рекордный темп получения новых капиталов только наращивался.
Конечно, громкие успехи Ашота Хачатурянца на новом посту можно было бы объяснить разразившимся кризисом и другими объективными причинами. Если бы не одно «но»… Компании, попавшие в сферу интересов СК, так или иначе сталкивались с силовиками, как это было в случае с Urals Energy. Более того, добросовестно выплачивающие кредит предприятия стремительно переходили в разряд тех самых «проблемных активов», ради которых и создавалась СК.
В 2009-м в рейтинге российских миллиардеров по версии журнала «Финанс» предприниматель Виктор Макушин занимал малозаметное 208-е место, обладая собственностью на сумму 3,5 млрд. руб. Спустя всего год Макушин был вынужден бежать за границу, а возглавляемая им многопрофильная группа МАИР перешла сначала в СК, а затем в руки новых владельцев. Кошмар начался для Макушина с решения взять в кредит два миллиарда рублей для реконструкции металлургического завода в Ростовской области и арматурного в Ставропольском крае. Банк предоставил кредит в январе 2008-го. Вскоре после этого на предприятия группы МАИР зачастили люди в погонах. Работа была парализована, выплаты кредита приостановились. Примечательно, что бизнесмен до последнего надеялся на компромисс с банком, даже не догадываясь, что у Хачатурянца совсем другие планы на его счет. В итоге Макушина обвинили в мошенничестве и попытке хищения тех самых двух миллиардов, взятых им в кредит. Его бегство за границу только облегчило задачу СК, получившего группу, выручка которой по итогам 2008-го составила 19,9 млрд. руб.
Похожие схемы применялись и в отношении других компаний, таких как ООО «Дальневосточная региональная компания «ДРК», холдинг «Энергомаш», «Алпи» и других. Как видно, схема проста. Если ваш бизнес приглянулся кредитору, то он легко разработает план его отчуждения под легальным предлогом. Если у вашего бизнеса нет слабых сторон, их организуют дружественные Хачатурянцу силовики.
Кстати, о силовиках. В одном из интервью свой неожиданный уход из МЭРТ Ашот Хачатурянц объяснил приглашением, поступившим от руководителя Пограничной службы ФСБ РФ Владимира Проничева. Поговаривают, что с генералом у Хачатурянца сложились давние дружеские отношения. Помимо прочего, Проничев возглавляет общество «Динамо», где Хачатурянц занимает пост его первого заместителя. Но, судя по той легкости, с которой генеральный директор СК получает всестороннюю поддержку силовиков, их с генералом связывает не только любовь к спорту.
В мае 2011 года правовой департамент «Сбербанка» возглавил Игорь Кондрашов, один из соучредителей фирмы «ЮСТ». Судя по всему, он стал одним из ключевых советников и партнеров Хачатурянца - по крайней мере, так считают те, кто имел несчастье столкнуться с СК. Но, кроме того, Кондрашов является также и зятем генерала Проничева! Считается, что именно связка Хачатурянц-Кондрашов-Проничев является двигателем рейдерской деятельности СК. Хотя помимо Кондрашова с Хачатурянцем работает еще один зять генерала Проничева - Денис Юрьевич Смирнов, о роли которого также можно только догадываться.
Выступая на юбилейном съезде общероссийской общественной организации «Деловая Россия» в декабре прошлого года, Владимир Путин заявил о решимости власти провести «детальное разбирательство» во всех стратегических отраслях экономики, включая финансовую сферу. Объектом масштабных проверок должны стать аффилированные структуры, чье присутствие в отечественной экономике в последние годы стало особенно ощутимым. В своей речи он особо подчеркнул, что каждый предприниматель должен быть уверен в том, что российский закон надежно защищает институт частной собственности. Увы, но пока можно лишиться успешного бизнеса просто из-за банковского кредита, предприниматели никак не могут быть уверены в своей безопасности.