«Национальный рейтинг» назвал лучших губернаторов за март и апрель. Часть 2

Валерий Радаев (Саратовская область) в марте был объявлен «врио» с пожеланиями Владимира Путина «так же активно и результативно работать, как и до сих пор». Президент при этом выдвинул условие, чтобы Валерию Васильевичу на выборах оказали доверие избиратели.

Центр информационных коммуникаций «Рейтинг», в рамках проекта «Национальный рейтинг», опубликовал очередное исследование, посвящённое оценке деятельности глав субъектов Российской Федерации. Объектом исследования стали руководители субъектов Российской Федерации. Хронологические рамки рейтинга охватывают март и апрель 2017 года.

Продолжение...

Третья группа рейтинга

Реклама на веке

«Национальный рейтинг» назвал лучших губернаторов за март и апрель. Часть 2

Факт переназначения саратовца Валерия Радаева и напутствий президента явился для губернатора определяющим. Тем более, что он получил вожделенную приставку к должности не слишком оперативно. Между тем, под эгидой КПРФ в регионе продолжаются акции, под уже не самым актуальным лозунгом ухода Валерия Радаева в отставку.

Губернатор поставил перед регионом амбициозную задачу, стать одним из лучших в Федеральном округе, но эксперты считают её практически невыполнимой: слишком сильны конкуренты и не слишком хороши дела в Саратовской области. В рассматриваемый период не обошлось без коррупционных скандалов — под удар силовиков попал министр образования. Традиционно сильной стороной региона является сельское хозяйство и повышенное внимание, которое оказывает ему Вячеслав Володин. Сам губернатор, по широко распространённому мнению, является его прямой креатурой. Что обеспечивает Валерию Радаеву не только сильного покровителя на федеральном уровне, но и наличие там влиятельных недоброжелателей. Несмотря на то, что многие эксперты «Национального рейтинга» критично относятся к фигуре Валерия Радаева, в своём большинстве они должным образом оценили полученное им разрешение избираться на новый срок. В результате позиции губернатора в исследовании существенно укрепились, хоть и не настолько, чтобы он покинул группу отстающих.

Ухудшилось положение Дмитрия Овсянникова (Севастополь). Постепенно прошёл энтузиазм жителей, вызванный уходом прежнего губернатора. Среди части местных элит стали явно проявляться конфронтационные настроения уже по отношению к его сменщику. Показателем этого стала коалиция десяти партий, направленная на выдвижение единого, оппозиционного Дмитрию Овсянникову кандидата на предстоящих губернаторских выборах. Пока, в отличие от своего предшественника, Дмитрий Овсянников не находится в состоянии прямой конфронтации с крупным бизнесменом, экс-спикером, ныне депутатом Закса Севастополя, Алексеем Чалым. Однако, многие эксперты стали указывать на явно возникающие между ними трения. Во время отчёта губернатора о работе правительства за 2016 год, именно Алексей Чалый активно выступил с критикой ввода в эксплуатацию объектов, против возведения которых протестовали местные жители. Ещё более показательным считают наблюдатели заключенное Дмитрием Овсянниковым соглашение по комплексной застройке одной из территорий Севастополя с генеральным директором ООО «Интерстрой» Евгением Кабановым. Не является большим секретом активное неприятие Алексеем Чалым, как самого проекта, так и выбранного для его реализации инвестора. Судя по тому, что Алексей Михайлович старается выражать своё несогласие с губернатором весьма дипломатично, до прямого публичного столкновения дело может и не дойти. Но эксперты крайне сомневаются в том, что он будет искренне играть в пользу Дмитрия Овсянникова. Хотя здесь многое зависит от твердой позиции федерального центра, располагающего большим ассортиментом, как кнутов, так и пряников, почти на все случаи местной политической жизни. Так, сейчас ведётся речь о возможном выделении государством 8 млрд руб. на проект «EnergyNet», который, по сообщениям экспертов, напрямую связан с бизнес-интересами Алексея Чалого и лоббируется губернатором.

Притчей во языцех являлось эпическое противостояние Виктора Назарова (Омская область) со всенародно избранным мэром региональной столицы Вячеславом Двораковским.

Относительно недавно оно закончилось полной победой губернатора. Опальный градоначальник отказался от участия в борьбе за своё кресло, уступив поле боя желающим (в настоящее время проходит конкурс на замещение должности мэра, в которой Вячеслав Двораковский не участвует). Между тем, многие эксперты полагают, что данная победа оказалась для губернатора пирровой. Именно упомянутый конкурс являлся центральным событием региональной политики. Он давал Виктору Назарову возможность поставить на город своего человека, резко укрепить позиции среди местных элит, продемонстрировать федеральному центру новую степень контроля над ситуацией. Именно таким путём губернатор пытался двигаться. На место мэра выставил первого вице-губернатора, публично обозначив, что последний пользуется его полной поддержкой. Неофициальным дублёром основному кандидату, на все случаи жизни, считался министр труда и социального развития областного правительства. В результате же случился очередной скандал: конкурс провести не удалось, т.к. все заявленные кандидаты сняли свои кандидатуры. В данном случае эксперты увидели признаки того, что прежнее противостояние области и города теперь дополнилось расколом окружения самого губернатора. Вскоре по имиджу Виктора Назарова судьба в лице силовиков нанесла ещё один удар. Против первого вице-губернатора, его ставленника в борьбе за кресло мэра, было возбуждено уголовное дело по коррупционным основаниям. На работе и дома несостоявшегося руководителя регионального центра прошли обыски. Безусловно, федеральному центру постоянные скандалы в Омской области надоели «хуже горькой редьки». По доминирующему мнению экспертов «Национального рейтинга», последние коллизии настолько вопиющи, что ставят под вопрос нахождение у руля самого губернатора.

Несмотря на распространение информации о грядущей отставке Марины Ковтун (Мурманская область), она существенно прибавила в «Национальном рейтинге». Эксперты отмечают, что в последнее время появились надежды на ускорение реализации арктических проектов, связанных с развитием Северного морского пути. Успешно прошёл визит в регион Дмитрия Медведева, вызванный пристальным вниманием федерального центра к стратегическому проекту Мурманского транспортного узла. Укрепило имидж Марины Ковтун решение правительства России о создании в области территории опережающего социально-экономического развития «Кировск». Эксперты одобрили внимание губернатора к реконструкции онкологического центра в Мурманске. Статистические данные, ставшие достоянием экспертного сообщества в последнее время, чаще играли на укрепление имиджа Марины Ковтун, чем на его ослабление. В частности, наблюдатели отмечали очень высокую динамику строительства жилых домов и высокую долю собственных доходов региона в его бюджете. Кроме того, к позитивной информации относилось соглашение об охране окружающей среды, заключенное с «Норникелем». Эта же компания в рассматриваемый период отрыла в Мурманске реконструированный перегрузочный терминал. В целом позитивную картину последних двух месяцев испортило массовое отравление детей в одном из городов региона. Несмотря на то, что эксперты «Национального рейтинга» как правило, критично воспринимают деятельность Марины Ковтун (распространено мнение, что её назначение связано с установкой на перераспределение финансовых потоков в пользу заинтересованных лиц), на этот раз они отнеслись к губернатору более благосклонно.

Егор Борисов (Республика Саха (Якутия) существенно ухудшил положение в «Национальном рейтинге». Сам по себе митинг за отставку действующего главы, учитывая особенности политической организации местных элит, событие из ряда вон выходящее. Особо сильное впечатление на экспертов произвело большое число участников данного мероприятия, несмотря на неблагоприятные погодные условия, собравшихся требовать ухода Егора Борисова. Раскол элит, недовольство населения в Саха (Якутия) не просто стал фактом, но и начал проявляться в публичной плоскости.

Планы правительства РФ в ближайшие годы приватизировать часть акций АЛРОСА, вошли в противоречие с местным законодательством, в части республиканской и муниципальных долей упомянутых ценных бумаг. В данном случае глава республики оказался в очень щекотливом положении. Какую бы позицию Егор Борисов не занял, он рискует либо серьезно испортить отношения с федеральным центром, либо обострить обстановку в регионе. Последнее, в свою очередь, так же приведет к недовольству Москвы его персоной. После смены руководства алмазодобывающего гиганта в московском офисе компании прошли обыски, сопровождающиеся выемкой документов. Очевидно, что дальнейшее раскручивание ситуации силовиками, чревато коррупционными разоблачениями и потенциально может затронуть очень многих не последних по статусу лиц Якутии.

О явных непорядках в управлении республикой, по мнению многих экспертов, свидетельствует одно из последних место Якутии в рейтинге эффективности региональных госзакупок (составлен Аналитическим центром при правительстве РФ).

Прочая информация, на которую обратили внимания наблюдатели, так же по преимуществу имела знак «минус» для Егора Борисова. Крупный скандал произошел на выборах главы Булунского района, итоги которых пришлось признать недействительными. Выборная тема нашла продолжение в заявлении депутата Госдумы РФ, обратившегося к Элле Памфиловой (глава Избиркома РФ) с просьбой защитить от административного произвола местные избирательные комиссии. Серьезнейшие нарушения выявлены при расселении из аварийного жилья. В частности, не сдано в эксплуатацию несколько десятков многоэтажных домов, которые должны были принять жильцов в прошлом и даже позапрошлом годах. Усугубляет ситуацию то, с какими проблемами сталкиваются люди, проживающие в аварийном фонде, из-за чрезвычайной суровости якутского климата. На этом фоне информация о закупке на несколько миллионов рублей золотых часов с надписью «От Главы Республики Саха (Якутия)», вызвала вполне понятное раздражение.

Пожалуй, впервые большая часть экспертов «Национального рейтинга» сошлась во мнении, о возможной отставке Егора Борисова до истечения срока его полномочий. Всё это не могло не повлиять на его положение в исследовании.

Виктор Зимин (Республика Хакасия) потерял позиции в «Национальном рейтинге». Рост инвестиционной активности и развитие туризма, на которые он делает упор, не компенсировали эффект коррупционных скандалов, сотрясающих небольшую республику. Уголовное дело бывшего руководителя администрации регионального главы прирастает всё новыми высокопоставленными фигурантами. Многие наблюдатели приравнивают его к наиболее громким подобным скандалами последних лет во всероссийском масштабе. Впрочем, коррупция поражает в Хакасии не только ближайшее окружение Виктора Зимина. Глава поселкового совета одного из местных райцентров нанёс ущерб бюджету более чем на 160 млн руб. Оскорбительные высказывания Виктора Зимина, на заседании регионального правительства назвавшего Новосибирск «колхозом и деревней», шокировали своей грубостью и безответственностью практически всех экспертов. В одном из районов Хакасии с жалобами на невыплаты зарплат обратились 138 учителей. По сведениям экспертов они готовы пойти на такой нетипичный для этой социальной группы шаг, как перекрытие федеральной трассы. Местный ОНФ обнародовал сведения о практике переселения людей из аварийного жилья, погорельцев в абсолютно непригодные для жизни новые дома. С другой стороны строители жилья для пострадавших от пожаров, после двухлетних мытарств, объявили голодовку, надеясь, наконец, получить свою заработную плату. Любопытно, что участники голодовки предварили её обращением за помощью… к Дональду Трампу, т.к. их апелляция к другим адресатам ни к чему не привела. Вполне логично, что в такой обстановке появляются желающие как можно скорее увидеть уход Виктора Зимина со своего поста: в избирком Хакасии поданы документы о проведении референдума о доверии этому главе.

Вячеслав Битаров (Республика Северная Осетия-Алания), находящийся на своём посту более года, пока не может похвастаться большими достижениями. Политическая ситуация в республике остаётся напряженной. Обнародованные итоги развития Северной Осетии-Алании за прошлый год рисуют безрадостную картину даже на фоне общероссийской далеко не блестящей ситуации. Составители рейтинга эффективности региональных госзакупок в аналитическом центре при правительстве РФ поставили республику на последнее место. Эксперты ожидают скандальных и непростых для партии власти выборов депутатов местного парламента в сентябре нынешнего года. Не теряет актуальности конфликт Вячеслава Битарова с главой регионального центра мэром Владикавказа Махарбеком Хадарцевым, который безусловно окажет некоторое влияние на ход предстоящей электоральной кампании.

Срыв программы по переселению из аварийного жилья вызвал жёсткую критику со стороны полпреда в СКФО. При этом Олег Белавинцев особо подчеркнул нетерпимость ситуации, когда данные, предоставляемые республикой, не соответствуют данным, находящимся в распоряжении федеральных структур.

В то же время эксперты обратили внимание на факты федеральной поддержки республики самого последнего времени. Так была списана задолженность лечебных учреждений Северной Осетии. Были выделены 400 млн рублей из резервного фонда правительства РФ на создание во Владикавказе филиала Мариинского театра. Тот же Олег Белавенцев инициировал разработку Федеральной целевой программы по развитию населенных пунктов одного из районов Северной Осетии. Вячеслав Битаров, сделав соответствующие умиротворяющие заявления, адекватно отреагировал на массовый митинг во Владикавказе, вызванный размещённым в интернете предложением переименовать Республику Ингушетия в Аланию. Кремль продолжает относиться к Вячеславу Битарову вполне позитивно, и это является его основным политическим и экономическим ресурсом. Впрочем, подобное положение характерно практически для всех регионов, которые самостоятельно не могут преодолеть глубокий кризис, в котором они находятся. При этом к самому Вячеславу Битарову эксперты относятся достаточно спокойно, не считая его лично причиной сложившейся в республике ситуации. Тем не менее, объективное положение Северной Осетии не таково, чтобы её руководитель мог рассчитывать на достойные места в «Национальном рейтинге».

Николая Меркушина (Самарская область) большинство экспертов считает главным кандидатом на ротацию. Привычными стали массовые акции с требованием его отставки. Даже в рамках антикоррупционных выступлений, почти повсеместно продвигающих федеральную повестку в Самаре, Николай Иванович фигурировал у протестующих в качестве одного из главных раздражителей. Сильнейший удар и без того не по самому устойчивому имиджу губернатора нанёс срыв сроков сдачи стадиона к ЧМ-2018. Давно известно, что язык Николая Меркушина является одним из его злейших врагов. Буквально на днях губернатор «на голубом глазу» раскрыл «государственную тайну», публично сообщив, что почти все российские регионы должны были формировать делегации (Самара выставила «шестьсот-восемьсот человек»), чтобы заполнить места на стадионах во время Олимпиады в Сочи. В том же ряду поступающего из области негатива — выявленный картельный сговор при проведении торгов в области строительства. В местных больницах собирались установить несертифицированное медицинское оборудование стоимостью 150 млн руб. Хамская выходка во время выступления Николая Меркушина на форуме «Экстремизму — нет» не красит её участника (исполнялась частушка «Коленька, Коленька, какой же ты убогонький»), но характеризует ту обстановку неприятия губернатора, которая сложилась в области. Анализируя данную информацию большинство экспертов «Национального рейтинга» уверенно прогнозируют отставку губернатора. Будет интересно проследить, оправдается ли их прогноз.

Виталий АРЬКОВ

Руководитель экспертно-аналитической сети PolitRUS, представитель Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК) в Волгоградской области

Влияние губернатора Андрея Бочарова в Волгоградской области в первом квартале 2017 года продолжало снижаться, однако он по-прежнему является самой влиятельной политической фигурой в регионе. В то же время заметно усилилось влияние как внутри региона, так и на федеральном уровне тех персон, которым общественное мнение приписывает желания и действия по приближению момента ухода Бочарова с поста губернатора. Среди таковых как бывшие и действующие депутаты Государственной Думы ФС РФ, так и высокопоставленные сотрудники силовых ведомств.

Надежды со скорым (особо желательно — досрочным) уходом Бочарова его оппоненты связывают с кадровыми изменениями в Администрации Президента России, где, если верить инсайдерской информации, Андрей Иванович утратил былую поддержку. Одновременно, впрочем, он приобрел её в Федеральном Собрании РФ. Учитывая рост влияния спикера нижней палаты Российского парламента и его вероятные карьерные перспективы, у Бочарова не всё так «грустно», как того хотелось бы его недругам.

К тому же, близкие к управлению внутренней политики Администрации Президента России источники высказывают сомнения в том, что в случае отставки Бочарова на должность волгоградского губернатора будет согласована персона из числа местных политиков. Как по праву рождения, так и считающихся таковыми за многолетнюю привязанность к региону.

Несмотря на старания по «переводу стрелок» в принятии непопулярных решений на руководителей муниципалитетов (в частности, сити-менеджеров Волгограда Александра Чунакова, затем и Виталия Лихачева), ответственность за ощутимые ухудшения реальных социально-экономических показателей и других параметров население региона всё чаще связывает именно с фигурой губернатора, поскольку он неоднократно обозначал себя центром принятия всех ключевых решений, возлагая на органы МСУ лишь их исполнение.

Как следствие — рост протестных настроений в регионе. Не столько в поддержку инициатив Навального, сколько использование их в качестве повода для обозначения местной повестки: закрытие градообразующих промышленных предприятий, нарастающий переход налоговых резидентов в секторе крупного и среднего местного бизнеса под юрисдикцию других регионов, реформирование системы городского общественного транспорта и «зачистка» улиц Волгограда под предлогом подготовки к ЧМФ-2018 от киосков, павильонов и рынков, что привело к росту реальной безработицы и банкротству тысяч мелких предпринимателей.

Не всё благожелательно и во взаимоотношении с местными элитами. Если до недавнего времени считалось, что «варягу» Бочарову удалось «построить» волгоградский истэблишмент, заставив одних исполнять его поручения «от забора до обеда» в депутатских и чиновничьих креслах, а других — «залечь на дно», то последние события свидетельствуют о том, что «томагавк войны» откопан.

В частности, сразу пять депутатов регионального Заксобрания обратились к прокурору области с просьбой обязать губернатора Андрея Бочарова исполнять закон и выступать перед депутатским корпусом с ежегодным отчётом о деятельности областной администрации. В настоящее время общение губернатора с народными избранниками происходит в форме дружеских бесед и демонстрации фильмов про успехи области под его чутким руководством. Поставить оценку деятельности администрации региона, по утверждениям депутатов, они не в состоянии.

Важно отметить, что среди обратившихся к областному прокурору областных парламентариев — не только коммунисты, в т.ч. лидер фракции, но и представители партии власти. Такое оппозиционное губернатору единение впервые наблюдается за те три года, что Бочаров находится во главе Волгоградской области.

Сергей КОЧЕРОВ

Политолог, философ, профессор Научно-исследовательского Университета Высшей школы экономики в Нижнем Новгороде

Если говорить об отношении жителей региона к губернатору Нижегородской области Валерию Шанцеву, о рейтинге губернатора среди людей – он достаточно высок. И в том числе благодаря отношению губернатора Нижегородской области к людям. К тому же в нём видят не администратора, а хозяйственника, который занимается проблемами Нижегородской области, причём слова его не расходятся с делом. Если он обещает, например, построить мост или обводную дорогу, то это исполняется и в указанные сроки. Строятся новее станции метро. Обводная дорога избавила город от большого количества крупнотоннажных машин. Люди это ценят и поддерживают губернатора в таких делах.

Стабильны отношения Шанцева и с федеральным центром. В прошлом году Валерий Павлинович вошёл в президиум Госсовета, а затем был избран в Высший Совет «Единой России». Эти признаки показывают, что в верхах государства Шанцев пользуется доверием и кредит этого доверия у него достаточно большой.

Конечно, традиционно ведётся некоторая подспудная борьба между главой области и главой областного центра. Но я бы не сказал, что сейчас оппозицией Шанцева выступает глава Нижнего Новгорода Иван Карнилин. Нет. Он достаточно осторожен. Но определённое напряжение между городскими и областными властями есть. Губернатор не скрывает, что хотел бы видеть во главе города наиболее деятельных, более хозяйственных и инициативных людей. У городского руководства есть какие-то свои претензии к губернатору. Но это не война, а чисто рабочие моменты.

Роман ПЕРМЯКОВ

Политтехнолог, соучредитель Ассоциации политических технологов Нижегородской области, основатель и руководитель PR агентства Г.У.Р.У. (г.Нижний Новгород)

Политические позиции губернатора Нижегородской области Валерия Шанцева ощутимо ослабли. Основные причины резкого снижения политической влиятельности и эффективности губернатора Шанцева — серия острых политических конфликтов региональных элит, череда неудачно проведённых избирательных кампаний, отсутствие актуальной экономической стратегии региона и снижение эффективности государственного управления.

В последние три года в регионе фиксируется значительное ухудшение ключевых социально-экономических показателей. Эксперты Института актуальной экономики, по итогам проведённого исследования нижегородской экономики, обращаясь к губернатору, даже предложили помощь правительству Нижегородской области в разработке антикризисной стратегии с применением современных управленческих подходов, а также сформировали ряд конструктивных предложений по переориентации региональной экономики в соответствии с современными вызовами. Реакцию правительства Нижегородской области на опубликованный доклад и предложения экспертного сообщества конструктивной назвать не представляется возможным. Особое беспокойство сегодня вызывает инвестиционный спад в регионе. По данным Росстата, инвестиционный спад в области в 2016 году составил -38,6% к показателям 2013г. (при среднероссийском значении роста +11,9 %) и -14,2% к показателям 2015г. (в среднем по России рост +0,9%). В последние годы также усугубилась проблема энергодефицита в регионе. По уровню энергодостаточности Нижегородская область с существенным дефицитом в 10,16 млрд кВт/ч занимает 69 из 72 оцениваемых регионов по данным РИА Рейтинг. Неразвитость энергетической инфраструктуры и завышенные тарифы на электроэнергию предопределяют высокую себестоимость нижегородских товаров, что негативно влияет на конкурентоспособность нижегородского бизнеса. Проблемы с доступностью энергии душат развитие нижегородской промышленности и других современных энергоёмких производств, в том числе развитие ВПК, АПК, машиностроения, химических производств, металлургии, наукоёмких и высокотехнологических производств. Беспокойство также вызывает высокая долговая нагрузка областного бюджета. Если в 2016 году произошло сокращение долговой нагрузки в 63 субъектах РФ, то бюджет Нижегородской области напротив — долговую нагрузку вновь значительно увеличил. Рост долга бюджета в Нижегородской области в 2016 году произошёл на уровне 6,4%. Общий долг региона достиг отметки в 78,4 млрд рублей (5-е место среди всех регионов РФ по общей сумме долгов и 4-е место среди всех регионов РФ по общей сумме коммерческого долга). Долговая нагрузка составляет 69,1% к собственным доходам области, что практически на 20% превысило норму, определённую Министерством финансов РФ для регионов. Таким образом, Нижегородская область сегодня находится в так называемой «красной группе» (группе риска) по уровню долговой нагрузки. Причём доля коммерческого долга (высокопроцентные кредиты от банков и кредитных организаций) составляет значительные 74,7%. Безответственная финансовая политика правительства привела к тому, что с каждым годом обслуживание кредитов для бюджета Нижегородской области становится всё более дорогостоящим. Это не позволяет направлять средства бюджета на обеспечение экономического развития. В краткосрочной перспективе по причине отсутствия гибкости экономики и не использования проектных подходов в управлении регион не смог реализовать уникальные возможности и преимущества, связанные с благоприятной для региона внешней конъюнктурой в связи с ростом в России ВПК, АПК, иностранных инвестиций и внутреннего туризма. Среди других ключевых показателей региона озабоченность вызывает падение реальных доходов населения в 2016 году на 6%, падение качества жизни в регионе на протяжении трёх лет подряд (в 2016 году — 14 место в рейтинге регионов РФ РИА Рейтинг) и значительное ухудшение экологической ситуации (в 2016 году — 72-е место в рейтинге регионов РФ «Зелёный патруль»).

Умеренный позитив в экономике региона вызывает сравнительно высокий потребительский спрос. В 2016 году оборот розничной торговли в РФ снизился на 5,2%. В Нижегородской области оборот розничной торговли снизился всего на 1,2%, что свидетельствует о небольшом снижении потребительской активности нижегородцев. Сравнительно низкое падение потребительской активности вселяет умеренный оптимизм и сохраняет перспективы развития в регионе малого и среднего бизнеса.

В политической сфере позитивным явлением стало заключение перемирия ключевых политических сил региона, которое случилось не без участия федерального центра, который сегодня занимает в регионе активную позицию, фактически исполняя функции политического модератора. Это позволило снять политическое напряжение между региональными элитами. Вместе с тем, в связи с неэффективной коммуникационной политикой местных и региональных властей, в последнее время значительно ухудшились отношения власти с обществом и экспертами. В последние несколько месяцев значительно снизились персональные рейтинги всех политических лидеров, с которыми ассоциируется и персонифицируется власть в регионе. В отношениях с независимым экспертным сообществом и лидерами общественного мнения региональные власти также совершили критическое количество ошибок, выбрав путь конфронтации и блокирования альтернативной точки зрения в средствах массовой информации. Ослабил политические позиции губернатора также очередной конфликт с ОНФ, активисты которого вновь обратили внимание губернатора на недопустимость расточительности. Поводом для критики стала ещё одна госзакупка нижегородским правительством чартерного самолёта за 1 млн 703 тыс рублей для перевозки 8-ми чиновников на инвестиционный форум в Сочи. Напомним, что в 2015 году ОНФ уже однажды жёстко критиковала Валерия Шанцева за расточительность в госзакупках чартерных самолётов для чиновников правительства Нижегородской области.

В последнее время региональные и федеральные эксперты с высокой степенью интенсивности называют Валерия Шанцева в числе самых вероятных «отставников» в губернаторском корпусе, отмечая в числе факторов предельный возраст чиновника (Валерию Шанцеву исполняется 70 лет), неэффективность кадровой политики, смену кураторов внутренней политики в московском Кремле, падение персонального рейтинга, повышение активности несистемной оппозиции и резкий рост протестных настроений в регионе. В последний месяц в регионе фиксируется значительный рост социальной напряжённости. Так, в Нижнем Новгороде 26 марта состоялся один из самых массовых несанкционированных антикоррупционных митингов, участниками которого стали по разным оценкам от 1000 до 3000 нижегородцев. Протестные акции в последний месяц в Нижнем Новгороде организовывали также обманутые дольщики, дальнобойщики, градозащитники и активисты созданного в Нижнем Новгороде движения «За чистый город».

Инна ВЕТРЕНКО

Профессор, заведующая кафедрой политологии Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского

За счёт выигранных в 2015 году всенародных выборов главы региона губернатор Омской области Виктор Назаров набрал себе очков в общеполитическом плане. Однако к сегодняшнему моменту он потерял в своих позициях за счёт ситуации, которая сложилась с выдвижением им своей креатуры на пост градоначальника Омска. Мэр города у нас не избирается напрямую. Теперь это непрямые выборы – когда голосуют депутаты Омского горсовета, а документы предварительно принимает и рассматривает конкурсная комиссия, в которой паритетно представлены представители губернатора и депутатского корпуса.

Нестыковки для Назарова начались еще с момента выдвижения кандидатур в состав конкурсной комиссии. Лица, представленные Назаровым в комиссию не устроили не только жителей Омской области, но и экспертное сообщество. Вопросы начали задавать и представители политических и бизнес элит региона. Однако, губернатор никаких пояснений через СМИ не предоставил. Когда же очередь дошла до выдвижения кандидатов на пост мэра города, губернатор назвал фамилии четырёх лиц, которые затем не подтвердили своё участие в выборах. Как оказалось, эти люди даже не были в курсе своего «выдвижения». Это показалось жителям Омской области не слишком разумным – как губернатор может публично называть фамилии без согласований с этими людьми? Первый информационный повод оказался пустышкой.

Когда же Назаров выдвинул кандидатуру заместителя председателя правительства Омской области Станислава Гребенщикова – это привело буквально к социальному взрыву: появились петиции, люди стали инициировать митинги, так как Гребенщиков в области не слывёт эффективным управленцем и менеджером. К тому же к нему много вопросов у правоохранительных органов. При этом губернатор отчаянно повторял именно имя заместителя. В итоге Гребенщиков всё-таки заявился как один из претендентов в кандидаты на пост градоначальника, что спровоцировало новую волну недовольства в СМИ и среди общественников. Губернатор выступил со словами поддержки в адрес зама, сказав, что доверяет ему. Но буквально на днях Гребенщиков снял свою кандидатуру добровольно, поставив губернатора в совершенно нелепое положение. В итоге у людей создаётся впечатление, что губернатор не самостоятелен, решения принимает спонтанно и совершенно не пользуется поддержкой ни элит, ни жителей.

Впрочем, думаю, эти шероховатости не подведут Назарова под тренд «губернаторопада». Социально-экономическая ситуация в регионе, конечно, кризисная. Но в общей канве по России, политически, она достаточно стабильная. Назарова нельзя упрекнуть в коррупционных схемах. Поэтому, на мой взгляд, он спокойно доработает до будущих выборов главы региона.

Павел САЛИН

Политолог, директор Центра политологических исследований Финансового университета при Правительстве РФ

В целом за рассматриваемый период каких-либо серьёзных новостей позитивной или негативной направленности из Курганской области не приходило. Это вполне объяснимо — по совокупности своих характеристик (состояние экономики и социальной сферы, активность реальных и потенциальных инвесторов и т.п.) регион традиционно находится на периферии внимания федерального центра. В то же время губернатору Алексею Кокорину удаётся удерживать внутриэлитные конфликты в латентном состоянии, что можно безусловно расценивать как плюс. Редкие скандалы, такие, как конфликт в местном университете, с точки зрения федерального Центра погоды не делают, если не приводят к массовым акциям протеста.

В отсутствии заметной динамики внутри региона изменился общеполитический контекст, что как ослабляет, так и усиливает позиции губернатора, но в целом результирующее влияние таких изменений стремится к нулю. Потенциальную опасность для губернатора представляет попытка федерального центра запустить кампанию, которая должна была показать гражданам, что борьба с коррупцией, на которую есть общественный запрос (хотя обществом коррупция понимается гораздо шире, чем властью), переводится властью на системную основу. Понятно, что федеральные чиновники с себя начнут в последнюю очередь, а аресты региональной бюрократической «пехоты» на уровне областных министров уже не дают должного эффекта. Отсюда и аресты губернаторов Удмуртии и Марий Эл (во втором случае — уже после отставки), которые планировались на осень в качестве фона президентской кампании. В «списке на отстрел» есть ещё представители губернаторского корпуса (строго говоря, никто, за исключением глав 2-3 регионов, не может чувствовать себя в безопасности), однако замеры общественного мнения после двух вышеуказанных арестов показали, что они не достигли своей пропагандистской цели. Таким образом, степень риска для губернаторов, которые не имеют влиятельных покровителей в Москве (а Алексея Кокорина можно отнести к таковым), несколько снизилась.

В плюс себе губернатор может записать отсутствие серьёзного протестного движения в регионе, несмотря на плохую социально-экономическую ситуацию и невозможность дальше оптимизировать социальные расходы, несмотря на высокую долговую нагрузку бюджета. Во многом это обусловлено характером рынка труда и миграционными процессами. На рынке труда региона, особенно в Кургане, в качестве работодателя доминирует бюджетный сектор и связанные с ним отрасли. Соответственно, желающие принять участие в протестах понимают, что они автоматически попадут в «черный список» и потеряют работу, а найти ей достойную замену не смогут. Те же, кто активен и потенциально опасен для власти, по собственной инициативе мигрирует в соседние региональные центры притяжения с более привлекательным рынком труда и наличием каналов вертикальной социальной мобильности. Таким образом, устойчивое отсутствие протестной активности губернатор может записать себе в плюс. Очередным показателем способности региональной власти эффективно противодействовать протестам должны стать их действия по нейтрализации акции «Открытой России» 29 апреля.

Ещё один системный плюс — отсутствие в федеральном Центре влиятельных групп, которые хотели бы поставить своего протеже в экономически непривлекательный регион. Не секрет, что зачастую, особенно сейчас, решение по отставке губернатора не принимается потому, что не могут найти ему адекватную замену — перспективные сменщики попросту отказываются.

Представляется, что у губернатора есть несколько месяцев для того, чтобы использовать имеющийся у него скудный арсенал средств для страховки своих позиций в Москве. Например, в августе ожидается визит в регион патриарха Кирилла, от оценки ситуации которым многое будет зависеть. Важным индикатором станет и способность властей купировать и системные природные риски, вроде наводнений или пожаров. В целом же будущее властей региона в перспективе от полугода и более выглядят туманным, так как неизвестно, будет ли федеральный центр продолжать осенью свою кампанию по антикоррупционным арестам губернаторов. Если да, то Алексей Кокорин находится в зоне риска, и любой слух вроде злоупотреблений при строительстве инфраструктуры может быть раскручен до полноценного скандала.

Дмитрий ФЕТИСОВ

Политический консультант. Директор консалтингового агентства «NPR Group»

За последние месяцы позиции Александра Бердникова не изменились. Он не входит в число наиболее заметных или наиболее успешных представителей губернаторского корпуса, но достаточно уверенно справляется со своими обязанностями по управлению регионом, из-за чего у Кремля к нему не так много вопросов. Также к себе в актив он может записать наличие определённой поддержки в федеральных кругах.

Если оценивать позиции Бердникова за последние месяцы, то надо отметить, что он серьёзно прибавил в решении вопросов со своими политическими оппонентами и число политических конфликтов вокруг Бердникова уменьшилось. Вполне успешно команда Бердникова решила и конфликт, связанный с ситуацией вокруг мэра Горно-Алтайска.

При этом слабым местом Бердникова является его работа в медийном поле. Глава Алтая является одним из аутсайдеров губернаторского цеха по количеству упоминаний в СМИ. Работа Бердникова очень слабо освещается не только местными, но и федеральными СМИ, что приводит к определённым имиджевым проблемам. И в окружении Бердникова явно не понимают, как эти проблемы решать.

Олег РЕУТ

Доцент факультета сравнительных политических исследований Северо-Западного института управления РАНХиГС (г.Санкт-Петербург)

Врио главы Карелии Артур Парфенчиков, перешедший с должности руководителя Федеральной службы судебных приставов, начинает проявлять стиль регионального управления, обозначаемый политологами как «свойственный силовикам». В отставку отправлены первый заместитель губернатора – премьер-министр Республики Карелия (Олег Тельнов, по имеющимся сведениям, был даже вынужден покинуть регион, переехав в Санкт-Петербург), заместитель губернатора по региональной политике (Вячеслав Баев продолжил работать в Карелии, заняв абсолютно аполитичную должность начальника аппарата республиканского законодательного собрания), руководитель губернаторской администрации (опытный аппаратчик Анатолий Моисеев отклонил предложение занять должность заместителя нового главы администрации), заместитель премьер-министра по социальным вопросам Валентина Улич, министр здравоохранения РК Ерванд Хидишян, председатель госкомитета РК по ценам и тарифам Артур Мяки. Четверо последних «ушли в никуда», сформировав первую группу непубличных оппонентов нового руководителя региона.

К ним же стоит отнести и Андрея Мазуровского, старожила карельского политикума, неожиданного удалённого с руководящего поста в региональном парламенте. 18 сентября 2016 года он был избран по партийному списку «Единой России» депутатом Законодательного собрания Карелии, в котором сразу стал работать заместителем председателя. Однако уже 20 апреля 2017 года при непосредственном влиянии со стороны главы Карелии «в рамках оптимизации структуры республиканского парламента большинством голосов (депутатов) одобрено упразднение должности заместителя председателя ЗС РК». Стоит отметить, что позицию Мазуровского, озвученную им в ходе парламентского заседания, «нас просто пытаются сбить в стадо. Но пастухи, если честно, сами не знают, куда нас вести. Кто сегодня победит? Сегодня победит страх», разделяет значительное количество представителей региональной политической элиты. Одна фракция, которая связана с экс-губернатором Карелии, а ныне представителем от исполнительной власти региона в Совете Федерации Сергеем Катанандовым (который уже фактически готов к своей неизбежной и скорой отставке), а вторая – с председателем Петрозаводского городского совета Геннадием Боднарчуком и столичным сити-менеджером Ириной Мирошник.

Стоит отметить, что линия противостояния между республиканской и петрозаводской властями представляется довольно контрпродуктивной в свете начавшейся электоральной кампании, поскольку практически половина избирателей Карелии постоянно проживают в Петрозаводске. Тем не менее, губернатор всячески подчёркивает, что он готов последовательно идти по пути смены руководителей столичного муниципалитета. Игра на «изъятие» главы депутатского корпуса Петросовета «зеркалится» на всю городскую организацию «Единой России», что очевидно не принесёт Парфенчикову дополнительных очков на этапе разворачивающихся внутрипартийных праймериз. В риторике зачастую обоснованной критики в управлении городским хозяйством присутствуют некорректные, а порой и недопустимые ноты, которые не остаются незамеченными среди однопартийцев.

С учётом наслаивающихся один на другой внутриэлитных конфликтов, которые сопровождают становящуюся постоянной «силовую» деятельность главы региона, не представляется удивительным, что карельским республиканским политическим советом партии «Единая Россия» поддержаны столь «несимметричные» по своему статусу кандидатуры для участия в предварительном голосовании по выборам главы Карелии. Ими стали: Артур Парфенчиков и совершенно непубличные в масштабе республики персоны – сопредседатель регионального штаба Общероссийского народного фронта, депутат ЗС РК Анна Лопаткина и ректор Петрозаводского госуниверситета Анатолий Воронин.

В срок до 28 мая каждый из кандидатов должен встретиться, как минимум, с половиной общего числа секретарей первичных организаций в регионе. Для этого республиканское отделение партии проведёт в Карелии три форума, по территориальному признаку – южный, северный и центральный, собрав на эти встречи своих сторонников. Все трое кандидатов смогут выступить перед участниками партийных ассамблей. После того, как в Карелии официально будут объявлены губернаторские выборы, «Единая Россия» проведёт партийную конференцию, участники которой тайным голосованием определят, кого из трёх кандидатов они готовы будут выдвинуть на выборах главы региона.

На фоне заявления Парфенчикова, что «решение о вступлении в партию («Единая Россия») я намерен принять только после завершения избирательной кампании», в республике всё более активно обсуждается вопрос о том, что нынешний губернатор намерен работать в нынешней должности не дольше года и сразу после завершения президентских выборов-2018 претендовать на продолжение карьеры на посту генерального прокурора России. Этому должно способствовать пребывание в круге лиц, чьё положение непосредственно определяется близостью к российскому премьеру Дмитрию Медведеву, которые, однако, при этом не оказываются замешанными в медийных антикоррупционных скандалах.

Эмилия СЛАБУНОВА

Депутат Законодательного собрания Республики Карелия. Председатель партии «ЯБЛОКО»

15 февраля бывший директор Федеральной службы судебных приставов Артур Парфенчиков назначен временно исполняющим обязанности главы Республики Карелия. Прошло два месяца и можно делать первые выводы. Ряд достаточно правильных шагов позволил появиться в карельском обществе надеждам на то, что выходец из республики, обладающий опытом работы на федеральном уровне и соответствующими связями, сможет начать вывод республики из стагнации. Среди этих шагов следует отметить достаточно быстрое увольнение ряда одиозных республиканских чиновников, деятельность которых постоянно подвергалась критике или подозрениям в аффилированности; резко-критичные оценки деятельности предыдущей команды по ряду направлений; провозглашённый принцип открытости в деятельности врио и приём обращений граждан в социальных сетях; жёсткий контроль провального вопроса с расселением аварийного жилья; активизация вопроса по строительству кадетского училища; обещанные бизнесу встречи «без галстука». Ряд конфликтных ситуаций был погашен: конфликт вокруг Сунского бора разрешён в пользу местного населения, предприятие «Карбон-Шунгит» исключён из региональной программы приватизации, заявлено о планах по «жёсткому изъятию» находящегося в кризисном состоянии Медвежьегорского молокозавода под юрисдикцию республики, от приватизации холдинга «Кареллеспром» решено отказаться.

Сомнения и разочарования приходят с кадровыми назначениями Артура Парфенчикова. На должность премьер-министра назначен бывший заместитель председателя правительства Бурятии Александр Чепик, отметившийся сомнительными проектами по созданию игорной зоны на Байкале, уходу которого порадовались в данной республике. Назначение на ряд должностей в правительстве бывших силовиков вызвало резкие критические оценки, так как Карелия имеет печальный опыт вмешательства правоохранителей в политические процессы и связанное с этим протестное движение. Появление нового назначенца на посту вице-премьера по социальным вопросам Ларисы Подсадник вызвало негативные реакции в профессиональной среде и опасения, что это поставит крест на надеждах на перемены к лучшему в социальной сфере. Передача одним росчерком своего пера в собственность РПЦ никогда ей не принадлежавшего архитектурного памятника в квартале исторической застройки Петрозаводска, конфликт с журналистом оппозиционного СМИ в социальных сетях в первые же дни провозглашенной открытости, вызывают подозрения, что силовой и единоличный способ решения вопросов просто пока скрывается. «Лакмусовой бумажкой», позволяющей жителям республики оценить соответствие слова и дела врио губернатора, безусловно станет ситуация с исполнением решения суда по сносу «Невского пассажа» — незаконной пристройки к жилому дому в центре столицы. Это станет настоящим испытанием бывшего руководителя ФССП. Риском для Артура Парфенчикова, что можно ожидать в ближайшее время, является возможный конфликт с администрацией Петрозаводска, в которую начинают трудоустраиваться (явно не без участия Петросовета) уволенные чиновники правительства. Председатель городского совета, скорее всего, будет заинтересован именно в таком развитии событий.

Роман СМИРНОВ

Политолог, член Правления Ассоциации политических юристов

Изначально в Архангельской области было всё не просто для Игоря Анатольевича Орлова. На него, в том числе и в федеральном центре, возлагались большие ожидания. Особенно после ухода шумного в информационном плане предшественника, имевшего солидный багаж медийного негатива. Недовольных в области накопилось много.

У Орлова, на мой взгляд, не простая ситуация. Экономическое состояние региона, мягко говоря, оставляет желать лучшего. И от действующего главы тут мало что зависит, так как многие проблемы он получил в наследство. Регионом нужно заниматься, развивать, ведь перспективы здесь достаточно большие, учитывая географическое положение – Северный морской путь, интенсивное развитие Арктики. Есть за что ухватиться. Надо развивать взаимовыгодное сотрудничество с Ненецким АО, с губернатором которого Орлова связывают не только крепкие профессиональные отношения, но и дружба. Безусловно – есть куда двигаться. Но, с точки зрения политической, конечно, продолжают существовать какие-то скрытые внутриэлитные конфликты в области, неудовлетворённость существующим положением дел в регионе. При этом позиция действующего губернатора, как разрешить эти проблемы, на мой взгляд, не сформировалась, возможно, в силу его какого-то личного видения ситуации. Получается, что политического и экономического развития области, за исключением каких-то формальных общих намерений, Орлов так и не добился. Из последних примеров — скандал, который вроде с губернатором никак не связан, но косвенно бросает тень на состояние элит в Архангельской области. Это дрифт бывшего мэра Архангельска на феррари в московском торговом центре. Элиты, которые могли бы действовать в рамках области, почему-то пытаются найти себе полит-консалтинг в столице, совсем забросив область. Подобного рода вещи указывают на то, что в Архангельской области не всё так просто управляется и есть какие-то недовольные, которые не могут выразить свой протест. Это не способствует решению стоящих перед областью задач: конкурентность, открытость, легитимность, повышение явки и интереса избирателей к выборам, в том числе грядущим президентским. По последним показателям, которые имеют партии в области, в том числе и Единая Россия, здесь продолжает нарастать апатия, усиливаясь негативным социально-экономическим фактором в условиях санкций. Предприятия ВПК, которые, по сути, должны стать форвардами региона, не являются российскими лидерами как с точки зрения доходов в федеральный бюджет, так и с точки зрения внутреннего развития. Понятно, что климатические условия суровые, но возможности есть. Это и туристический кластер – Соловки, разнообразные предприятия малого бизнеса – всё это не развивается. Губернатор много может сделать ещё, хотя это и сложно будет сделать при отсутствии финансово-экономического развития региона. Слава богу, нет пресловутого административного ресурса, нагоняющего цифру избирательских «симпатий». Но определённый абсентеизм – это большой минус области.

Сергей ПЕТУШКЕЕВ

Политолог, Руководитель Центра социально-политических технологий Республики Бурятия

Внезапная отставка главы Бурятии в феврале 2017 года была воспринята общественностью национальной республики на удивление взвешенно и спокойно. Произошло это на фоне внутрифедеральной смены глав сразу пяти регионов страны, как общезаданный центром тренд на смену региональной власти. Именно с Бурятии начались подобные замены в других проблемных регионах, что, безусловно, говорит о том, что в современных взаимоотношениях центра и регионов начался процесс по выстраиванию общей единой стратегии будущего президентского курса. Многоходовые комбинации центра позволили испытать на прочность устоявшиеся прежние взаимоотношения, и перейти к активной фазе их перенастройки, таким образом, усилив степень его влияния. Помимо формирования эффективной избирательной модели президентских выборов, существует острая необходимость в обратной связи с электоральными установками и предпочтениями, а главное, создание единого работающего механизма для решения многих проблемных задач регионального и федерального масштабов. Это позволило бы: а) снизить уровень социальной напряжённости в регионе, б) создать эффективную систему государственного регионального управления и обеспечение контроля, с) обеспечить выполнение задач центра в регионах. В этой связи, работа врио главы республики Алексея Цыденова ведётся более чем активно. Имея федеральную поддержку центра, опираясь на все вверенные ему институты и рычаги власти, а главное на ожидания и предпочтения широких масс общественности, он всецело задаёт вектор работы и вполне является самостоятельным в управлении процессами в Бурятии. Доверие центра и наделение полномочиями – вот основной фактор в выстраивании будущей модели избирательной кампании. Сегодня, обладая преимуществом в медийно-информационной среде, начинает складываться и предвыборная повестка, где центральной темой становятся повышение доходов населения, уровня и качества жизни, увеличения рабочих мест, поддержка бизнеса. Осуществляются попытки снять многочисленные точки социального напряжения путем налаживания диалога и формирования системы эффективной обратной связи. Формируется понимание того, что успешный руководитель обязательно должен быть вхож в федеральные «коридоры власти», быть ставленником партии власти, и, что немаловажно, иметь ещё пресловутый административный ресурс. В этой связи последний пункт всегда является важным, особенно в свете последних событий — кто сможет составить конкуренцию врио. Традиционно наличие административного ресурса является главным, а в случае с прошедшими выборами в Госдуму, к примеру, основным фактором победы в выборах. Ключевым проблемным вопросом в деятельности Цыденова факт остаётся один — отсутствие единой команды. Ведь предложение возглавить республику прозвучало также неожиданно для республики, как и для самого Алексея Цыденова. В последнее время активно муссируется предположение, что действующий мэр Улан-Удэ Александр Голков сможет составить ему конкуренцию. На мой взгляд, данное предположение является спорным по многим причинам. Во-первых, отсутствие электоральной базы для этого. Такие моменты формируются годами, возможно ранее и велась работа по отношению к Вячеславу Наговицыну, но фактор внезапности Центра в принятии решения внес свои коррективы. Второе, в Бурятии традиционно для мэров Улан-Удэ попытки противостояния с республиканской властью заканчиваются стремительным поражением первых. Так было в конце девяностых годов с мэром Улан-Удэ Валерием Шаповаловым, подобное по результату произошло и в 2012 году с мэром Геннадием Айдаевым. В третьих, административный ресурс, находящийся в руках Голкова это половина успеха всей избирательной кампании будущего главы. Умелое использование данного ресурса позволит вполне эффективно решить многочисленные проблемные задачи, стоящие перед городом, от выстраивания межбюджетных отношений и решения неотложных проблем до будущих бюджетных заимствований на эти цели. Или расчёт — получить предложение войти в кабинет правительства республики в обмен на его лояльность и поддержку. Особенно это становится актуальным в период кадрового кризиса власти в стране и в республике, а команду формировать сейчас стратегически необходимо. С другой стороны, заметным событием стало недавнее заявление лидера «Справедливой России» Сергея Миронова выдвинуть единого кандидата от оппозиции на должность главы республики от «Справедливой России», ЛДПР и КПРФ, сенатора от Иркутской области, первого секретаря бурятского рескома КПРФ Вячеслава Мархаева. Учитывая, что соседняя Иркутская область уже находится в сфере влияния электорального поля КПРФ, то эти выборы могут стать тревожным звонком для региональной системы партии власти, что является необходимым условием для развития централизации власти и подготовки к следующему электоральному циклу 2018 года.

Саида КУИЖЕВА

Ректор Майкопского государственного технологического университета. Заслуженный деятель науки Республики Адыгея

Я очень люблю свою республику. Это многонациональный, мирный, тёплый уголок нашей страны, в котором живут добрые, неравнодушные люди. Я стараюсь активно участвовать в её жизни, выполняя свои непосредственные обязанности, руководя одной из самых крупных организаций в Республике — Майкопским государственным технологическим университетом. За последние годы в республике произошли очень большие изменения во всех направлениях социально-экономического развития, повысившие качество жизни нашего населения. Республика строится, благоустраивается, что привлекает многочисленных туристов и развивает экономику региона. И это не остаётся незамеченным среди жителей республики. Конечно, не всё сделано, а всё и невозможно охватить, это непрерывный, кропотливый труд всех нас на разных участках деятельности, который, я уверена, приносит только самые позитивные результаты. Республика Адыгея — это один из немногих регионов в стране, в котором сохранена преемственность власти. Считаю, что преемственность власти – это первый и самый главный залог развития региона. И сейчас во главе республики находится человек, который знает все участки работы, проблемы и пути их решения, так как в течение 8 лет был премьер-министром региона, занимал пост руководителя высшего законодательного органа республики. Кумпилов Мурат Каральбиевич — молодой, очень активный лидер республики, который самоотверженно, искренне, а, главное, с умом, защищает интересы населения нашей республики, открыт для конструктивного общения как с жителями республики, так и руководителями организаций различных форм собственности. За первые два месяца руководства республикой он уже встретился со многими руководителями федеральных органов власти, тем самым определив перспективы дальнейшего развития республики на федеральном уровне. Требовательный к подчинённым и к себе он, уверена, сможет вывести республику на новый уровень социально-экономического развития. Как ректор не могу не сказать о роли университетов в инновационном развитии регионов, ориентации университетов на вызовы инновационного, технологического и социального развития регионов. Университеты являются главными поставщиками кадров и компетенций для региональных экономик. Эту позицию поддерживает глава республики, и эта позиция задаёт вектор развития нашему университету как центру развития инноваций региона.

Михаил ЗИМИН

Директор проекта «Кто есть кто в Байкальском регионе», директор Фонда «Наша Сибирь»

Разными политическими игроками в регионе деятельность губернатора Иркутской области Сергея Георгиевича Левченко оценивается по-разному. Однозначной точки зрения нет. Можно отметить и явные достижения главы региона, но также признать, что Левченко уязвим для критики, хотя и не всегда она звучит по адресу.

Подводя итоги за 2016 год Левченко объявил о социальных приоритетах своей политики на год грядущий. В частности, заявлено, что в 2017 году из областной казны на капремонт и строительство объектов социальной инфраструктуры региона власти выделят более 5,5 млрд рублей. Эта сумма вдвое больше, чем выделялась в 2016-м году. Очень заметным в области шагом губернатора было вручение в начале февраля небольшим НКО дипломов о присуждении грантов на реализацию социально значимых проектов — порядка 55 грантов на 18 млн рублей. Это серьёзное дело – фонд в этом году увеличен в три раза. Такого никогда не было!

При этом можно сказать, что в конце января — начале февраля против Левченко развернулась явная массированная информационная война, где губернатора хотят выставить виноватым во всех грехах местной жизни, сделать ответственным за всё. В этой атаке сразу несколько видимых поводов. Первый связан с реализацией пакета иркутского аэропорта, который находится в областной собственности: обсуждается как, каким образом идет реализация, и кто же все-таки купит этот аэропорт и какова роль в этом губернатора. Среди претендентов на пакет называют Русский алюминий с одной стороны и, с другой, некоего господина Троценко.

Второй повод для выпадов почему-то в адрес Левченко – громкий скандал с «боярышником» и массовыми смертями иркутян. Тут же припоминают и червивые конфеты, которые органы опеки от имени губернатора преподнесли на Новый год детям из малоимущих семей и сиротам. Противоборствующие стороны пользуются случаем возложить ответственность и вину за произошедшую халатность на губернатора.

И третья тема, потенциально бьющая по Левченко – слух о снятии полномочий по тушению лесного комплекса Иркутской области с региональных властей.

Отдельная тема, которая вызвала критику экспертов и населения – долгий зимний отдых губернатора, которого не было на рабочем месте полтора месяца. И это довольно много.

Между тем, запас положительных ожиданий от деятельности Левченко в Иркутской области почти исчерпан. Но успешное позиционирование губернатора зависит не только от реальных дел, но и от слаженной работы аппарата главы региона, и эффективной работы его пиар службы по предупреждению и отражению выпадов со стороны оппозиции.

Михаил АФАНАСЬЕВ

Редактор Интернет-журнала Хакасии «Новый Фокус»

К сожалению, никаких успехов в социально-экономическом развитии Хакасии нет. Наоборот, исполнительная власть свалила республику в яму долгов. На сегодняшний день государственный долг Республики Хакасия составил более 23 млрд рублей. Напомню, весь годовой бюджет субъекта 26,5 млрд. За всю историю у республики не было таких космических долгов. Как регион будет оплачивать свой долг, нет никаких внятных объяснений кроме «ура-патриотических» слов о том, что правительство было вынуждено брать в долг и это нормально. Мне трудно давать оценку главе Хакасии Виктору Зимину как персоне. Для Виктора Михайловича назначение на пост губернатора был скорее имиджевый ход, чем естественное стремление зрелого, состоявшегося человека, принести на родную землю в свою республику что-то хорошее. Зимин не политик, не экономист, не хозяйственник. Поставить его на настоящие политические дебаты и вся Хакасия будет обсуждать его бессвязную речь. Единственный ресурс Виктора Михайловича – дружба с министром обороны Сергеем Шойгу (об этом, например, прямо написано в одном из последних номеров журнала «Профиль»). Друг он, думаю, хороший. А настоящая мужская дружба, как известно, важнее всего. Никакого значения в политической сфере Зимин не имеет. Виктора Михайловича на вершину местной политической жизни вынесло время и удачное знакомство. Региональный полит-бомонд его уважает, потому что так приказано, общественные институты и СМИ восхваляют за деньги и преференции. Всё просто, ничего личного. Все играют свою роль, прекрасно понимая, кто такой Виктор Зимин. Те, кто пытается получать информацию об общественно-политической жизни республики, относится к Зимину негативно. Он, скорее, объект горьких насмешек. И, боюсь, таким войдёт в историю. Отношения главы Хакасии с властями субъекта складываются как отношения начальника с подчиненными. Особняком стоят правоохранительные и правоприменительные органы в Хакасии, у которых есть ещё и начальство в Москве. Я не вижу никаких достижений в деятельности главы Хакасии Виктора Зимина. В чём он действительно поднаторел, так это в сладких речах. В остальном, к сожалению, республика будет обрастать долгами, пока не уйдёт на дно банкротства под ура-патриотические лозунги своего руководителя.

Максим СУРАЙКИН

Историк, общественный деятель. Председатель ЦК партии «Коммунисты России»

По шкале от -10 до +10 главе Республики Северная Осетия — Алания Вячеславу Битарову можно пока поставить «-2». Речь идет о совокупности факторов, влияющих на итоговую оценку. В Республике Северная Осетия – Алания наблюдается системный кризис во многих отраслях, регион является одним из самых социально-напряжённых. Низкое качество работы многих госструктур, один конфликт с медицинскими работниками чего стоит. Квалифицированный состав просто уезжает работать в соседние кавказские республики. Компартия активно сотрудничает с независимым профсоюзом медицинских работников, который отмечает рост социальной напряжённости, так что я знаю, о чём говорю. Проблемы испытывает завод «Электроцинк». Есть основания полагать, что вопросы экологии поднимаются намеренно в рамках внутриэлитной борьбы. ЖКХ, дороги, жильё для многодетных семей, последнее место в рейтинге развития культуры… Проблем очень много. Их нужно не просто решать, а в кратчайшие сроки определять приоритеты, во главе которых должна быть забота о человеке труда, простом жителе республики. Если главе удастся погасить существующие проблемы, то оценка, очевидно, будет выше.

Олег МОЛЧАНОВ

Юрист, член Правления Российской ассоциации политических консультантов (г.Самара)

По оценкам финансового университета при правительстве РФ губернатор Самарской Области Николай Иванович Меркушкин (он является и председателем правительства региона) относится к числу самых неэффективных менеджеров. За последние три года закредитованность выросла в 6 раз. Недавно новый глава Марий Эл оценил госдолг своего региона в половину бюджета как катастрофу. В Самарской области этот долг больше половины! Также наблюдается огромное падение реальных доходов населения – больше чем 20% за последние два года. Следовательно — падение покупательной способности, снижение товарооборота, торговли во всех секторах, снижение промпроизводства и так далее. Из 6 птицефабрик, которые работали 10 лет назад, сегодня в области осталась одна. Отдельно хочется отметить новации губернатора, которые не объяснимы ничем и не имеют здравого смысла. Например, строительство дороги в чистом поле – из ниоткуда в никуда. По идее она должна была связать город и федеральную трассу М5. В результате полотно, ответвляющееся от трассы, закончилось в поле. Или строение так называемой «подпорной стенки», её уже окрестили «стеной Меркушкина», которая закрыла великолепный вид на Волгу, и никто не объясняет – зачем это нужно. Губернатор на вопросы не отвечает. В целом, чтобы поставить сегодня область на ноги, нужно найти новые точки роста, на которых пойдёт развитие. На автомобилях ВАЗ и их комплектующих, а также самолетах ТУ (всё это давало экономический фундамент в советское время), сегодня область благосостояния не прибавляет.

Между тем, Самарская область сегодня остро нуждается в развитии промышленности, способствовании реальной конкуренции, усилении контрольных функций – дороги, которые делаются с десятилетней гарантией, разваливаются через год после ремонта. По гарантии их никто не ремонтирует, но те же фирмы начинают строить новые дороги.

Необходимо ослабление административного давления на бизнес. В Самарской области было принято множество подзаконных актов, которые не дают развиваться малому предпринимательству. Самарской области нужно развитие общественной жизни – здесь нет фактически выборов. Вовлечение людей в общественную жизнь должно идти не путём создания всевозможных совещательных советов, на чьи решения власть никакого внимания не обращает. К сожалению, на всю Россию, наряду с Челябинском и Махачкалой, Самара — город, в котором нет выборов в Горсовет. А в целом, Самарской области элементарно нужна власть, которая бы не предпринимала действий, необъяснимых с позиции здравого смысла.

Вадим НУЖДИН

Общественный деятель, координатор антикоррупционного проекта ОНФ «За честные закупки» в Самарской области

Сильным ударом по рейтингу губернатора Самарской области Меркушкина стала потеря контроля над ситуацией в регионе, многотысячные митинги с требованием отставки губернатора и против урезания льгот пенсионерам, а так же против коррупции. Нежелание выстраивать честный и открытый диалог с обществом и увлечение «постановочными» мероприятиями, с обязательными элементами пиара и хвалебными речами, сформировали устойчивое отторжение персоны Меркушкина у жителей региона. Граждане осознали, что ни сам Меркушкин, ни члены приезжей команды не связывают будущее с Самарской областью, а пришли как временщики, чтобы выжать из области ресурсы, чаще стали идти на открытую конфронтацию с властями в регионе.

Факты многочисленных нарушений на выборах 18 сентября 2016 года и возбуждённые уголовные дела по ним, свидетельствуют о планомерной и организованной работе региональной власти по использованию административного ресурса. Ни о каких легитимных и честных выборах, которые гарантировал Меркушкин, не приходится говорить, если используемые методы организации «электоральной машины» в области стали поводом рассмотрения уголовных дел. Расследование уголовных дел держит на контроле лично председатель ЦИК Элла Памфилова и Генеральная Прокуратура РФ.

В эфире центрального федерального канала РОССИЯ 24 вышла информация о спаивании народа Правительством Самарской области. Региональные власти закупили с 2012 года на сумму 31 млн рублей, в текущих ценах, 70 тысяч литров алкоголя, из которых по личной инициативе Меркушкина 59 тысяч литров подарили гражданам. Это происходит на фоне увеличения за последние три года отравлений людей алкоголем с летальным исходом и при взятом Президентом страны курсе на снижение алкоголизации населения страны.

Регион сотрясают коррупционные скандалы и многочисленные дела по картельным сговорам с участием должностных лиц и структур близких к Меркушкину, которые раскрывают сущность «коррупционного смрада», воцарившегося в области. Вице-губернатором – руководителем администрации губернатора Самарской области Дмитрием Овчинниковым предпринимаются неоднократные попытки вмешательства в работу регионального отделения Общероссийского народного фронта (ОНФ) и отдельных активистов, что свидетельствует о полном непонимании роли и задач общественного движения, возглавляемого президентом страны и о желании взять под контроль региональной власти его деятельность.

На региональное информационное поле, «выжженное» командой губернатора от иных материалов кроме личного пиара Меркушкина, стали больше просачиваться объективные репортажи и новости, которые наносят удар по растиражированным успехам. Так благодаря активистам ОНФ стало известно, что Ледовая арена в городе Самара, объект спортивной инфраструктуры, которую триумфально «ввели» за два дня до выборов губернатора в сентябре 2014 года, оказался опасным «фейком», который простаивает два с половиной года и представлял угрозу жизни уже в момент торжественного открытия и «постановочной» организации эксплуатации с привлечением детей.

Ситуация в области перерастает в открытую конфронтацию жителей региона и властей, что приведёт к непредсказуемым последствиям.

Андрей КУДИСОВ

Политолог, журналист, политтехнолог (г.Владивосток)

Ситуацию в Приморском крае под руководством Владимира Миклушевского можно охарактеризовать как очень печальную. Причин тому немало. Прежде всего, это бездарная растрата «кредита доверия» со стороны населения Приморья, который у него, безусловно, был при назначении на должность в 2012 году. Однако громкие заявления Миклушевского остались только словами. Прежде всего, в том, что касается возложенной на него миссии по «декриминализации» региона. Наглядным подтверждением тому стала череда громких коррупционных скандалов, в результате которых целый ряд бывших высокопоставленных чиновников находится под следствием, в том числе и экс-вице-губернаторы. Сам губернатор пытается опираться на пришлых назначенцев. Но принимать эффективные решения без знания специфики региона они не в состоянии априори – они либо наталкиваются на активное сопротивление региональных бизнес- и политэлит, либо, пытаясь действовать по привычным им шаблонам, роняют и без того невысокий уровень доверия к региональной власти. Со всеми вытекающими последствиями.

Второе, администрация на сегодняшний день фактически упустила контроль над состоянием внутренней политики в регионе. Это выражается в растущем недовольстве населения действиями или бездействием региональной власти. Прежде всего, в массовых митингах, связанных с проблемой установки аппаратов ГЛОНАСС на подержанные иномарки, которыми Приморье до сих пор пробавляется в силу оторванности от центральных регионов страны, где транспорт активно производится и есть иномарки российской сборки. Ни с населением, ни с конкретными группами людей, негативно настроенных по отношению к действиям или бездействию краевой власти, какой-то целенаправленной разъяснительной работы не ведётся. Ещё один важный момент заключается в методах и способах, которыми «ведётся» работа с электоратом и элитными группами в рамках избирательного процесса на уровне региона. Этой работы попросту нет – её подменяет жёсткое административное и псевдоправовое давление, которое не добавляет популярности ни региональной власти, ни государственной, которую администрация Приморья представляет в регионе. В преддверии предстоящих выборов президента России это создает дополнительные политические риски, нивелировать которые будет непросто, если вообще возможно.

Кроме того, как полагает население, краевой центр оказался обезглавлен стараниями губернатора. Хотя каких-то всерьёз обоснованных обвинений мэру Владивостока до сих пор не предъявлено. То, что оглашают следственные органы, при мало-мальски серьёзном рассмотрении не выдерживает критики. Но это – вопросы следствия, адвокатов и судебных органов. Тем не менее, обыватели связывают политический кризис во Владивостоке именно с губернатором и его окружением.

В дополнение к политическим аспектам имеет место и деградация управленческих решений в хозяйственной сфере. Прежде всего, это относится к элементам социальной инфраструктуры, и прежде всего — транспортной. Рушащиеся мосты, и непонятные экологические перспективы, на которые почему-то администрация края очень вяло реагирует. Речь идёт об открытой перевалке угля в Находке. Эта проблема звучит уже на государственном уровне. А особое звучание ей придаёт нынешний Год экологии, объявленный в Российской Федерации.

Пресловутые гостиницы «Хайятт» во Владивостоке, строительство которых не могут закончить уже пять лет, – еще один «черный шар» в корзину Миклушевского, который лоббирует выделение всё новых средств из бюджета на завершение этого долгостроя. Более 18 млрд рублей из краевой казны на эти цели уже было выделено, однако конца этому не видно. Ну, а когда Миклушевский продавливает на роль главного аудитора края того, кто эти самые деньги «осваивал», и, к тому же, является фигурантом связанного с этим уголовного дела, пусть и в качестве свидетеля – это уже верх цинизма. Да и лично губернатор даёт немало поводов для критики: от нашумевшего «вертолётного» скандала до непомерных трат краевого бюджета на его содержание, не так давно опубликованных в СМИ и социальных сетях. И всё это происходит на фоне роста дефицита краевого бюджета и одного из лидирующих мест региона в стране по задержке выплаты заработных плат.

Всё это в совокупности заставляет Миклушевского бороться за своё выживание в кресле руководителя региона преимущественно административно-аппаратными способами, опираясь на поддержку в высших властных эшелонах. Уверен, что на бумаге отчетов, которые направляются в федеральные властные структуры, наверняка всё хорошо. Однако есть «звоночки» в регионе, которые, наверняка, отражаются неполно. Вроде недавнего митинга, когда задержание активистов закончилось походом на Фрунзенское отделение внутренних дел Владивостока. Это говорит о том, что ситуация на бумаге и в реальности разнится. И никакие выводы, ни на региональном, ни на федеральном уровне, не делаются. При этом реальная социально-электоральная база поддержки губернатора Миклушевского в регионе усыхает, подобно шагреневой коже, и становится значимым политическим риском на завершающем этапе главного электорального цикла страны.

Впрочем, учитывая массовые «посадки» чиновников региона, не исключаю, что каким-то понятным образом для тех, кто его делегировал на эту должность, глава региона справляется с функцией декриминализации региона, на которую была серьёзная заявка в центре. На мой взгляд, такой откровенно слабый руководитель даёт возможность для различных коррупционных проявлений, которые каким-то образом отслеживаются силовиками. А потом такую «рыбку» ловят на «живца-губернатора». Но это, на мой взгляд, достаточно изощрённая схема, в которой, опять же, в силу слабости команды, её реализующей, присутствует то, что принято называть «эксцессом исполнителя».

Рубрика «ОТКРЫТАЯ ТРИБУНА»

(В конце каждого исследования ЦИК «Рейтинг» предоставляет возможность одному из лидеров прокомментировать результаты опроса, поделиться с читателями и другими участниками рейтинга секретами своих успехов и планами на будущее)

Александр ДРОЗДЕНКО

Губернатор Ленинградской области

Ленинградская область живет настоящим, помнит историю и создает будущее.

Поэтому в каждом деле мы стараемся видеть перспективу. В условиях экономической турбулентности стабильный рост финансового потенциала Ленинградской области только на первый взгляд кажется неожиданным: основа диверсифицированной экономики была заложена в начале 2000-х годов, а качественный рывок в реализации экономического потенциала состоялся за последние 5 лет.

Значительная часть возможностей региона, безусловно, связана с его геополитическим положением. Ленинградская область – приграничная территория, в эпоху военных конфликтов она первой принимала на себя удары неприятеля (достаточно вспомнить годы Великой Отечественной войны), а в мирное время – становится транзитным регионом, интересным для развития торговли и международного сотрудничества. И сегодня инфраструктурные проекты — порты, транспортные магистрали, в перспективе, воздушный хаб — определяют векторы регионального развития.

Следом за инфраструктурой на территорию приходит производство. Конкурентное и технологичное – поскольку вблизи государственной границы оно либо ориентировано на экспорт, либо на внутреннем рынке неизбежно конкурирует с зарубежным поставщиком и производителем.

В этих условиях одна из важнейших задач администрации – создать простые и понятные «правила игры» для инвестора. Развитие сектора реальной экономики – непременное условие для повышения качества жизни людей, оно создает дополнительное количество квалифицированных рабочих мест, соответственно – необходимость обеспечивать высокий уровень образования, культуры, здравоохранения. Именно такие запросы сегодня сложились у ленинградцев. Думаю, это правильно.

Реклама на веке
Американка спасла мужчину на первом свидании Минфин не поддерживает введение налога с продаж