Инфляцию Росстату сообщат ритейлеры

Проект новой методики получения данных о ценах на товары и услуги Росстат представит уже в I квартале 2020 года, рассказал его руководитель Павел Малков. Сбор сведений для расчета инфляции планируют сделать полностью автоматизированным.

Начиная со следующего года, статистическое ведомство будет получать информацию о подорожании товаров и услуг в автоматическом режиме. Соответствующий алгоритм уже разрабатывается, однако повсеместное его использование может стартовать несколько позднее, чем первый квартал 2020 года, заявил в беседе с «Известиями» руководитель Росстата Павел Малков. Сейчас индекс потребительских цен вычисляется вручную – работники ведомства посещают тысячи магазинов и заведений сферы услуг, расположенные в 283 городах. Мониторингу подлежит стоимость 127 продовольственных наименований, 258 промтоваров, а также 125 услуг. Сбор информации осуществляет 1 тыс. сотрудников.

По словам Малкова, автоматизированный формат предусматривает получение необходимых данных из контрольно-кассовых аппаратов учреждений торговли и услуг, муниципальных и региональных информационных систем, располагающих сведениями о тарифах на жилищно-коммунальные услуги, а также из информационных систем ритейлеров. От метода непосредственного наблюдения Росстат будет постепенно отказываться. Предварительные консультации об организации наблюдения за ценами в новом формате уже проведены с ритейлером «X5 Retail Group», который владеет брендами «Пятерочка», «Карусель» и «Перекресток». Представители компании подтверждают, переговоры ведутся, однако детали автоматического мониторинга пока не проработаны.

По мнению руководителя Ассоциации компаний розничной торговли Сергея Белякова, Росстат мог пойти на обновление алгоритма сбора информации о ценах ввиду недоверия общества к официально публикуемым показателям инфляции. Россияне считают, что реальное подорожание более ощутимо, нежели признанное государством. Недостатки следует искать в репрезентативности выборки торговых точек, попадающих под мониторинг, говорит Беляков.

Реклама на веке

Глава направления «Макроэкономика и финансы» Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Дмитрий Белоусов добавляет, автоматический сбор данных нивелирует погрешность, обусловленную человеческим фактором, - сотрудник может некорректно записать цену товара, либо вовсе придумать ее, не посетив магазин из-за плохого самочувствия. В обновлении нуждается и сама выборка, поскольку в ней присутствуют устаревшие товары, отсутствующие в продаже. Если цену наименования узнать не удалось, в соответствующую графу вносится единица, что влечет дальнейшие некорректные подсчеты по всей группе.

Реклама на веке
Более 20 миллионов россиян рискуют остаться без пенсии США вынуждают Турцию сорвать сделку по С-400