Ипотека в России пережила американское давление?

Ипотека в России пережила американское давление?
С начала нынешнего года российские банки вновь начали наращивать объемы ипотечного кредитования. Поспособствовало этому избавление от некоторого опасения, что ипотечный кризис в США отзовется на отечественном рынке негативными явлениями.

Банки все больше расширяют число клиентов, увеличивают объемы кредитных портфелей, снижают требования к заемщикам в противовес прошлогодним требованиям, которые были усилены в связи с угрозой, исходящей от американского рынка. Реклама вышла на новый виток, предлагая все более выгодные условия кредитования по ипотеке.

Напомним, что во второй половине прошлого года некоторые российские банки повысили ставки по ипотечному кредитованию, чтобы отсечь нежелательных клиентов, которые кредитоспособны в меньшей степени. В среднем кредиты подорожали на 0,5 – 1%, были повышены комиссионные платежи. Некоторые кредитные организации и вовсе ушли с этого сегмента рынка.

Однако, оправившись от первого страха, кредитные организации принялись за прежнее – усиленную раздачу кредитов. Уж очень аппетитным кусочком оказался этот вид кредитования.

Реклама на веке

Интересно, что при росте цен на недвижимость спрос на ипотечные кредиты не падает, а, напротив, увеличивается. ЮниКредитБанк, к примеру, в прошлом году выдал кредитов по ипотеке почти в 2 раза больше, чем в 2006 году. Увеличению кредитного портфеля способствовало активное продвижение этого вида кредитования в регионы.

Причем, банки быстро приспособились к особенностям регионального рынка. Если, например, в столице клиенты предпочитают брать кредиты на приобретение жилья в валюте (примерно 87% от общего числа выданных ипотечных кредитов), то в регионах граждане берут в основном рублевые кредиты (88%). Банки эта ситуация не смущает. Они готовы выдавать кредиты и в рублях, и в валюте. Главное – на этом заработать.

Население же проявляет растущее желание брать кредиты на приобретение жилья. Его не волнует, например повышение размера первого взноса. Больше беспокоят высокие проценты, под которые кредиты выдаются. Но, несмотря на сложности – повышение размера первого взноса, ужесточение требований к заемщикам, высокие проценты – число клиентов у банков растет. Для россиян же, не владеющих достойным жильем, его приобретение через банковский кредит оказался приемлемым выходом из сложной ситуации, поскольку иного выбора приобрести жилье за разумную цену российский рынок не предоставляет.

Что же касается возможности резкого обострения ситуации на российском рынке ипотечных кредитов, то такую возможность эксперты отрицают. Как заявил «Веку» исполнительный директор Экспертного института Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Андрей Нещадин, сложная ситуация в этом секторе рынка может возникнуть, но «она будет другая».

По словам Нещадина, ипотечным кредитованием в России занимаются крупные банки, что придает некоторую устойчивость этому сектору. Кроме того, банки, кредитуя население России, используют дешевые заемные средства, взятые у зарубежных кредитных организаций. Таким образом, утверждает Нещадин, даже если треть клиентов российских банков не вернет кредиты, все равно банки не останутся без выигрыша. Другое дело, отмечает Нещадин, что банки поднимут стоимость кредитов до невероятных величин, и тогда ипотека сама по себе заглохнет, сойдет на нет. Таков может быть финал российского ипотечного кредитования.

В том, что на российском рынке ипотечного кредитования не может возникнуть ситуации, подобной той, что возникла в США, уверен также заместитель председателя правления «Банка проектного финансирования» Александр Марков.

По его словам, на российском рынке ипотечное кредитование еще недостаточно развито, кредитополучателей в России не такое большое число, как в США, а самое главное, американские заемщики предоставляли в банки залоговые документы, то есть при заключении договоров применялись те инструменты, которые в России вообще не используются.

«Поэтому кризис, подобный американскому, в России произойти не может, - заявил Марков «Веку». - Тем более, если банки будут относиться к выбору заемщиков со всей ответственностью».

Реклама на веке
«Уралхим» доигрался Как украсть особняк