Новые торговые центры установили антирекорд

В России в этом году введен в эксплуатацию минимальный за 10 лет объем торговой недвижимости. Как отмечают аналитики, после кризиса девелопмент, наконец, нащупал дно, и в ближайшие несколько лет масштабы строительства начнут расти.

Объемы ввода в эксплуатацию новых стационарных торговых площадей в нынешнем году окажутся минимальными за последнее десятилетие. В общей сложности в субъектах федерации открылось всего 20 таких центров, общая площадь которых достигает 480 тыс. кв. м, говорится в докладе международной консалтинговой компании Knight Frank. Для сравнения, в минувшем году двери для покупателей впервые открыли 40 новых торговых центров с площадью свыше 1 млн кв. м. Уменьшение сданной в эксплуатацию площади составило 52%.

Эксперты девелоперского рынка эту статистику называют обоснованной. Источник в компании «Магазин Магазинов» говорит, в 2017 году было построено до 500 тыс. кв. м. Последний раз столь низкие объемы отмечались в 2007 году. Глава отдела региональных торговых помещений CBRE Михаил Рогожин поясняет, на состоянии рынка торговых площадей начал сказываться кризис. В 2014-2015 годах многие застройщики законсервировали начатые проекты и отложили на неопределенный срок запланированный. По подсчетам Рогожина, с учетом всех видов торговых точек, строительство коммерческих объектов уменьшилось по стране на 70%, а в глубинке – и вовсе на 78%.

Руководитель отдела торговых центров компании Knight Frank Евгения Хакбердиева добавляет, ситуация в Москве также значительно ухудшилась. В нынешнем году начали работу только 5 концептуальных торговых центров площадью около 200 тыс. кв. м. Для сравнения, в прошлом году площадь новых торговых объектов была на 350 тыс. кв. м больше.

Реклама на веке

Начальник отдела исследований и консалтинга компании «Магазин Магазинов» Андрей Васюткин говорит, на пике кризиса застройщики сворачивали коммерческие проекты, поскольку их рентабельность оказалась под сомнением на фоне снижения реальных доходов россиян.

Пропорционально упала выручка сетевых магазинов, а те, в свою очередь, оптимизировали затраты на аренду. Как результат, новые торговые центры не окупали себя. Рогожкин добавляет, в следующем году больше торговых центров открываться не начнет, и в глубинке запустят примерно 120 тыс. кв. м коммерческой недвижимости. А вот с 2019 года ожидается поэтапное восстановление положительной динамики. В «Магазине Магазинов» подтверждают, свободные площади в ранее сданных центрах медленно, но заполняются, и сейчас их доля составляет 5,5%, хотя в начале года пустовало 8,5% площадей.

Реклама на веке
В "Зените" назвали уход Манчини слухами АСВ настаивает на оперативной реализации активов лопнувших банков