Микоян: вся жизнь как МиГ

Микоян: вся жизнь как МиГ
Фото: http://forum.interactiveavia.ru/
Сегодня пройдет прощание со скончавшимся в минувшую пятницу на 95-м году жизни Героем Советского Союза, Заслуженным летчиком-испытателем, генерал-лейтенантом авиации Степаном Анастасовичем Микояном, внесшим весомый вклад в развитие отечественной авиации, сообщила пресс-служба корпорации «МиГ».

Степан Микоян родился 12 июля 1922 года в Тбилиси в семье видного советского государственного деятеля Анастаса Ивановича Микояна. В августе 1940 года Степан успешно сдал экзамены в Качинское училище военных летчиков. По его воспоминаниям, свой первый полет он совершил на тихоходном По-2 под присмотром инструктора Василия Сталина. Заканчивать учебу пришлось уже в Саратовской области 13 сентября 1941 года, куда было эвакуировано училище. Там же Степана переучили на летчика Як-1, а в декабре его направили в авиаполк, защищавший Москву.

На войне случается всякое, бывает, что по ошибке попадаешь и под «дружественный» огонь, вспоминал в одной из своих книг Степан Микоян. Так получилось 16 января 1942 года, когда самолет Микояна был сбит над городом Истра летчиком Родионовым, как потом выяснилось, по ошибке, в горячке боя перепутавшего его Як с «мессером». Степан смог посадить пылающую машину, но сразу попал в медсанчасть с ожогами 3-й степени. Только спустя несколько месяцев его, немного подлечившегося, направили под Сталинград. А о летчике Родионове, по воспоминаниям Степана Микояна, так никому и не сказали. Однако стало известно, что спустя пару месяцев он геройски погиб в неравном бою с тремя фашистскими стервятниками. выполнив двойной таран самолетов противника. За этот подвиг Родионову посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

Между тем, серьезная травма колена при аварийной посадке оставила Микояну пожизненную память о войне. До последних своих дней Степан Анастасович заметно прихрамывал, однако это не мешало ему уже на восьмом десятке лет уверенно ездить на машине по Москве. Говорят, что в автомобиле он чувствовал себя как и в кабине боевого самолета. Ездил грамотно и уверенно.

Реклама на веке

Микоян: вся жизнь как МиГ

Фото: m.ok.ru

О боевом пути Степана Микояна, закончившего Великую Отечественную войну, как и положено, в небе над Германией, говорят его награды. Кроме ордена Красного Знамени, четырех орденов Красной Звезды, ордена Отечественной войны 1-й степени он награжден медалями «За боевые заслуги», «За оборону Москвы», «За оборону Сталинграда» и «За взятие Берлина». Степан Микоян ежедневно участвовал в боевых вылетах, лично подбил шесть вражеских самолетов. Ему доводилось выполнять и спецзадания - сопровождать и защищать с воздуха следовавшие на запад литерные поезда Георгия Жукова, а такжке других военачальников.

Закончив войну, командир звена истребительного полка капитан Микоян в июне 1945 года женился на Элеоноре Лозовской, дочери известного в довоенные годы летчика-испытателя Петра Лозовского. Супругой Степану Микояну она была до последних своих дней.

Стоит отметить, что в большом семействе Микоянов авиация с давних пор была как бы семейной традицией. Брат Владимир был летчиком-истребителем, ушел на фронт добровольцем. В 1942 году его сбили в бою и он погиб. Брат Алексей тоже ушел на фронт летчиком. Был командиром полка, дивизии, корпуса, получил генеральское звание, скончался в 1986 году. Брат Вано был авиаконструктором, 46 лет проработал в КБ Микояна, в последние годы был заместителем главного конструктора. Создатель многоцелевого истребителя МиГ-29 скончался в 89 лет. Степан Микоян оставался последним из славной семьи. Но вот и его не стало...

В Военно-воздушной академии имени Жуковского Степан Микоян учился с 1945 по 1951 год и сразу же после ее окончания приступил к летно-испытательной работе в НИИ ВВС. 23 года он испытывал боевые самолеты МиГ. 3 сентября 1975 года за успешно проведенные испытания МиГ-25 Микоян был награжден «Золотой Звездой» Героя Советского Союза и орденом Ленина.

По информации пресс-службы корпорации «МиГ», Степан Микоян летал вплоть до 1978 года. В общей сложности он освоил 102 типа самолетов, налетал при этом около 3,5 тыс. часов. С апреля 1978 года Степан Анастасович - заместитель главного конструктора московского НПО «Молния» по летным испытаниям. При подготовке полета космического корабля многоразового использования «Буран» он отвечал за самое трудное - управляемость корабля при снижении и посадке.

При всем многообразии «облетанных» Степаном Микояном машин главным в его жизни был МиГ-25. По натовской квалификаци это Foxbat - сверхзвуковой высотный двухдвигательный истребитель-перехватчик 3-го поколения, спроектированный Конструкторским бюро Микояна. Между прочим, уникальную аэродинамическую схему этого самолета разрабатывал лично Артем Иванович Микоян. Уже в первые годы выпуска в небо поднялось 1186 машин этой модели, они отправлялись на экспорт в государства Варшавского договора, а затем и в так называемые «страны третьего мира». И сейчас МиГ-25 стоит на вооружении в Польше, Болгарии, Индии, Сирии, Ливии, Алжире, Египте и ряде других стран.

Общепризнано, что МиГ-25 - один из лучших боевых самолетов, когда-либо созданных в мировом авиастроении. Эта машина широко известна за рубежом. На ней поставлено более 30 мировых рекордов, многие из которых не превзойдены до сих пор.

Случилось так, что уже Герою Советского Союза Микояну пришлось в 1976 году снова заняться испытанием МиГ-25. Об обстоятельствах этого позднее рассказал заместитель главного конструктора КБ Микояна Лев Шенгелая. Это произошло 6 сентября 1976 года. Предатель Беленко, как многие еще помнят, угнал МиГ-25 в Японию. Американцы быстро обследовали советский самолет, выявили все его секреты и только потом вернули. Спецы авиастроения сразу поняли, что удалось выудить американцам. На высшем уровне было принято решение заменить все секреты самолета на новые. Уже 4 ноября 1976 года вышло специальное постановление правительства СССР. За 3-4 недели были найдены все необходимые технические решения и все рассчитано. Заводы занимались модернизацией МиГов в три смены. Тут-то и летчику Микояну пришлось подключиться к испытаниям модернизируемой машины.

Специалисты говорят, что МиГ-25 уже не тот, что был в начале 70-х годов прошлого века. Это более современный самолет. «МиГ-25» при необходимости теперь мог лететь быстрее любого самолета в мире. Максимальная скорость – свыше 3000 км/ч. Но на этом его история не кончается. МиГ-31 - это практически глубокая модификация МиГ-25, который сегодня является лучшим истребителем в мире.

В кругу самых близких людей Степан Микоян рассказывал, что его МиГ-25 даже сумел предотвратить ядерную катастрофу. Это было во время арабо-израильской войны, когда бои шли у Асуанской плотины, построенной Советским Союзом. Плотину могли взорвать и тогда просто смыло бы в море несколько государств. В советском руководстве было принято решение дать понять кое-кому, что за плотину придется ответить. По приказу из Москвы МиГ-25 имитировал атаку боевых позиций противников Египта с недоступной для американской ПВО высоты 22-23 км. Никсон и Брежнев тут же по спецсвязи договорились развести противостоящие стороны. Вполне вероятная ядерная война двух сверхдержав была предотвращена.

О вкладе Степана Микояна в развитие авиакосмической отрасли страны рассказал на днях НСН летчик-испытатель, Герой России Магомед Толбоев, хорошо знавший Степана Микояна. Он был для всех летчиков-испытателей учителем, отметил Толбоев. Последние годы в отряде космонавтов «Бурана», рассказал он, Микоян был начальником полетной подготовки и мы с ним совместно работали. Он был летчиком-испытателем от Бога, заявил Толбоев. И добавил, что придет обязательно со своими товарищами проститься со Степаном Микояном.

Реклама на веке
Частным перевозчикам разрешат штрафовать безбилетников Эксперты прогнозируют замедление на рынке ипотеки