"Код да Винчи" Дэна Брауна: скандал залог успеха

Один за другим вокруг Дэна Брауна и "Кода да Винчи" разворачиваются громкие скандалы. Виной всему неоднозначные идеи, высказанные Брауном, которые, по мнению отдельных западных писателей и российского искусствоведа, были просто-напросто украдены Брауном у них.

Детектив американца Дэна Брауна "Код да Винчи" уже стал бестселлером. Книга, переведенная на 40 языков, разошлась тиражом более 30 миллионов экземпляров. По версии Британской литературной премии "Код да Винчи" был признан лучшей книгой 2005 года.

Один за другим вокруг Дэна Брауна и "Кода да Винчи" разворачиваются громкие скандалы. Виной всему неоднозначные идеи, высказанные Брауном, которые, по мнению отдельных западных писателей и российского искусствоведа, были просто-напросто украдены Брауном у них.

Сложившаяся ситуация привлекает все больше внимания в связи с приближающейся премьерой голливудской киноверсии "Кода да Винчи". Бестселлер стал основой для сценария фильма с Томом Хэнксом и Одри Тоту в главных ролях. Съемки фильма по мотивам "Кода да Винчи" начались летом прошлого года в Париже. Бюджет картины, на которую возложена почетная миссия открыть Каннский кинофестиваль, составил 100 миллионов долларов.

Реклама на веке

Первой искрой в этом неутихающем пожаре стало обвинение в плагиате, поступившее от двух ученых Майкла Бейгента и Ричарда Лея, которые убеждали суд в том, что Браун использовал главную идею их документального исследования "Священная кровь и Священный Грааль". В своей работе историки исследуют гипотезу, согласно которой Иисус Христос был женат на Марии Магдалине и имел от нее детей. Потомственная линия якобы сохранилась и до наших дней, однако Католическая церковь препятствовала огласке данной информации.

Браун, безусловно, был знаком с документальной книгой "Священная кровь и Священный Грааль", более того, он даже упоминает саму книгу (она стоит на полке у одного из персонажей), хотя и не называет имен её авторов. Кроме всего прочего, Браун приводит обширные цитаты из "Священного Грааля".

Газета "Financial Times" обращает внимание на то, что фамилия одного из персонажей произведения Брауна Teabing является анаграммой от Baigent (фамилия одного из авторов). "The Scotsman" по этому же поводу отмечает, что, Браун, похоже, хотел пошутить над историками. В таком случае, добавляет издание, с его стороны это легкомысленная грубость, а с их полное отсутствие чувства юмора.

Стоит отметить, что третий соавтор "Святой Крови" дистанцировался от этой истории и не стал подавать иск.

Сам иск обернулся против ученых. Суд счел все обвинения безосновательными и постановил выплатить издательскому дому Random House, который опубликовал книгу Брауна и, по иронии, их собственную, 1,1 млн. фунтов. Первый платеж в сумме 350 тыс. фунтов должен быть сделан не позднее 5 мая.

Следующим в очереди в суд стал писатель Ник Пердью, обвинивший Брауна в том, что тот позаимствовал у него сюжет романа "Дочь Господа". В частности, по мнению Ника Пердью, Браун украл у него идею о сексизме Католической Церкви, якобы скрывающей от прихожан женскую природу Божественного.

Писатель требовал компенсации в размере 150 миллионов долларов, а также прекращения съемок фильма и продаж книги Брауна. Однако и здесь суд признал автора "Кода да Винчи" невиновным в плагиате, поскольку "совпадения сюжетов и идей в данном случае не переходят пределов допустимого и не могут считаться плагиатом".

Однако на этом эпопея с романом не закончилась. Вполне возможно, что в ближайшем будущем Брауна ждет новый скандал на этот раз в России. Оказывается, интригующее словосочетание, которое Браун использовал для названия детектива, придумал петербургский исследователь Михаил Аникин. Старший научный сотрудник Эрмитажа, доцент Аникин, собственно, и разгадал "код" знаменитой картины Леонардо да Винчи.

Петербуржец, сотрудник Эрмитажа, говорит, что Браун украл его разгадку Джоконды: это не портрет Моны Лизы, а полотно-аллегория, где слито изображение Христа и Мадонны. Взятая отдельно правая половина фигуры очень напоминает каноническое изображение Христа, а левая половина обладает удивительным сходствов с Мадонной такой, как ее писал да Винчи на других картинах. Об этом Аникин написал в своей книге "Леонардо да Винчи или Богословие в красках", изданной еще в 2000 году.

Об этом открытии написано и в нашумевшем романе "Код да Винчи", однако без упоминания петербургского искусствоведа. Аникин поделился соображениями о том, как могла попасть информация к американскому писателю. По его словам, он поделился своими идеями с представителями хьюстонского музея, посещавшими Петербург. Рассказ Аникина их весьма заинтересовал, и они просили его разрешения передать детали его открытия одному писателю, как детективный сюжет.

Михаил Александрович согласился, но с условиями: Браун должен был обратиться к Аникину письменно, показать текст и упомянуть имя русского ученого в книге.

Аникин говорит: "Как честный человек Дэн Браун должен был связаться со мной, учитывая мой джентльменский договор с американцами. Даже если бы он написал в своей книге не "по мнению ряда ученых", а "по мнению одного русского искусствоведа", я бы не имел претензий".

Сейчас Михаил Александрович обдумывает сложившуюся ситуацию и планирует связаться с Гильдией независимых адвокатов в Америке. Если они будут заинтересованы делом, то с их помощью Аникин привлечет Брауна к ответу.

Автор бестселлера выигрывает одно дело за другим и в настоящее время является самым высокооплачиваемым автором в мире.

"The Guardian" приводит слова Дэвида Хупера, специалиста по авторскому праву: "Авторское право не распространяется на идеи. Если у вас нет чего-то вроде патента или торговой марки, у вас нет и монополии". Он добавляет, что нарушением авторских прав не может считаться, когда кто-то подхватывает чужую идею, так как находит ее верной. Если бы люди устанавливали права на идеи, это сделало бы творческий процесс "немыслимо сложным", считает Хупер.

Скандалы, связанные с нашумевшим бестселлером, стали для фильма двумя сторонами одной медали. С одной стороны, в том случае, если бы на одном из судов Дэн Браун был признан виновным, то фильм вовсе мог не выйти на экраны. Однако вторая сторона медали представляет собой неоценимый интерес зрителей к картине еще задолго до ее выхода. После столь шумных разбирательств трудно найти человека, который хотя бы из любопытства не хотел бы посмотреть из-за чего, собственно, такой шум.

И, похоже, суды, многочисленные разбирательства станут для экранизации "Кода да Винчи" всего лишь обратной стороной медали.

Поскольку суд счел многочисленные обвинения безосновательными и Дэн Браун признан невиновным, то голливудская новинка, да и сама книга, получили лишь очередную дозу успеха PR-кампании. С чем их и поздравляем.

Реклама на веке
БЛЮЗ под открытым небом! Мастер, объединивший все виды, жанры, техники изобразительного искусства