18+
  1. Опасный маневр

Опасный маневр

Опасный маневр
Госдума приняла в первом чтении пакет законопроектов, которые должны навести порядок в налогообложении нефтяной отрасли. Проекты законов были поддержаны только единороссами. Думская оппозиция отказалась это сделать.

Законопроекты, по замыслу правительства, должны завершить начавшийся четыре года назад так называемый «налоговый маневр», который предполагает сокращение экспортных пошлин с одновременным увеличением налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Одна из целей – придать новый импульс развитию российской нефтепереработки.

Как пояснил заместитель министра финансов Илья Трунин, сейчас в стране действует такая система таможенно-тарифного регулирования экспорта нефти и нефтепродуктов, при которой бюджет недополучает достаточно большие суммы денежных средств. Причина - различного рода скрытые субсидии, которые возникают во многом из-за разницы в ставках экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты.

Размер такой поддержки при цене нефти $40 за баррель составляет около 1,1 трлн. рублей в год. Наличие экспортной пошлины на нефть, и при том беспошлинные поставки нефти в рамках единой таможенной территории ЕврАзЭС также приводят к тому, что российская система недополучает деньги.

Трунин пояснил, что только за поставку нефти в Республику Беларусь российский бюджет теряет свыше $3 млрд. в год.

Правительство предлагает постепенно в период до 2025 года (именно с этого времени согласно международным соглашениям должен начать функционировать единый рынок энергетических ресурсов в рамках ЕврАзЭС) отменить экспортную пошлину на нефть и, соответственно, на нефтепродукты, а также перенести соответствующие налоговые изъятия во внутреннее налогообложение. Это должно привести к сокращению субсидий, которые получают российские переработчики нефти.

Наряду с отменой экспортных пошлин предлагается установить новый механизм поддержки отечественной нефтепереработки.

Правительство считает, что завершение налогового маневра позволит привлечь дополнительно в государственный бюджет около 1,1 трлн. рублей, а также значительно повысить эффективность российской нефтепереработки при минимизации влияния на цены на внутреннем рынке на бензин и дизельное топливо.

Председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров, отметив важность закона, тем не менее, заявил: очень важно, чтобы он не превратился в средство расправы крупнейших компаний над независимыми с целью уйти от любой конкуренции в этой сфере. Но этот вопрос депутат предложил решить при подготовке пакета законопроектов ко второму чтению.

Между тем, думская оппозиция отказалась поддерживать законопроект. По словам Михаила Щапова, предлагаемые изменения несут в себе риски банкротства большого числа независимых нефтеперерабатывающих заводов, что будет особенно болезненно для регионов.

По мнению Валерия Гартунга («Справедливая Россия»), обнуление экспортной пошлины означает повышение доходов от экспорта нефти, но это значит и повышение цен на внутреннем рынке.

По его словам, пока не прошла президентская кампания, социально ответственный бизнес держал цены на заправках. Они выросли, сразу после ее окончания.

Как отметил депутат, раньше для того, чтобы доходность на внутреннем и внешнем рынках была одинаковой, у нефтяников изымали излишки от продажи. Теперь, чтобы была равная доходность и на внешнем, и на внутреннем рынке, им будут доплачивать из бюджета. Таким образом нефтяные компании заработают еще и на внутреннем рынке.

«Мы поднимаем пенсионный возраст, поднимаем НДС, куда эти деньги собираются. Теперь понятно, куда эти деньги собираются целенаправленно. Бедным нашим нефтяникам не хватает денег из бюджета», - считает Гартунг.

Партнер управляющей компании RusEnergy Михаил Крутихин также считает, что законопроект может привести к разорению независимых автозаправочных станций. «А это чревато ростом цен и перебоями с топливом. Чтобы не делали с экспортными пошлинами, повышение налога неминуемо приведет к росту цен», - полагает Крутихин.

Последние новости