Газпром пошел на уступки Европе в вопросе формирования цены на газ

Газпром готов больше учитывать спотовые цены на газ при формировании цен в своих долгосрочных контрактах с базовой привязкой к нефтяным котировкам, пишет издание Ведомости со ссылкой на два источника, близких к компании.

До нынешнего времени Газпром очень неохотно принимал подобные решения, и настаивал, что газовый рынок имеет принципиальные отличия в сравнении с нефтяным и его котировками на биржах. "Газовые биржи Европы являются неликвидными, а цены - плавающими, что грозит ненадежностью поставок. Изначально планировалось, что по всему миру будут построены заводы по производству СПГ, однако так не случилось", - говорит председатель правления концерна Алексей Миллер. Он отметил, что Европа поражена спотовым сознанием, в результате чего ею проиграна конкуренция за общемировой сжиженный природный газ, который ушел со спотов Евросоюза в страны Азии, на рынках которой цены намного выше. Миллер подчеркнул, что в Европу СПГ возвращаться и не подумает.

Интересно, что спустя пару часов после этих заявлений Миллер подписывает с итальянцами из Eni соглашение о новых принципах ценообразования. В сообщении российского монополиста говорилось, что данным соглашением были скорректирован ряд условий по купле-продажи. Как пояснила итальянская компания, таким образом произошло внесение изменений в принципе индексации цены на газ согласно ценообразованию в споте. При этом в течение последних лет фиксированная цена назначаемая Газпромом была заметно более высокой чем средние цены в спотах Европы. Это и стало одной из причин, по которым Европейской комиссией в позапрошлом году в отношении российского концерна было начато антимонопольное расследование, с предъявлением Газпрому обвинений в том, что он манипулирует рынками востока Европы и использует нерыночное ценообразование.

Стоит отметить, что Газпромом и раньше внедрялся спот в контрактах под влиянием Европейской комиссии и клиентов из Европы. Чаще всего на споте продавался только газ, который приобретался свыше минимального объема согласно условия "take or pay". "Внедрение индекса, учитывающего спот в цене на весь объем покупаемого газа, фактически означает ориентацию на рыночные цены в самой формуле ценообразования, что до сих пор было табу", - говорит собеседник издания.

Реклама на веке
Российский фильм заработал миллион рублей за три дня проката Премьер-министр Австралии оскорбил аборигенов