Максим Ликсутов с парковок на взлет

С 8 по 11 марта - праздничные дни, парковки в столице станут бесплатными. Это вряд ли утешит водителей: еще с прошлого снегопада на многих парковочных местах хранят собранный снег – его оказывается некуда вывозить. А, может, кому-то просто выгодно, что москвичи вынуждены нарушать правила парковки?

Снегопад-2 опять стал «неожиданным»?

Автостоянки в центре Москвы объявили бесплатными на четыре праздничных и выходных дня. На своей официальной странице в Twitter столичный мэр Сергей Собянин сообщил, что оставить автомобиль можно будет на любой улице, включенной в зону городского парковочного пространства. «Интенсивность движения транспорта в праздничные дни традиционно снижается, поэтому бесплатная парковка не повлияет на загруженность городских дорог. Просим водителей соблюдать правила дорожного движения и стоянки, чтобы не создавать аварийных ситуаций для пешеходов и других автомобилистов», - подтвердил и заммэра Москвы по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов. Но плоскостные парковки со шлагбаумами все равно будут работать в прежнем режиме по действующим тарифам.

Правда, подавляющее большинство автомобилистов вряд ли рискнут воспользоваться мэрскими щедротами – 7 и 8 марта синоптики прогнозируют новый аномальный снегопад, который может создать большие проблемы для движения транспорта. Уже сейчас на некоторых магистралях наблюдаются колонны мертво стоящих автобусов, а пассажиры вынуждены прорываться до метро по заснеженному и ледяному бездорожью и разгильдяйству.

Реклама на веке

По словам Сергея Собянина, прошедший в столице в воскресенье и ночь на понедельник снегопад был настолько мощным, что уже не хватает мест, куда можно «растащить» многочисленные 16-метровые сугробы. А заммэра по вопросам ЖКХ и благоустройства Петр Бирюков опять рапортует о 10 тыс. единиц спецтехники, которые якобы круглосуточно расчищают улицы и дороги. Но, судя по комментариям и фотографиям москвичей в соцсетях, дворники и снегоуборочная техника ходят по столице какими-то тайными тропами и до сих пор остаются дефицитом во многих районах.

«Для такого объема выпавшего снега в городе нет снегоплавильных мощностей, и даже теоретически создать их не представляется возможным. В сложившейся ситуации в первую очередь следует расчищать дороги, обеспечивать работу общественного транспорта, - заявил столичный градоначальник. - Затем - дворы и тротуары, затем - парковки. Затем наступает черед сбрасывать снег с крыш, и надо заново чистить тротуары и парковки, и так по кругу».

Координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов соглашается: в таком порядке есть своя логика, но проблема в том, что собранный снег дворники вынуждены хранить на тех же парковочных местах, хотя его можно было бы вывозить на неэксплуатируемые территории до полноценной весны. Вот и выходит, что подходящее для парковки место будет не так-то просто найти – хоть бесплатно, хоть за деньги.

«На прошедших выходных было тревожно - вдруг снова «беспрецедентные осадки» заблокируют дороги? – рассказал «Веку» первый зампредседателя Комиссии по общественному контролю ОП РФ Артем Кирьянов. - Безусловно, сейчас любое выпадение осадков резко ухудшает транспортную обстановку в столице, приводя к пробкам, поскольку до сих пор предыдущие завалы не разобраны. И что характерно - плохая работа предыдущего периода как бы дает право работать плохо и дальше, ссылаясь на перманентный аврал. Видимо, именно поэтому места платной (!) парковки вообще не пытаются чистить, в лучшем случае используя их для временного хранения снега, в худшем - просто забывая об этих сугробах. Наверное, есть и в этом логика: зачем парковаться в сложных погодных условиях, в то время как надо разгружать движение. Только эта логика извращенная, никак не учитывающая интересы граждан - в том числе и резидентов по месту жительства, и инвалидов. Деньги, собираемые за парковки, выглядят очень серьезно, однако парковочная ситуация критическая. Дороги превращены в узкоколейки, переходят в пользовательский режим одностороннего движения, а граждане получают штрафы за неправильную парковку! Самым слабым решением мэрии могла бы быть отмена оплаты парковок в феврале-марте, но даже это решение, по всей видимости, не по силам Департаменту транспорта и Департаменту ЖКХ Москвы. Считаю, что по итогам зимы мэром Москвы должны быть приняты сильные кадровые решения, отставки виновных должны состояться. При этом логика парковочных мест тоже должна быть подвергнута переосмыслению с учетом ежегодных «беспрецедентных» осадков».

Ориентир на штрафы

В целом доходы столичного бюджета от платных парковок и штрафов за нарушение ПДД в 2017 году выросли до рекордных 22 млрд. рублей – это примерно половина казны среднего субъекта ЦФО, говорят эксперты. Непосредственно за стоянку на парковках в прошлом году автомобилисты заплатили 5,3 млрд. рублей – на 21% больше, чем в 2016-м; штрафы за игнорирование парковочных норм и требований ПДД выросли на 26%.

В Департаменте транспорта Москвы неоднократно говорили о том, что цель платных парковок – не столько заработать, сколько упорядочить городскую инфраструктуру для всех участников движения. А сам Максим Ликсутов не первый год призывает москвичей окончательно перейти на общественный транспорт. «Будем точечно расширять зону платной парковки, жестче бороться с нарушителями, - заявлял главный транспортник Москвы. - Понимаете, мы не ратуем за отказ от личного автомобиля, как кому-то может показаться. Речь об ином: о рациональном использовании своей машины».

Самой мэрии рациональности, видно, не занимать. «22 миллиарда сама по себе цифра впечатляющая, даже по московским меркам, но еще важнее то, из чего она складывается, - заявил «Веку» руководитель «Центра Электоральных Практик» Сергей Поляков. - Ведь львиная доля этих денег - поступления от штрафов! И в этом кроется исчерпывающий ответ на вопрос, почему не строятся новые парковки, почему не развивается парковочное пространство, почему не растут многоуровневые автоматизированные паркинги, но как грибы после дождя на улицах Москвы растут знаки «остановка запрещена». Так же как не бывает бывших разведчиков, так и не бывает бывших бизнесменов, и руководитель транспортного хозяйства Москвы Максим Ликсутов - наглядное тому подтверждение. Зачем нужно заботиться об удобстве горожан, тратить деньги и усилия на обустройство парковочного пространства города, если больше денег приносят штрафы за нарушение парковочных правил?».

В общей сложности в столице функционирует 80 тысяч платных парковок в 85 районах. За неоплаченное нахождение на платной парковке предусмотрен штраф в размере 2,5 тысяч рублей, а за нахождение автомобиля в непредусмотренном для этого месте – 3 тысячи рублей. Увеличение платежей за нарушения происходит также благодаря расширению сети камер видеонаблюдения на столичных дорогах. И, как обещал господин Ликсутов, к 1400 функционирующим камерам в 2018 году добавится еще 500-700 единиц. А почему нет? – Вложения себя окупают!

Начальник транспортного «цеха» для «своих»

План развития столичного транспорта, о реализации которого было объявлено еще в 2011 году, предусматривает весьма объемный бюджет. Сюда включены масштабное строительство метро, расширение улично-дорожной сети, реконструкция Малой кольцевой железной дороги (МЦК), создание выделенных полос на основных магистралях, а также обновление подвижного состава (вагонов подземки, трамваев, автобусов и троллейбусов) – в общем все то, что поможет-таки пересадить столичных водителей на общественный транспорт.

На эти цели за семь лет московские власти потратили уже 175 млрд. рублей, причем львиную долю заказов (132,8 млрд.) собрал «Трансмашхолдинг» Искандера Махмудова и Андрея Бокарева. Напомним, до 2012 года совладельцем этой компании был и сам Максим Ликсутов. И некоторые наблюдатели полагают: чиновник до сих пор оберегает свои бизнес-интересы, несмотря на его заверения, что после перехода в правительство Москвы он продал принадлежавшие ему пакеты «Аэроэкспресса» (12,5%), «Трансмашхолдинга» (8%) и «Трансгрупп» (25%).

Вот и теперь Департамент транспорта обещает уже в апреле объявить очередной конкурс для поставщиков вагонов – столичное метро потратит 51,2 млрд. рублей на закупку 594 вагонов новой модификации поезда «Москва». Этот тендер очевидно станет одним из крупнейших для метрополитена с 2012 года. Разработчиком поездов этого типа является ОАО «Метровагонмаш» (входит в тот же «Трансмашхолдинг»), который и без того выступает сейчас единственным поставщиком вагонов для московской подземки и уже выразил заинтересованность в новом тендере. И хотя представители мэрии уверяют, что поставлять вагоны может любой производитель, выдержавший техтребования заказчика, опыт прошлых лет показывает – шансы у других поставщиков практически нулевые.

В конце прошлого года Максим Ликсутов рассказал, что парк наземного пассажирского транспорта в Москве обновлен на 90%, а метро – на 37%. Кстати, конкурсом на поставку вагонов ранее интересовались и иностранные компании: Siemens совместно с «Русскими машинами», Bombardier с «Уралвагонзаводом», испанская CAF с группой «Синара» Дмитрия Пумпянского, чешская Skoda и южнокорейская Hyundai. Но странным образом на «розыгрыш» прибыл только «Трансмашхолдинг» - по словам заграничных коллег, по условиям конкурса требовалось в сжатые сроки локализовать в России производство и открыть конструкторское бюро. Но кому-то помешали санкции, кому-то не удалось создать СП. В итоге два контракта в 2014 году - на поставку и обслуживание 644 вагонов (143,96 млрд. рублей) и 768 вагонов (133,14 млрд. рублей) – получил опять же ТМХ. При этом портфель заказов на поставку и обслуживание техники до 2019 года может составлять почти 260 млрд. рублей.

«Дизельэлектробус» вместо «троллика»

В транспортном ведомстве столицы также обещают с 2021 года перейти на электробусы, отказавшись от троллейбусов и части автобусов. В конце февраля специалисты Ликинского автобусного завода (входит в группу ГАЗ) презентовали Сергею Собянину и губернатору Подмосковья Андрею Воробьеву новый транспорт, который называют экологичным.

Начальная (максимальная) стоимость трех контрактов на поставку электробусов в 2018 году составляет 10,55–10,79 млрд. рублей .Участвовать в тендерах планирует группа ГАЗ и «Камаз», говорят их представители. Интерес к закупкам электробусов проявляют также группа Volgabus Алексея Бакулина; ПК «Транспортные системы» (на мощностях своего партнера, Тверского вагоностроительного завода, принадлежит ТМХ) и Сокольнический вагоноремонтно-строительный завод (филиал «Мосгортранса»).

Член общественного совета при Минтрансе России Кирилл Янков считает закупку транспортных средств Москвой «порой избыточной». Обновлять парк нужно тогда, когда это дает новые потребительские свойства, говорит он. Преждевременной называет Янков и закупку электробусов – они требуют более длинной опытной эксплуатации.

Кстати, история с электротранспортом уже привела к скандалу. Минувшей осенью Максим Ликсутов провел так называемые «общественные слушания» по этой теме, однако многих активистов и не лояльных к мэрии журналистов туда не пустили. Поговаривали, что глава дептранса очень боялся провокаций со стороны «случайных» слушателей, а потому анонс встречи держался в строгом секрете почти до дня ее проведения. В итоге, говорят, «общественные слушания» превратились в спектакль с тщательно отобранной массовкой.

Что характерно, в тот день в Москве не оказалось главного защитника «рогатого» транспорта – депутата Мосгордумы Елены Шуваловой, которую срочно направили в командировку. Да и ее «круглые» столы в МГД господин Ликсутов постоянно игнорирует, несмотря на личные приглашения – даже замов своих перестал присылать.

В итоге «общественных слушаний» чиновники порешили: по «просьбам трудящихся» при «широкой» поддержке общественных организаций московский троллейбус упразднить и пустить электробусы, которые, к слову, совсем не экологичные – ведь дизельный отопитель для обогрева салона и аккумуляторов будет пыхтеть не хуже автобусов, говорят специалисты. А представители Гринпис добавляют: электробусы тяжелее троллейбусов (вес батареи 1,5 тонны) и неэкономичные (за счет двойного преобразования энергии) и поэтому неэффективны. Но разве дептранс, уже подсчитывающий бюджеты на «передовой» транспорт, станет прислушиваться к природоохранникам и общественникам? Не для того их собирают.

Из транспортников в губернаторы?

Максиму Станиславовичу сейчас вообще не до критики. В последнее время заммэра Москвы усиленно «сватают» на место губернатора Московской области. Нынешний глава региона, как ожидается, может возглавить МЧС, куда его «отправляют» с осени минувшего года – уж слишком недовольны им жители МО. Да и участившиеся стычки Андрея Воробьева с Сергеем Собяниным (по поводу вывоза и утилизации мусора или проблем строительных компаний), по слухам, противоречат интересам федерального центра.

Говорят, кандидатуру Ликсутова поддерживают не только столичные власти, но и администрация президента, и бизнесмены с интересами в Подмосковье. А основной движущей силой стали те самые деловые партнеры самого богатого чиновника мэрии – господа Махмудов и Бокарев, которые, как говорят, обсудили этот вопрос с Игорем Сечиным и Дмитрием Медведевым. Видимо, границы Москвы стали им тесны, а пакет АО «Мосметрострой» пригодится и на подмосковных заказах. Здесь же, например, проведут парализующий движение электричек дорогостоящий «Аэроэкспресс», введут поборы с таксистов и расширят сеть платных парковок – в-общем, вырастят собянинскую вотчину до размеров всего региона.

Реклама на веке
Внутренний туризм планируют развивать за счет автолюбителей Предприятия оборонного комплекса переориентируют на выпуск медицинской продукции