Особенности аналитики от Кирилла Лукашука

Особенности аналитики от Кирилла Лукашука
Фото: http://newizv.ru
Новость о том, что медиахолдинг РБК учреждает новое кредитное рейтинговое агентство «Национальные Кредитные Рейтинги» (НКР), вызвала противоречивые отклики среди профессионалов отрасли. Дело в том, что в новое агентство переходят ключевые сотрудники агентства АКРА во главе с Кириллом Лукашуком.

К чему приведет появление новых агентств по оценке финансовой устойчивости участников финансового рынка

В России мало специалистов высокой квалификации, которые соответствуют требованиям работы в рейтинговом агентстве и переход команды из одного агентства в другое создает неопределенную ситуацию. АКРА вынуждена искать замену топовым специалистом. К тому же они не просто покидают агентство, но уносят с собой ценную информацию, которая теперь будет в распоряжении «Национального Кредитного Рейтинга». Кирилл Лукашук руководил в АКРА группой банковских аналитиков и собрал за время работы обширную клиентскую базу. Основу бизнеса рейтинговых агентств составляет сложившееся ядро клиентов. Это означает, что Лукашук и его команда начнут переманивать клиентов АКРА в НКР, что также заметно ослабит позиции их бывших работодателей.

Маяки в штормовую погоду

Реклама на веке

Чтобы проиллюстрировать опасности, которые таят в себе перетряски на рынке рейтинговых агентств, проведем аналогию. Рейтинговые агентства выполняют роль маяков, по которым игроки ориентируются в бурных водах финансовых рынков. Детальный анализ отчетности банков (в том числе и конфиденциальной информации) ложится в основу рейтинговых оценок. Инвесторы следят за колебаниями рейтингов банков и принимают решения вкладывать или, наоборот, выводить средства.

Кирилл Лукашук прославился тем, что, еще работая в АКРА, присвоил не только низкий рейтинг банку «Открытие», но и сопроводил его уничтожающим пресс-релизом. Это привело к оттоку средств клиентов из банка и дело дошло до санации «Открытия» Центробанком.

В то же самое время Лукашук способствовал присвоению высокого рейтинга известному кредитному учреждению. Аналитики рынка не ожидали такой высокой оценки. Эти эпизоды отчасти пошатнули доверие к АКРА. Вызвали подозрения в предвзятости оценок. Между тем, репутация – это основной капитал рейтингового агентства. Если капитаны кораблей сомневаются в том, что маяк указывает правильное направление, то они перестают на него ориентироваться. Само существование такого маяка теряет смысл.

Теперь команда старого «маяка» переходит в новый. Но где гарантии, что в этот раз все будет безупречно? Могут ли капитаны бизнеса безоговорочно доверять сигналам старой команды в новом рейтинговом агентстве или вынуждены будут перепроверять публикуемую информацию?

Эти вопросы и сомнения аналитиков и участников рынка вносят сумятицу в российскую рейтинговую систему. С учетом того, что санкционное давление на Россию усиливается и в этом году главный удар может прийтись именно на финансовой системе страны, хаотичные процессы в системе национальных кредитных рейтингов несут риски дестабилизации общей ситуации.

Рейтинги в ответ на санкции

Напомним, что АКРА создавалась в 2015 году в ответ на санкции западных стран. До этого инвесторы ориентировались на рейтинги трех «китов» - международные рейтинговые агентства Standard & Poor's, Moody’s и Fitch Ratings. Акционерами АКРА являются 27 крупных компаний, что должно было исключить риски предвзятости оценок агентства. Реформа рейтинговой системы преследовала цель оградить финансовую систему России от предвзятых, политизированных оценок международных рейтинговых агентств. АКРА создавалась для повышения устойчивости независимости национальной банковской системы. ЦБ стал брать за основу кредитные рейтинги, основанные на национальной шкале. Для присвоения рейтингов по национальной шкале агентства должны получить аккредитацию Банка России. Международные агентства отказались выполнить это условие Эльвиры Набиулиной. В результате на сегодняшний день в реестре Центробанка два аккредитованных рейтинговых агентства: АКРА и «Эксперт РА». Агентства «Рус-Рейтинг» и Национальное Рейтинговое Агентство (НРА) существуют на рынке, но не аккредитованы ЦБ. Куратором этой сферы в Банке России является заместитель председателя Сергей Швецов. Национальные рейтинги стали обязательными для осуществления деятельности финансовых организаций в России. Банки, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды имеют право приобретать ценные бумаги, если те имеют национальные рейтинги. Случившаяся неразбериха в АКРА таким образом расшатывает всю финансовую систему, нарушая ее функционирование.

Вдобавок к уходу аналитиков из АКРА уволилась и генеральный директор Екатерина Трофимова. Пока она не объявила публично о планах своего дальнейшего трудоустройства. Поскольку выбор невелик, то г-жа Трофимова пытается объяснить причины своего ухода и ситуацию в АКРА на… платной основе и, что называется, off records.

Все дело в деньгах?

Легенда гласит, что одно из семи «чудес света», Фаросский маяк, был разобран из-за слухов, что в его основании спрятан клад с сокровищами. Маяк разобрали, но сокровищ так и не нашли.

Рейтинговые агентства не только «маяки» финансовых рынков, но и очень прибыльный бизнес. В комментарии журналу «Форбс» Кирилл Лукашук отметил: «РБК — единственный инвестор проекта, точный объем инвестиций не раскрывается, но речь идет о сотнях миллионов рублей. Это бизнес с детально проработанной стратегией и финансовой моделью, собственник рассматривает агентство как зарабатывающую бизнес-единицу».

Команда Лукашука имела претензии к генеральному директору АКРА Екатерине Трофимовой в части материального поощрения своей работы. Мотивация перехода в новое агентство очевидна – зарабатывать больше. РБК получает возможность создать доходный бизнес, используя квалификацию и наработанную клиентскую базу команды Кирилла Лукашука. Но при этом участники рынка не могли не отметить, так сказать, морально-этические особенности команды Лукашука и ее руководителя. Они начали искать инвесторов для своего проекта, когда еще работали в АКРА, вели переговоры с потенциальными партнерами, работая в статусе сотрудников этой организации, обладая конфиденциальной информацией про многих игроков финансового сектора. При этом, как ходили разговоры среди банкиров, жаловались на действия руководства АКРА в ЦБ, что называется выносили сор из избы. Где гарантия, что с новым учредителем у Лукашука и его аналитиков все пойдет гладко?

Впрочем, еще далеко не факт, что новое агентство ЦБ аккредитует, и на рынке будет три аккредитованных агентства. На встречах с участниками рынка ЦБ не раз заявлял свою позицию по поводу рейтинговых агентств, что он не против появления новых и никому не будет мешать в их создании. Но те должны будут доказать свою, что называется, профпригодность. То есть обладать опытными специалистами, отработанной методологией оценок, которая будет признана ЦБ. И главное, новое агентство должно наработать собственную статистику, показывающую, что присваиваемые ими рейтинги не расходятся с реальностью, то есть доказать на практике работоспособность методологии.

Два рейтинговых агентства, аккредитованных в ЦБ, за три года существования уже наработали себе такую статистику. Банк России может даже согласовать методологию нового агентства, но как быть со статистикой? ЦБ вполне может сказать: работайте, но включать ваши рейтинги пока в нормативные документы не будем, посмотрим на результат. Как любила говорить сама Трофимова: «Создать рейтинговое агентство можно на раз-два-три, а вот научиться танцевать «хип-хоп» значительно сложнее».

Приходится констатировать, что частные финансовые интересы порою заслоняют общенациональную задачу укрепления финансовой системы России в период усиления финансового шторма. Угрозы и риски для нашей страны со стороны Запада слишком очевидны. Необходимо готовиться им противостоять, укрепляя устойчивость системы, а перипетии с рейтинговыми агентствами, наоборот, привносят в нее хаос и неопределенность. В погоне за прибылями исправно работавший «маяк» разбирают по частям. И пока не факт, что новый заработает лучше. Капитанам бизнеса станет трудней ориентироваться в финансовых водах, а надвигающийся шторм лишь усугубляет ситуацию.

Оригинал материала:
https://m.newizv.ru/news/economy/06-02-2019/osobennosti-natsionalnogo-reytingovaniya
Реклама на веке
9 интересных предложений ко Дню святого Валентина в ресторанах Москвы Число заболевших корью в РФ выросло в 3,5 раза с декабря