Книжный рынок приблизился к нижней точке падения

По итогам прошлого года тиражи российских книжных издательств, последние несколько лет стабильно снижавшиеся на 5-7% в год, замедлили падение, гласит статистика Российской книжной палаты. При этом увеличились продажи электронных книг, которые составляют уже 5% от общего объема в натуральном выражении.

В минувшем году отечественные издательства выпустили 446 млн книг и брошюр, или в среднем около 3,5 экземпляров на каждого жителя России. По данным Российской книжной палаты, тираж 2016 года оказался на 2,9% меньше показателя 2015 года. Несмотря на дальнейшее снижение количества выпущенных экземпляров, ассортимент изданий начал расширяться. Если год назад было выпущено 113 тыс. наименований книжной продукции, то в прошлом году – уже 117 тыс. Тройка лидеров рынка печатной продукции, по подсчетам палаты, осталась неизменной: лидирует крупа «Эксмо-АСТ», далее следуют «Просвещение» и «Фламинго».

Падение по отношению к докризисному 2013 году оказалось значительным: тогда издательства поставили на прилавки книжных магазинов 542 млн экземпляров. Наиболее резкое сокращение рынка отмечалось в 2014 году, когда объем изданной литературы сократился сразу на 10,4%. В 2015 году падение оказалось на уровне 5,4%. Эксперты напоминают, сокращаться количество выпущенных книг и брошюр начало задолго до кризиса. Рекордный в современной истории годовой тираж был издан в 2008 году, когда российские издатели напечатали 760 млн образцов продукции. Специалисты книжной палаты считают, что снижение реальных доходов россиян усугубило кризис культуры чтения традиционной литературы.

Однако участники рынка считают, что палата руководствуется устаревшей методикой подсчета, которая регистрирует только изданные в бумажной версии экземпляры. По словам президента издательской группы «Эксмо-АСТ» Олега Новикова, на данный момент спад на рынке фактически прекратился, и в ближайшее время он должен перейти к росту. Кроме того, даже в годы кризиса прирост наблюдался в сегменте электронных книг. На них уже приходится 5% от всех проданных в России книг, и 3% уплаченных за книжную продукцию средств.

Реклама на веке

А руководитель «ОЛМА Медиа Групп» Дмитрий Иванов добавляет, отсутствие рекордных продаж в прошлом году объясняется общим затишьем на книжном рынке – в свет не выходили скандальные бестселлеры. Поэтому наблюдаемую сегодня ситуацию можно охарактеризовать как оптимальный баланс между спросом и предложением. Что касается интереса к чтению, то его россияне не утратили, уверен Иванов.

Реклама на веке
Стокгольм: мигранты взялись за булыжники Ждем финал «Магнитка» - СКА?