Как стало известно 9 октября, кабмин существенно расширил и «утяжелил» список госкомпаний, руководители которых (а также их супруги и несовершеннолетние дети) должны будут отчитываться о доходах и крупных расходах. В новый список вошли все ведущие топливно-энергетические, транспортные и оборонные предприятия с госучастием - всего 63 госструктуры.
«Расширение данного списка является одной из мер борьбы с аффилированностью с собственными контрагентами, что ведет к недобросовестной конкуренции и снижению деловой активности в секторе малого и среднего предпринимательства, - сообщил «Веку» аналитик инвестиционного холдинга «Финам» Антон Сороко. - Бизнесмены просто не хотят развивать свое дело, так как ожидают, что оно будет убыточным из-за отсутствия возможности выигрывать крупные и выгодные, в частности, государственные тендеры. Думаю, это решение должно позитивно сказаться на деловом климате в РФ. Если отчетность топ-менеджмента будет публичной, это станет еще одним шагом к западному инвестору».
Впрочем, некоторые наблюдатели связывают это решение правительства с новым витком «энергетического» противостояния главы «Роснефти» Игоря Сечина и вице-премьера по ТЭК Аркадия Дворковича. Причем, имя главного нефтяника страны появилось в списке «обязанных отчитаться о крупных расходах» подозрительно не вовремя для него.
Напомним, до сих пор столь крупные госкомпании не раскрывали зарплаты топ-менеджеров, а лишь указывали в отчетности общую сумму вознаграждений руководству, включая и советы директоров. Как сообщалось, «Роснефть» в 2012 году на эти цели потратила 9,1 млрд. рублей (к слову, в 2,3 раза больше «Газпрома», потратившего, соответственно, 2,1 млрд. рублей).
По данным СМИ, недавно глава «Роснефти» приобрел 0,0075% акций своей компании на сумму примерно 186 млн. рублей. Затем стало известно, что Игорь Сечин увеличил свою долю в капитале компании более чем в 11 раз - до 0,0849%. Рыночная стоимость докупленного пакета составляет почти 2 млрд. рублей. В связи с этим у многих наблюдателей возникли подозрения: а не использует ли глава «Роснефти» многомиллиардные бонусы для приобретения акций самой «Роснефти»?
По словам главы Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, эта история с покупкой акций действительно имела место быть. «Сечин купил очень крупный пакет акций «Роснефти» и, в общем-то, очень быстро превратился из вице-премьера в легального долларового миллионера, - подтвердил эксперт «Веку». - Он же покупал дважды: первая покупка была небольшой, вторая - очень большой, на серьезную сумму. Компания дала разъяснения, что это было сделано не на бонусы, а на кредит, который был получен в Газпромбанке».
Тем не менее, ранее СМИ сообщали и о том, что Игорь Сечин, возможно, причастен к скупке на бирже акций крупных российских корпораций. В январе 2012 года некоторые издания отмечали: по данным источников, близких к расследованию этого дела, конечным бенефициаром операций по скупке ценных бумаг был бывший глава ЗАО «Объединенная финансовая группа», ныне владелец компании United Capital Partners Илья Щербович. Как выяснили компетентные органы, скупку акций он осуществлял якобы по личному указанию Игоря Сечина, пишет The Moscow Post.
Затем, как сообщалось, глава «Роснефти» оказался крупным землевладельцем на Рублевке, обзаведясь там участком в 4 га, который стоил $100 млн. Причем, это был вроде бы не единственный кусок земли, принадлежащий господину Сечину, - называли и полгектара в Серебряном Бору (об этом писал «Коммерсант»). Наблюдатели задавались вопросом: откуда у бывшего вице-премьера с задекларированным годовым доходом в 4 млн. рублей такое богатство? И что последует после того, когда Игорь Иванович отчитается о доходах-расходах, будучи уже главой нефтяной госкомпании?
«Безусловно, требования опубликовать данные о доходах-расходах могут являться инструментом аппаратного конфликта, - предполагает Константин Симонов. - Не секрет, что отношения между «Роснефтью» и правительством довольно тяжелые, и не секрет, что Дмитрий Медведев относится крайне сложно к фигуре Сечина. И в этом плане результаты отчета могут быть использованы для давления на главу «Роснефти». Но все зависит от того, что там будет сказано, как Сечин отчитается. Еще один момент - будет это публично сделано или нет. Судя по некоторым публикациям, это вообще не будет достоянием гласности. Но если там будет повод, то, конечно, эта тема может быть раскручена. Хотя сама «Роснефть», повторюсь, уже убеждала нас, что эти деньги получены в кредит в Газпромбанке, а вовсе не были бонусами, которые глава НК получил в личный карман по итогам 2012 года».
Эксперты отмечают: при новом руководителе (Игоре Сечине) «Роснефть» стала действовать чрезмерно агрессивно. «Естественно, это порождает довольно большое количество проблем. Мы видим, что некоторые из них выходят совсем уж в публичную плоскость, - напоминает Симонов. - Ну, например, конфликт «Роснефти» и «Транснефти» - многомесячная сага, где Сечин и Токарев (Николай Токарев - глава «Транснефти» - ред.) публично «лупят» друг друга. Достаточно, например, посмотреть интервью Токарева каналу «Вести 24», где он прямо называет вещи своими именами. Что, мол, компания «Роснефть» считает, что «мы должны строить им трубу за свои деньги, для того, чтобы только они ею пользовались».
По словам эксперта, нефтяники также негативно восприняли инициативу Сечина, пожелавшего сделать его монополистом по поставкам нефтепродуктов в Белоруссию. «Конфликтная история с ТНК-ВР, которую Медведев тоже поднял на Сочинском форуме. Ну, Сечин к этому был готов, но потом эта тема возникла и уже когда Путин выступал на форуме. Возник конфликт с Минобороны, потому, что «Роснефть» претендует на Мурманские верфи. Там судоремонтные предприятия, которые нужны МО, - военные являются их собственниками. В принципе, конфликтов много, это я перечислил истории последнего времени, а так этих историй, конечно, намного больше», - резюмирует Симонов.
Теперь эти скандалы плюс отчет Игоря Сечина о доходах-расходах могут сыграть на руку его оппонентам в правительстве. Как известно, глава «Роснефти» не ладит с вице-премьером Аркадием Дворковичем, ответственным за ТЭК, чуть ли не с первого дня назначения второго на этот пост. Причем, расхождения у них были едва ли не по всем значимым вопросам, начиная от заседания «Нефтяного клуба» (напомним, в тот день Дворкович ожидал у себя членов ТЭК на совещание, но они предпочли поехать к Сечину) и заканчивая борьбой за либерализацию контроля над недрами.
Как известно, влиятельный Игорь Сечин, встав на пути Дворковича, не дает вице-премьеру возможностей для маневров. Тут еще, по некоторым данным, в конфликте всплыло имя главы «Русала» Олега Дерипаски, который давно мечтает замкнуть на себе всю гидроэнергетику России, а Дворкович его в этом поддерживает, причем, поговаривают, что отнюдь не бескорыстно.
Напомним, в свое время Игорь Сечин открыто раскритиковал правительство за то, что, желая забрать средства «Роснефтегаза» в бюджет, кабмин намеревался тут же вложить их, в частности, в «РусГидро». Кроме того, как писал «Коммерсант», глава «Роснефти» неожиданно обрушился на давно планировавшуюся сделку по обмену активами между «РусГидро» и подконтрольным En+ Олега Дерипаски «Евросибэнерго», которое владеет контрольными пакетами «Иркутскэнерго» и Красноярской ГЭС. Предполагалось, что «РусГидро» обменяет принадлежащие ей 25% акций Красноярской ГЭС, плотины ГЭС Ангарского каскада «Иркутскэнерго», а также 40% акций самого «Иркутскэнерго» (сейчас принадлежат «Интер РАО») на блокпакет акций «Евросибэнерго». «В случае, если такая сделка произойдет, то «РусГидро» потеряет активы и контракты», - заявил Сечин.
Еще в кризисный 2009 год, будучи вице-премьером, Игорь Сечин высказался против госпомощи обремененному миллиардными долгами Дерипаске. И последним штрихом стало «дерипаскино фиаско», когда Сечин лишил главу «Русала» надежды полностью завладеть активами крупнейшей энергоугольной компании страны «Иркутскэнерго». Так что у Дерипаски и Дворковича, видимо, есть основания дружить против главы «Роснефти».
Аналитик УК «Атон-менеджмент» Дмитрий Голубовский затрудняется предсказать, чем может закончиться это противостояние. «Но, я думаю, что на Сечине ничего никак не может отразиться негативно. Это слишком «большой» человек, - сообщил эксперт «Веку». - Сказывается ли это противостояние на корпоративной репутации «Роснефти»? Мне не кажется, что она может стать сильно хуже, чем сейчас. В конце концов, все помнят, что «Роснефть», по большей части, бывший ЮКОС. «Роснефть» живет на экспансии. Пока модель худо-бедно работает - компания будет пользоваться спросом. Когда она сожрет в России все, что можно, перспективы закончатся. Ну, или они закончатся, если сожрут самого Сечина. Но он не выглядит легкой добычей».