Москвичей беспокоит экология столицы

Москва без пыли, без автомобильных пробок, с благоустроенными общественными зонами не только в туристическом центре, но и в обычных дворах – все это мечта, нереальная фантастика? Или столица может стать чище и уютнее?

Лидер экологической партии «Альянс зеленых» Александр Закондырин в своей программной статье в «Ведомостях» заявляет, что Москве нужна «зеленая» реновация, которая позволит сделать жизнь здесь более благоприятной для москвичей.

Размышления Закондырина особенно актуальны сейчас, когда холодная и ветреная весна обострила традиционную городскую проблему: пылевые вихри носятся по улицам, забивая мелким песком глаза, рот, нос. Но у проблемы есть решение. В современных мегаполисах давно уже устанавливаются системы пыле- и шумоподавления. У Москвы есть на это деньги, но, видимо, пыль и шум не являются приоритетом для городских властей, хотя содержание в городском воздухе мелкодисперсных частиц диаметром 10 и менее микрон (РМ 10) составляет 33 мкг/м3. Это само по себе выше нормальных значений, но временами показатель зашкаливает и до 900 мкг/м3. Значительно выше нормы на большей части Москвы и показатели городского шума.

Но и шум, и пыль москвичи уже научились воспринимать почти как неизбежное зло. И хотя, например, по оценкам ВОЗ, показатели РМ 10 в городском воздухе напрямую влияют на развитие рака легких и сердечнососудистых заболеваний, вряд ли многие москвичи сознательно задумываются об этом, когда говорят о проблемах городской экологии в столице.

Реклама на веке

При этом почти половина горожан высказывает серьезную озабоченность состоянием окружающей среды в городе. Но на первом месте, безусловно, стоит городской транспорт и подавляющее влияние на экологию растущего автопарка столицы. 90% всех выбросов – это именно автотранспорт.

Хотя очевидно, что без автомобилей и автобусов городу не обойтись, откровенно удивляет решение московских властей о ликвидации троллейбусных маршрутов. Это тем более странно, когда все большее число мегаполисов рассматривает перспективы развития именно электротранспорта. В этом отношении строительство новых станций метро является позитивным фактором, так как значительно сокращает необходимость пользования частным автомобилем в городе. Но удивляют низкие темпы развития инфраструктуры для электротранспорта.

Очевидно, серьезный толчок этому мог бы придать пилотный проект по пересадке столичных чиновников, хотя бы муниципальных на электромобили. Власти города не только показали бы позитивный пример, но и вынуждены были бы вкладываться в развитие необходимой инфраструктуры хотя бы в собственных интересах, которые бы совпадали и с интересами москвичей.

Развитие городского электротранспорта имеет и еще одно важное значение: сокращается необходимость роста улично-дорожной сети, которой не хватает не только из-за роста столицы, но и из-за того, что уже существующие магистрали не справляются с потоком транспорта в городе.

Еще одно необходимое решение для того, чтобы москвичам и гостям столицы стало легче дышать - вывод за пределы города Московского нефтеперерабатывающего завода и других промышленных предприятий, чья плата в бюджет за негативное воздействие не компенсирует на самом деле ни ущерб экосистеме города, ни здоровью москвичей.

Нельзя не заметить, как в последние месяцы обострилась проблема мусора. Уже даже специалисты иной раз не могут определить удушливый и отравляющий запах, накрывающий столицу – это выбросы НПЗ или выхлопы окружающих Москву свалок. Но проблему «мусорных бунтов» Подмосковья, справедливо считает Закондырин, надо решать еще при сборе мусора. Но пока попытки столичных властей наладить раздельный сбор отходов нельзя признать достаточно активными и настойчивыми. А ведь налаженный процесс сортировки мог бы уменьшить общий объем мусора на 50%, а массу – на 20% (отходы на стадии вывоза измеряют по объему – в кубометрах, а при захоронении на полигонах тоннами, по массе).

Пока власти города не могут решить проблему мусора за них это делают крысы. Сейчас их в Москве рекордное количество, по некоторым оценкам, уже более 30 млн. Зато в последнее время участились случаи замуровывания заживо кошек в подвалах домов сотрудниками коммунальных служб. Столица уже имела всплеск роста крысиного поголовья, когда на волне антитеррористических мероприятий коммунальщики замуровали все подвалы, и в городе стало меньше кошек. Расчет на то, что их смогут заменить бродячие собаки, не оправдался: при наличии свалок им незачем охотится на крыс. Но теперь в Москве процветает догхантерство, а профильные чиновники лишь разводят руками.

Столице нужен системный план по органичному развитию городской среды, которая давно уже включает не только человека и его инфраструктуру. И значительную роль в городской экологии, в санитарно-эпидемиологической обстановке в городе, действительно, стала играть проблема мусора.

Стоит отметить, что теперь, когда старая советская система сбора отдельно пищевых и промышленных отходов, макулатуры и стекла (банок и бутылок) деградировала, нам теперь приходится выбирать между европейской и американской моделями. Первая - это пять ведер (для пищевых отходов, стекла, пластика, металла и бумаги); вторая — два (для пищевых и непищевых отходов). Впрочем, любая из этих моделей ведет к главному – сокращению объема мусора. 50% его объема – это упаковка, которая может быть переработана с помощью целого ряда современных и уже традиционных технологий – по бумаге, стеклу, пластику и металлу. А это, кстати, не только уменьшение захораниваемого мусора и сокращение экологического вреда свалок, но и вторичная переработка ресурсов, которая также дает свой экологический эффект. Даже если этот мусор просто сжигать, но сжигать на современных мусороперерабатывающих заводах.

Пример, скажем, Вены показывает, что подобный завод может быть расположен прямо в городе, но лишь улучшать экологию, не говоря уже о дополнительной дешевой энергии, которая очень нужна и Москве. Стоимость киловатта или килокалории тепла в столице постоянно растет. Электричество и тепло стоят все дороже, тогда как ТЭЦ сжигают больше топлива, нагружая столичную атмосферу дополнительными порциями смога и канцерогенов. Сегодня из-за утечек тепла мегаполис вырабатывает и потребляет больше тепловой энергии, чем ему необходимо.

Программы реновации столицы должны предусматривать не только получение более дешевой энергии, но и технологии энергосбережения. Власти должны начать строить дома с высокой энергоэффективностью. Возможно, в нашем климате сложно строить полностью «пассивные» здания, которые не требуют систем активного отопления или охлаждения. И все же, применение «зеленых стандартов» и современных энергоэффективных технологий при строительстве, по мнению Закондырина, позволит уменьшить потребление энергии, сократит расходы москвичей и сделает воздух в городе чище. Причем не обязательно строить дом «с нуля»: грамотный капремонт также может повысить энергоэффективность старых зданий.

Как отмечает Закондырин, минимизировать последствия выбросов в Москве, улучшить качество воздуха должны зеленые насаждения, которых столице по-прежнему не хватает несмотря на масштабные программы «Моя улица» и «Миллион деревьев», а также присоединение «Новой Москвы». За последние 15 лет город потерял не менее 700 га деревьев и кустарников, озелененные территории составляют менее 10% площади Москвы.

По словам главы «Альянса зеленых», «высшим пилотажем» реновации для столичных властей станет, «если в результате этой перестройки мы сможем восстановить «зеленые лучи», или «клинья проветривания», которые были предусмотрены в столице Генпланом 1936 года».

Это были лесопарковые зоны-коридоры, по которым чистые воздушные массы могли зайти в город, а смог, наоборот, выдувался. Сегодня большая их часть застроена высотками, и эффект «проветривания Москвы» потерялся. Восстановив их, мы получим в городе более чистый и насыщенный кислородом воздух.

К современным технологиям озеленения стоит отнести озеленение крыш зданий, популярное сегодня в Европе. В Швейцарии более 25% крыш городских зданий отведены под сады и зеленые газоны. В Париже на крышах не только сажают клумбы, но и разводят пчёл. В Германии под зеленые насаждения отводят уже не только общественные здания, но и крыши частных домов. В Москве, по подсчетам архитекторов, можно посадить растительность примерно на 40 га крыш. Дополнительный кислород и дополнительные рекреационные пространства – большая польза для мегаполиса.

Кстати, рекреационной зоной города практически перестала быть его ключевая артерия – Москва-река. На всем ее течении через столицу нет ни одного пляжа. Даже там, где река не заключена в бетон и можно подойти к самой воде, москвичей встречают пугающие надписи – «Купаться запрещено». А городские рыбаки давно уже пугают горожан рассказами о мутантах из городских водоемов. Москва-река нуждается в комплексной реабилитации.

Как подчеркивает Закондырин, невозможно рассчитывать на качественные изменения в жизни Москвы без формирования экологического сознания самих жителей города. Однако задвинутые на периферийный план экологические проблемы Москвы, кажется, не попадают в сферу приоритетов столичных властей, которым явно не хватает системы стратегического планирования и квалифицированного экспертного подхода в решении экологических проблем города.

Состояние экологии - это интегральный показатель качества жизни общества. Только в условиях благоприятной окружающей среды человек может быть счастливым и здоровым, считает Закондырин, напоминая, что о своих экологических требованиях жители столицы могут заявить сейчас, в преддверии выборов мэра Москвы.

«В сентябре этого года состоятся выборы мэра Москвы. Это шанс изменить существующее положение дел и провести общегородскую содержательную дискуссию о «зеленом» будущем столицы. Выборы - это возможность рассказать москвичам правду о состоянии экологии мегаполиса. Именно поэтому я принял решение принять участие в «зеленых» праймериз экологических организаций Москвы на должность градоначальника», - заявил глава «Альянса зеленых».

О своей поддержке экологической программы развития Москвы каждый москвич сможет заявить в рамках праймериз «зеленых». Уже сейчас на сайте «Зеленыйкандидат.москва» организовано онлайн-голосование. После майских праздников пройдут публичные дебаты кандидатов. Потом любой желающий сможет принять участие в оффлайн-голосовании, площадки для которого будут организованы в каждом административном округе столицы. Итоги праймериз, по результатам которых будет объявлен единый кандидат от «зеленых» на выборах мэра Москвы, будут подведены в рамках Московского экологического форума.

Реклама на веке
Встреча корейских лидеров: рукопожатие, взволновавшее мир Як-141 оказался прототипом американского истребителя F-35