На две закрытые фирмы в России приходится одна новая

За прошлый год в России ликвидировали в два раза больше компаний, чем открыли, свидетельствуют результаты исследования FinExpertiza. Сказываются «технические» причины, но также проблемы с деловым климатом и убыточность бизнеса.

Эксперты аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza изучили динамику закрытия и открытия российских компаний в минувшем году. Выяснилось, что ушли с рынка более 600 тыс. юридических лиц, на смену которым пришло всего 290 тыс. новых фирм. Таким образом, прекративших деятельность компаний оказалось в 2,14 раза больше, нежели вновь созданных. Противоположная картина отмечается лишь в 5 субъектах федерации, где на рынок вышло больше компаний, чем его покинуло.

Несомненным лидером по открытию новых компаний стал Крым – там начали работу более 1700 юрлиц, впрочем, почти столько же компаний прекратило деятельность – 1600. Драйвером захода бизнеса на полуостров эксперты называют федеральную целевую программу развития, в рамках которой в Крыму запущена свободная экономическая зона. Наилучшим соотношением по формуле «открытые минус закрытые фирмы» может похвалиться Ингушетия, где на 384 прекратившие работу фирмы приходится 615 новых. Положительная динамика отмечается и в Чечне, где рынок покинули 594 компании, а вышли на него 657.

При этом в 80 субъектах федерации картина противоположная. Хуже всего дела обстоят в Калининградской области, где деятельность прекратили около 7 тыс. юрлиц, а зарегистрировано было лишь 1,5 тыс., хотя на анклаве также функционирует свободная экономическая зона, резиденты которой не платят имущественный налог и налог на прибыль. Негативная динамика отмечается и в Дагестане, где на 990 начавших работу компаний приходится свыше 5 тыс. закрытых. В компании «СКБ Контур» говорят, дагестанские фирмы часто закрываются, поскольку средняя продолжительность их работы составляет всего 4,4 года. Ведущий аналитик «СКБ Контур» Владимир Савельев говорит, как правило, рынок на Северном Кавказе покидают молодые компании, не сумевшие найти свою нишу, зато фирмы с историей плотно удерживают свои сегменты рынка.

Реклама на веке

Первый вице-президент «Опоры России» Владислав Корочкин подытоживает, в масштабах страны причинами краха компаний, как правило, является падение выручки вследствие сокращения реальных доходов граждан, и высокое фискальное давление на фоне низкой рентабельности. Председатель совета директоров FinExpertiza Елена Трубникова добавляет в список дороговизну кредитов, а также отсутствие опыта выживания компаний и недостаток квалифицированных кадров.

Реклама на веке
В Астраханской области сменился врио губернатора Алкоголь и сигареты выпали из топ-5 самых популярных товаров у россиян