Глеб всемогущий

19 апреле 2008 года президент Фонда эффективной политики Глеб Павловский в последний раз появился в качестве ведущего телепрограммы «Реальная политика». Сам он объяснил свой уход с телепроекта «завершением контракта», эксперты же заявляли о безнадёжно снижающемся рейтинге передачи.

Спустя несколько дней Павловский получил медаль «За заслуги перед Отечеством» второй степени. Благодарность по «совокупности заслуг» известному толкователю поступков президента расценили как намёк: дескать, спасибо, Глеб Олегович, наша фирма в ваших услугах более не нуждается.

Глава ФЭП намёк не понял. Или сделал вид, что не понял. И развернул кипучую деятельность. Для начала по секрету сообщил, что он уговорил президента Дмитрия Медведева дать добро на сохранение за ФЭП существовавшего портфеля заказов. Правда, источники в президентской администрации скептически отнеслись к заявлению Павловского, уточнив, что «пока продлены не все контракты» и «подписание договора об оказании информационно-аналитических услуг вряд ли можно трактовать как то, что Павловский расширил свою деятельность».

Но когда подобные мелочи смущали Павловского? Второй частью «Мармезонского балета» стало состоявшееся в недрах штаб-квартиры ФЭП в Александр-хаусе заседание «круглого стола» о состоянии политического телевидения в России. И вот там-то Глеб Олегович оттянулся, что называется, по полной.

Реклама на веке

Вообще, телевидение для главы ФЭП, по его собственному признанию, «нелюбимая среда, и он никогда не сможет ее полюбить». Та же самая «Реальная политика» была «временным, политически мотивированным проектом», три года существования которого господин Павловский сравнил с «трехлетним сроком службы в армии». И трудно не посочувствовать именитому политтехнологу. Он ведь привык выступать в роли оракула, а здесь ему пришлось обозревать события прошлой недели, снизойдя до уровня рядового политолога. Кукловода превратили в куклу и, похоже, именно это обстоятельство и тяготило Павловского.

Но в том-то и состоит талант президента ФЭП, чтобы приспосабливаться к любым обстоятельствам и выражать своё экспертное мнение о вещах, в которых «эксперт», мягко говоря, не всегда разбирается. Так что рассуждения Павловского и Ко о состоянии политического телевидения в России вышли и впрямь презабавные.

Главным выводом, к которому пришёл эксперт: президента Дмитрия Медведева показывают «неправильно». Павловский негодует по поводу того, что его любимого президента загнали в тесные телерамки предыдущего главы государства, в то время как «даже самые блестящие путинские форматы выглядят вторичными для президента Медведева, потому что у него другая стилистика, другая манера вести себя и разговаривать», - рассуждает политтехнолог.

«Интеллигент Павловский, придушивший в себе интеллигента и надевший маску эффективного технолога, возвращается в политику в новой роли – но это уже роль не субъекта, а инструмента; не властителя дум, а обслуги интересов», - пишет о своём бывшем шефе член Общественной палаты Алексей Чадаев.

Согласиться с г-ном Чадаевым можно. Но лишь отчасти. Все знают, как сложно найти честного, ответственного, квалифицированного слугу или официанта. За глаза он будет петь о том, как прекрасно на господине сидит новый камзол от знаменитого кутюрье или какой чудесный суп подают в их ресторане. На практике же костюм куплен на распродаже у старьевщика, а в поданный суп поочерёдно плюнула вся поварская бригада.

Вот и нападки Павловского на ТВ с реверансом в адрес Медведева вполне укладываются в схему поведения типичного официанта: лизнуть клиента, нагадить ему в тарелку с супом, а потом ещё и попросить «на чай». По крайней мере редко кто из «придворных политтехнологов» мог бы сказать своему непосредственному заказчику, что если «президент Путин действовал в обычном информационном ряду: вот он пошел, посетил, сказал, сделал, встретился - за исключением специальных форматов типа больших пресс-конференций», то Медведев в этой же роли «выглядит довольно смешно». «Он не мастер хлесткой реплики и, видимо, никогда им не будет», - вбивает осиновые колья в президентский имидж президент ФЭП. «Я с ужасом смотрю, что делают с Медведевым на нашем телевидении. Они просто убивают нового президента! С какими-то колхозницами, с какими-то ткачихами, с какими-то школьницами... Он ниже всех их ростом, он не знает, что с ними делать: он их то целует, то не целует», — помогает ему в меру сил ещё один эксперт в вопросах политического телевидения, член Общественной палаты Виталий Третьяков.

«Официант, всемогущий! Захочет – плюнет в чай. Не захочет – в борщ», – шутит Вадим Галыгин из «Камеди Клаб». Но Павловский былое могущество растерял, а новое пока не приобрел. По словам руководителя департамента аналитики ГК «Никколо М» Станислава Радкевича, президент ФЭП «боится одновременно и Кремля, и зрителей, и даже, кажется, самого себя». «От этого пропаганда у него выходит по-большевистски прямолинейной и потому слабой, а смех — вымученным и потому жалким», - заключает эксперт.

Когда-то Глеб Павловский, рассуждая о правилах выстраивания политического образа, говорил, что время шить большими стежками прошло и пора учиться «вышивать крестиком». Но только вряд ли Глеба Олеговича можно считать ровней знаменитого кота Матроскина. Ведь говорить красивые слова и соответствовать заявленному уровню художественного мастерства - несколько разные вещи.

Реклама на веке
Чистой воды устрицы «Холодная» тема