От Москвы до Чукотки

Центр информационных коммуникаций «Рейтинг» совместно с журналом «Отдых в России» провели третье исследование, посвященное туристической привлекательности регионов РФ, их туристическому потенциалу и популярности среди отечественных и иностранных туристов.

Именно так расположились регионы в ежегодном Национальном туристическом рейтинге.

Предыдущий, 2016 год оказался наиболее успешным за последние годы для туристической отрасли России. Закрытие Турции и Египта для российских туристов позволило отечественным курортам достичь максимальной загрузки и получить сверхприбыль. Курорты Краснодарского края и Крыма с трудом справлялись с нескончаемым потоком туристов. После «открытия» Турции весной 2017 года многие представители туротрасли прогнозировали резкий спад спроса на наши основные туристские дестинации на Черноморском побережье. Оправдались ли их ожидания и как вели себя в этой нестандартной ситуации участники рынка, можно понять из ответов экспертов Национального туристического рейтинга.

Россия по-прежнему живет в условиях санкций, которые тормозят полномасштабное развитие туризма в Крыму, в том числе привлечение инвестиций. Решение транспортной проблемы Крыма (в следующем году должен заработать новый суперсовременный терминал аэропорта в Симферополе и начаться движение по новому мосту) должно дать мощный толчок для развития полуострова.

Реклама на веке

В октябре прошлого года вице-премьером правительства РФ был назначен Виталий Мутко, в зону ответственности которого вошел и туризм. Ожидания последующих резких изменений в регулировании отрасли не подтвердились: практически все чиновники сохранили свои должности, но при этом появился еще один мощный центр принятия решений в правительстве. 13 мая в Рязани прошел Координационный совет по туризму под председательством вице-премьера, на котором присутствовали все региональные министры по туризму. Это была первая большая встреча зампреда правительства с региональными чиновниками. Одной из основных тем стала подготовка к чемпионату мира по футболу. Также Виталий Мутко заявил о том, что Федеральная целевая программа развития внутреннего и въездного туризма (ФЦП) будет продолжена после 2018 года.

В июне этого года Счетная палата РФ заявила о том, что Ростуризмом не обеспечено завершение ни одного из 16 туристско-рекреационных кластеров, запланированных ФЦП. В отчете говорится, что «из 16 кластеров, предусмотренных к завершению в 2016 году, полностью не готов ни один. Из 25 объектов обеспечивающей инфраструктуры готовы только 11. Из 97 объектов туристской инфраструктуры, подлежащих вводу, не введены 29». На это в Ростуризме заявили, что «такого понятия, как ввод в эксплуатацию кластера, в ФЦП нет. А в отчете Счетной палаты сказано именно о кластерах, что не соответствует реальной ситуации». Следующий отчет аудиторов был опубликован 1 ноября 2017 года. В нем были озвучены результаты проверки эффективности использования бюджетных средств при создании и функционировании туристско-рекреационных кластеров в Амурской области, Республике Саха (Якутия), Липецкой области и Республике Бурятия. Выводы также неутешительные: несмотря на вложение порядка 7 млрд руб. в создание туристических кластеров, достичь ожидаемых эффектов пока не удалось.

Не удалось достичь в этом году заявленных показателей и Национальному туристическому порталу Russia.travel. И хотя глава Ростуризма Олег Сафонов обещал, что число посетителей портала к середине 2017 года составит не менее 20 тыс. уникальных пользователей в день, а до конца 2016 года все материалы сайта будут переведены на английский язык (всего же планировалось сделать перевод на семь иностранных языков), в настоящий момент посещаемость портала значительно ниже заявленных показателей, а на английский язык переведена лишь часть текстов.

В начале этого года была фактически приостановлена деятельность подведомственного Ростуризму ФГУП «Национальный маркетинговый центр по туризму» (VISIT RUSSIA), отвечающего за продвижение России за рубежом, а в отношении руководства начата проверка по фактам расходования бюджетных средств без проведения конкурсов. У проверяющих возникли вопросы и по поводу эффективности произведенных трат.

В июле этого года был принят нашумевший закон о курортном сборе (Федеральный закон «О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае»). С 1 мая 2018 года в этих регионах со всех туристов будет взиматься плата за пользование инфраструктурой. Размер курортного сбора не может превышать 100 рублей, а в 2018 году не может превышать 50 рублей. До 1 декабря этого года в субъектах должны быть приняты свои законы о размере и порядке взимания сбора. Эксперимент будет проходить до 2022 года.

Представители туристического бизнеса выступили категорически против введения этого сбора, посчитав его непрозрачным и вредным для отрасли. Так, уже в этом году в СМИ появилась информация, что в Крыму «мошенники с удостоверениями подходят к отдыхающим с требованием оплатить курортный сбор». Власти на местах, особенно муниципальные, напротив, ждут с нетерпением, когда их бюджеты начнут пополняться сверхдоходами. Так, например, в Ставропольском крае правило о сборе будет действовать на территории четырех городов – Ессентуков, Железноводска, Кисловодска и Пятигорска, а плата составит 50 рублей. По подсчетам властей края, предполагается, что уже в первый год удастся собрать около 181 млн рублей, а за пять лет доходы от курортного сбора составят более 1,2 млрд рублей.

Еще одним вызовом для отрасли стало банкротство авиакомпании «ВИМ-Авиа». В сентябре этого года авиаперевозчик прекратил полеты из-за финансовых проблем. На момент остановки деятельности компании за рубежом находились 39 тыс. туристов, имевших билеты на рейсы «ВИМ-Авиа», и 1,5 тыс. клиентов внутри России. Представители семи авиакомпаний согласились перевести пассажиров по билетам «ВИМ-Авиа». На эти цели из федерального бюджета было выделено 200 млн рублей. Благодаря оперативным и слаженным действиям властей и бизнеса этот кризис удалось преодолеть. Следственный комитет возбудил уголовное дело о преднамеренном банкротстве, офис компании опечатан, а ее владельцы скрылись за границей.

С лета началось активное обсуждение концепции новой Федеральной целевой программы развития внутреннего и въездного туризма на 2019–2025 гг. Новая предложенная Ростуризмом концепция немного отличается от предыдущей, хотя в целом сохранен тот же кластерный подход. Можно выделить одно наиболее привлекательное для бизнеса новшество – это субсидирование процентных ставок по кредитам для тех, кто строит туристические объекты, приобретает новый транспорт (автобусы, суда или вагоны). Если эту норму удастся отстоять и заложить в бюджет, то этот инструмент может реально помочь малому и среднему бизнесу – уверены эксперты. Всего на новую ФЦП запрашивается 67 млрд рублей бюджетных средств.

Подготовка к самому важному после зимней Олимпиады в Сочи для страны спортивному событию – чемпионату мира по футболу – стала главнейшей задачей этого года для чиновников и турбизнеса. Строительство стадионов, дорог, развязок, обеспечивающей инфраструктуры – все это должно помочь регионам, принимающим игры чемпионата, в дальнейшем стать мощными туристическими центрами. Ведь построенные к чемпионату гостиницы и стадионы надо будет как-то загружать. Каковы итоги Кубка конфедераций, прошедшего в этом году в Сочи, Казани, Москве и Санкт-Петербурге, что ждет турбизнес от предстоящего мирового первенства – об этом также говорят эксперты рейтинга.

Региональные власти совместно с бизнесом продолжают прилагать усилия для увеличения туристского потока в свои регионы, проводят событийные мероприятия, ставшие уже традиционными, и постоянно открывают что-то новое. К сожалению, их мероприятия по-прежнему носят локальный характер, самостоятельно не генерируя туристический поток, за исключением, пожалуй, крупных международных и всероссийских деловых форумов.

Нынешний Год экологии привнес в отрасль мало каких-то значимых событий и проектов, или они прошли незаметно на федеральном уровне. Хотя мог бы стать хорошим информационным поводом для раскрутки, например, новых экологических маршрутов, экотроп, переосмысления того, как можно грамотно использовать для туризма наши природные заповедники и национальные парки, не нанося ущерба природе.

В конце 2017 года было объявлено о завершении голосования за туристический бренд России. Всем желающим предлагалось выбрать один вариант из 10. Голосование, которое проводилось Ростуризмом на Национальном туристическом портале, было закрытым, что вызвало недовольство у туристского сообщества. Особенно яркими стали негативные комментарии в социальных сетях после того, как был объявлен победитель «народного» голосования – логотип в авангардном стиле «Россия – это целый мир». Приживется ли данный бренд на русской земле – покажет время.

Арсен АРИСТАКЕСЯН,

генеральный директор ЦИК «Рейтинг», руководитель проекта «Национальный рейтинг»

Если взять сухие цифры официальной статистики, то численность граждан, размещенных во всех наших гостиницах в 2016 году, составила 48,2 млн человек, что на 4,5 млн больше, чем в 2015 году. Показатели текущего года тоже впечатляют. За январь–июнь 2017 года число остановившихся в гостиницах составило более 21,5 млн человек, а за тот же период прошлого года эта цифра оказалась меньше – около 19 млн человек.

Мы часто слышим, что в туризме нет нормальной статистики, что даже профессионалы не могут полностью подсчитать турпотоки. Мы работаем с тем, что есть. Каждый год совершенствуем систему подсчета, пытаемся добавить какие-то новые важные данные, критерии – при условии, что они есть по каждому региону.

Мнения экспертов, которых мы с удовольствие опрашиваем, оживляют эту картину. За их словами, порой эмоциональными, видна та работа, которую они делают каждый день, пытаясь сдвинуть еще чуть вперед нашу молодую, неопытную, часто неповоротливую туристическую отрасль. Конечно, все мы заинтересованы в том, чтобы наша страна развивалась и хорошела, чтобы к нам ехали туристы со всего мира, а сами россияне не увозили деньги на зарубежные курорты, а с удовольствием тратили их на родине. Что для этого надо еще сделать – об этом мы спрашивали в нашем исследовании госслужащих, представителей законодательной власти, туроператоров, турагентов, представителей отраслевых ассоциаций, консалтинговых и коммуникационных компаний. И пусть их мнения и оценки зачастую расходятся, наша задача – найти и показать все здравое, что есть в российском туризме на сегодняшний день.

Присоединяйтесь и вы к клубу любителей отдыха в России!

Антон СЕМЕНОВ,

генеральный директор журнала о внутреннем и въездном туризме «Отдых в России»

В сентябрьском номере журнала «Отдых в России» вышел интересный материал о том, как три иностранца – чех, немец и шотландец – пересекли на мотоциклах несколько южных российских регионов, доехав до Волгограда. Но самое экстремальное приключение с ними произошло в горах Кавказа. Навигатор повел их кратчайшей дорогой – через перевал в Кавказском биосферном заповеднике. Там они застряли в грязи и не могли дальше двигаться. У одного сломался мотоцикл, второй разбил колено. Сотовая связь в этих труднодоступных местах не работает. Их состояние было близко к панике, когда на помощь им пришли ребята из «Автородина-тур», которые случайно оказались в этом месте. Не без труда, почти за двое суток, они помогли им выбраться. Во время этой поездки чех, который ведет свой канал на YouTube, снимал все увиденное на камеру, закрепленную у него на шлеме. Затем он смонтировал и опубликовал около 10 роликов об их поездке по России. Примечательно, что за кадром в основном звучит русская рок-музыка. Думаю, эту поездку они запомнят на всю жизнь и еще долго будут рассказывать о ней своим родным и друзьям.

Этот рассказ мы перевели на английский язык и опубликовали в нашем новом журнале для англоязычной аудитории «Tourism & Leisure in Russia», который вышел в октябре этого года. Этот, безусловно, интересный для нас проект смог появиться благодаря поддержке Министерства культуры РФ. Когда мы собирали для него материал, изучали и то, как обстоят дела с иностранными туристами в регионах. Радоваться, как выяснилось, особо нечему: количество иностранцев, размещенных в гостиницах, в большинстве регионов составляет несколько тысяч человек в год. Для сравнения, в Москве в 2016 году переночевали 2,5 млн иностранных туристов. На наше предложение разместить материал о туристическом потенциале в журнале, распространяемом за рубежом, в администрации одного сибирского региона, всегда входящем в ТОП российских туристских направлений, нам сказали: «А зачем? Иностранцы – это не наша аудитория. Они до нас не доедут!» Вот так и живем. XXI век, а доехать до нас по-прежнему невозможно!

«Кто виноват?» и «что делать?» – извечные русские вопросы, на которые мы вместе с уважаемыми экспертами вновь пытаемся найти ответы. Надеюсь, что наше очередное исследование будет интересно не только представителям туристической отрасли, но и всем тем, кто любит нашу страну и находит время для путешествий по ее необъятной территории.

Методология Национального туристического рейтинга-2017

Критериями для оценки туристической привлекательности российских регионов, их туристического потенциала и популярности среди отечественных и иностранных туристов являются:

1. Уровень развития гостиничного бизнеса и инфраструктуры: число мест в коллективных средствах размещения (гостиницах) региона.

Данные предоставлены Федеральной службой государственной статистики.

2. Значимость туристической отрасли в экономике региона: доля занятых в сфере туризма и гостеприимства от общего населения региона.

Данные по среднесписочной численности работников предоставлены Федеральной службой государственной статистики. Процент рассчитывается путем деления общего количества работников на все население региона и умножается на 100%.

3. Доходность отрасли туризма и гостеприимства региона:

— доходы коллективных средств размещения;

— объем платных туристических услуг населению;

— оборот общественного питания.

Данные предоставлены Федеральной службой государственной статистики.

4. Популярность региона у туристов, приезжающих на несколько дней:

— число граждан РФ, размещенных в коллективных средствах размещения;

— число ночевок в коллективных средствах размещения.

Данные предоставлены Федеральной службой государственной статистики.

5. Популярность региона у иностранцев: численность иностранных граждан, размещенных в коллективных средствах размещения.

Данные предоставлены Федеральной службой государственной статистики.

6. Туристская уникальность: количество достопримечательностей, внесенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия, в том числе объекты ЮНЕСКО.

Данные предоставлены из Единого государственного реестра объектов культурного наследия.

7. Экологическое «здоровье» региона: по объему экологических платежей за негативное воздействие на окружающую среду.

Данные предоставлены Федеральной службой государственной статистики.

8. Криминогенная обстановка: количество совершенных преступлений на 1000 жителей региона.

Данные предоставлены Министерством внутренних дел РФ. Рассчитывается путем деления общего количества совершенных преступлений на все население региона и умножается на 1000.

9. Интерес к региону в интернете как к месту отдыха: количество запросов в поисковых системах об отдыхе в регионе.

Рассчитывается по количеству запросов за год в поисковой системе Яндекс по ключевым словам: «Отдых в + наименование региона».

10. Продвижение туристического потенциала региона в информационном пространстве: количество публикаций и сообщений в СМИ.

Рассчитывается по количеству публикаций в СМИ, в том числе на индексируемых новостных ресурсах, по ключевым словам: «Туризм в + наименование региона».

В соответствии с принципами работы ЦИК «Рейтинг» в исследовании учитывались мнения и оценки представителей экспертного сообщества – в данном случае специалистов медиагруппы «Отдых в России», в которую входят журнал о внутреннем и въездном туризме и сайт «Отдых в России», информационные порталы «Российский туризм», «Инвестиции в туризм», а также глянцевый журнал и интернет-портал для англоязычной аудитории «Tourism & Leisure in Russia».

По каждому из критериев на основе анализа открытых источников и ведомственной статистики за 2016 год были подготовлены от одной до трех таблиц и проведено соответствующее ранжирование. Первое место в каждой таблице давало 8,5 балла. За каждое последующее место снималось по 0,1 балла. Так, 13 промежуточных таблиц образовали сводную таблицу, где по сумме общих баллов, с учетом экспертной оценки, были определены лидеры и аутсайдеры Национального туристического рейтинга.

По сложившейся традиции журналистами медиагруппы «Отдых в России» были опрошены представители туриндустрии и органов власти, которых попросили сравнить 2016-й и уже подходящий к концу 2017 год, озвучить основные тренды отрасли, рассказать о наиболее заметных и значимых проектах и высказать свое мнение – что, на их взгляд, мешает более динамичному развитию внутреннего и въездного туризма?

Итоги Национального туристического рейтинга-2017

Итак, в первую группу рейтинга (ТОП-20) вошли регионы с 1-го по 20-е место включительно.

От Москвы до Чукотки

Лидером рейтинга в этом году стал Краснодарский край. Как уже отмечалось, данные статистики подтвердили мнения экспертов – прошлый, 2016 год стал самым удачным для туристической отрасли наших черноморских курортов. Краснодарский край является безусловным лидером по количеству мест в гостиницах, по их доходам, количеству ночевок туристов.

Лидер прошлого года – Москва сместилась на 2-е место, при этом у нее самые высокие показатели по количеству размещенных в гостиницах российских и иностранных граждан и обороту общественного питания. Вместе с тем столица имеет невысокие баллы за экологию и преступность. К сожалению, инциденты случаются и с иностранцами. В конце прошлого года столицу потрясла история гибели французского студента, который вместе с другом и подругой, выйдя из ночного клуба, сел в случайную машину. Водитель-грабитель с напарником напоили студентов, вывезли за город и, отобрав ценные вещи, выкинули из автомобиля. В результате юноша заблудился и замерз. Преступники вскоре были пойманы.

На 3-е место в рейтинге вышла Московская область, имеющая огромный номерной фонд и отличные показатели по количеству размещенных туристов, ночевкам и обороту общественного питания. Крым сохранил свои прошлогодние позиции в рейтинге и остался на 4-м месте. Республика имеет самый высокий балл по критерию «значимость отрасли в экономике региона», значительно опережает все другие регионы по запросам в интернете и по количеству публикаций в СМИ. Замыкает пятерку лидеров Северная столица, ставшая в 2016 году «Лидирующим культурно-туристическим направлением мира» по версии World Travel Awards.

На 6-е место рейтинга вырвался Ставропольский край, значительно улучшив свои позиции по сравнению с прошлым годом. Регион Кавказских Минеральных Вод обладает огромным номерным фондом (6-е место среди всех субъектов), занимает 3-е место по доле занятых в сфере туризма.

Алтайский край прочно удерживает 7-ю строчку рейтинга, а вот Нижегородская область опустилась с 6-го на 8-е место. Улучшил свои позиции Приморский край. По количеству размещенных иностранных туристов он занимает 3-е место после Москвы и Санкт-Петербурга. Замыкает десятку лидеров Свердловская область, имеющая высший балл за объем платных туристических услуг. В следующем году в уральской столице – Екатеринбурге – будут проходить матчи чемпионата мира по футболу и отмечаться 100-летие со дня гибели последней императорской семьи Романовых.

Улучшили в этом году свои показатели Иркутская, Калужская, Ростовская, Новосибирская и Челябинская области, Пермский край и Республика Башкорт*остан, также вошедшие в ТОП-20 рейтинга. При этом Ростовская область занимает 1-е место в стране по количеству достопримечательностей, внесенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия.

Игорь ФОМИН,

член Совета Федерации РФ, председатель Экспертного совета по туризму при Комитете Совета Федерации по социальной политике

2017 год не оправдал ожиданий скептиков: въездной и внутренний туристические потоки не упали. С учетом всех факторов динамику можно назвать положительной. Но нет и двузначных процентов роста турпотока, что явно сигнализирует – необходима продуманная политика всесторонней системной поддержки туротрасли для ее дальнейшего развития.

В уходящем году было принято несколько важных решений, которые повлияют на дальнейшее развитие отрасти. Мы сделали Дальний Восток более доступным для туристов, впервые введя систему электронных виз. Буквально на днях был принят закон, распространяющий электронную визу на Калининградскую область с 1 января следующего года. Разрабатывается новая госпрограмма развития внутреннего и въездного туризма, которая будет действовать с 2019 года.

Я занимаюсь вопросами туризма не так давно. И любая поездка в регион для меня превращается в настоящее туристическое открытие, которое укрепляет меня в уверенности, что наша страна обладает неисчерпаемым потенциалом туристического роста.

В этом году на базе площадки Совета Федерации я делал обзоры туристических кластеров, многие из которых стали настоящим открытием. Эти туристические оазисы появились в самых разных уголках России и уже привлекли большое количество туристов, действующая федеральная целевая программа развития туризма показала хорошие результаты.

В качестве примера успешной работы над развитием и продвижением туризма приведу в пример Алтайский край. Успех курорта «Белокуриха» и других туристических достопримечательностей края во многом предопределен внимательным и ответственным подходом губернатора Александра Карлина.

Сергей РОМАШКИН,

генеральный директор туроператора «Дельфин»

Падение спроса на внутренний туризм, начавшееся в феврале этого года, закончилось итоговым спадом по сезону. В минусе все пляжные курорты. По нашей компании Крым – минус 34%, Большой Сочи – около 20%, Анапа – минус 27%, Геленджик – минус 32%.

Причины общего спада – одновременное сочетание нескольких негативных факторов: возвращение российских туристов в Турцию, неожиданно низкие курсы валют в начале 2017 года, завышенные цены российских курортов, очень холодное начало лета. Мы можем говорить о «черном лебеде» для внутреннего туризма. К ожидаемым событиям добавились труднопрогнозируемые. Социологические опросы показывают, что в целом туристов больше в стране не стало, общая экономическая ситуация не позволяет наращивать турпотоки. Идет только перераспределение спроса, что и почувствовали Испания, Италия, другие европейские страны, нарастившие объемы именно за счет внутренних направлений на фоне дешевого евро. Про успехи Турции даже не говорим. Конкуренция за туриста выросла дополнительно. Таким образом, год был крайне неудачным для внутреннего и очень хорошим для выездного туризма.

Из ярких событий уходящего года можно отметить открытие нового парка «Зарядье» в Москве. Впечатляющий проект, созданный международной командой, позволил привнести в столицу новую туристическую достопримечательность. Такие события редки, в столице – особенно. Я был приятно удивлен уровнем ландшафтной и технической проработки паркового пространства. Выдающийся результат!

Из новых туристических объектов я бы отметил загородный клуб «Лачи» в Подмосковье. На фоне достаточно типовых архитектурных решений подмосковных здравниц здесь – просто взрыв креативности и самоиронии. Думаю, такой опыт можно и нужно пропагандировать.

Дмитрий ШАРОВ,

генеральный директор туроператора «Мультитур»

Если сравнивать туристический сезон 2017 года с сезоном прошлого года, то мы наблюдаем отрицательную динамику. В первую очередь это связано с оттоком в этом году туристов, предпочитающих отдыхать на зарубежных курортах, и снижение платежеспособности граждан, которые стали больше экономить на путешествиях.

Если говорить о нашей организации, то по Краснодарскому краю общий спад продаж составил 37%, в том числе Анапа – спад 27%, Геленджик – 35%, Туапсе – 23%, Сочи – 30%. По полуострову Крым общий спад составил 27%.

По курортам Подмосковья, средней полосы России, Кавказских Минеральных Вод спад составил около 18%. Беларусь на сегодняшний день показала спад 7%.

Новшеством для отрасли стало вступление в силу с 1 января 2017 года поправок в Федеральный закон № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ». Поправки говорят о том, что туроператор поручает турагенту продвижение и реализацию турпродукта «от своего имени и по поручению». В данном случае турагенту необходимо до реализации турпродукта клиенту получить доверенность от туроператора на право реализации данного турпродукта. Введение этого закона вызвало немало споров и опасений со стороны туроператоров. Но, как мне кажется, все технические трудности были решены и новый закон не доставил дополнительных хлопот игрокам рынка.

Кроме того, наша компания «Мультитур» продолжает принимать активное участие в разработке, «обкатке» и окончательной приемке маршрутов в рамках работы Комитета по импортозамещению в сфере туризма при Министерстве культуры РФ, состоящего из представителей крупных туристических операторов федерального и регионального значения.

Работа строится следующим образом. После окончательного утверждения маршруты предлагаются на сайтах всех желающих присоединиться к проекту туристических компаний. Компания самостоятельно или вместе с другими туроператорами и принимающей стороной (ответственного назначает администрация региона) утверждает график проведения брендового маршрута на текущий год.

Далее, как и во всех других случаях, туроператоры проводят рекламную кампанию этих маршрутов, начиная массированное продвижения нового продукта для потребителей: агентств, частных лиц, корпораций.

Инструментов для продвижения маршрутов довольно много: это воркшопы по стране и за рубежом, вебинары, бизнес-завтраки по схеме В2В, еженедельные рассылки агентствам и корпоративным клиентам.

Активно продвигаем маршруты в социальных сетях, проводим многочисленные акции.

Хочется выделить особенно востребованные направления: это Бурятия, Череповец, Самара, Саранск, Екатеринбург. Однако список постоянно обновляется, добавляются все новые перспективные маршруты, способные составить здоровую конкуренцию топовым направлениям, таким как Москва, Санкт-Петербург, Казань, Калининградская область и Золотое кольцо.

Сергей АГАФОНОВ,

генеральный директор сети «Магазин горящих путевок»

Этот год для нашей компании достаточно успешный. Прирост по внутреннему туризму составил 10–15% от показателей прошлого года. В основном это пакетные туры в Краснодарский край (около 70% от всего объема продаж) и в Крым (около 30%). Наибольшим спросом пользуются Сочи, Анапа, Геленджик и Южный берег Крыма. Мы как турагентская сеть видим прямой спрос у клиентов. Все лето Россия была на втором месте по продажам после Турции. После открытия этой страны для россиян рынок не упал, наши граждане все больше внимания обращают на родные курорты. Этот показатель не хуже прошлого года. Что касается туроператоров, то у них ситуации разные: кто-то улучшил свои показатели в этом году, например, «Библио Глобус», а кто-то нет.

При этом по-прежнему только небольшое количество отелей предлагают стандартный набор услуг, к которому уже привыкли россияне, отдыхавшие за границей. Им нужны питание, развлечения, трансфер, перелет. Человек хочет заплатить один раз за путевку и больше не думать ни о чем. Средняя цена за тур на двух человек в отеле «3 звезды», с завтраком и ужином, на 7–10 дней, этим летом была 35–45 тыс. рублей. Краснодарские курорты начали предлагать туры и по системе «все включено», например, отель «Бридж Резорт» в Имеретинской низменности в Сочи. Такой тур обошелся бы в 50–60 тыс. рублей.

В ноябре на Камчатке мы открыли свой 350-й турагентский офис. Перелет обошелся мне в 22 тыс. рублей туда-обратно. К сожалению, у нас мало кто знает, какие есть возможности для отдыха на Дальнем Востоке. Вообще, это наше больное место – очень плохая информированность о туристских возможностях в собственной стране, не хватает продвижения. Можно было бы подумать о совместных кросс-маркетинговых рекламных кампаниях с другими иностранными государствами.

Дмитрий БОГДАНОВ,

генеральный директор санатория «Знание» (Сочи)

В 2016 году страна пережила бум внутреннего туризма из-за закрытия Турции и Египта для россиян. Тогда курорты Краснодарского края побили все мыслимые рекорды.

Из-за открытия Турции в этом году ожидался провал на наших черноморских курортах, однако этого не случилось. Сочи может гордиться прошедшим сезоном, который оказался на уровне прошлого года, а у некоторых отелей даже лучше предыдущего. Это стало возможным благодаря тому, что многие сочинские отели продемонстрировали гибкую ценовую политику, делали интересные спецпредложения, вовремя корректировали цены. Кто-то усиливал свою рекламу, кто-то включал в стоимость дополнительные услуги. Несмотря на то что турки устроили жесткий демпинг, Сочи также проявил гибкость. Крым был менее гибким в маркетинговом плане. Многие туроператоры тоже оказались не готовы к оперативной корректировке цен. Наилучшим образом, пожалуй, действовал туроператор «Алеан». Туроператор «Библио Глобус», который помимо всего прочего управляет отелями «Сочи-Парк» и «Горки-Город», по их данным, привез в этом году в Краснодарский край 1 млн туристов. Это огромная цифра!

При этом все сочинские отели, построенные к Олимпиаде, освобождены от уплаты налогов. Поступления от их деятельности в бюджет незначительные, что, как мы видим, вызывает недовольство региональных властей.

Неправильное распределение средств между бюджетами привело к тому, что традиционно туристические регионы выступили с инициативой введения курортного сбора. Уже в следующем году он будет введен в том числе на территории Краснодарского края. Я отрицательно отношусь к этому сбору. Мы его называем «налог на отели»: собирать и платить его будут только добросовестные владельцы гостиниц. А частники, которые работают в «серой зоне», скорее всего будут брать сбор с отдыхающих и не платить его в бюджет.

Значимыми для региона событиями в этом году стали прошедшие в Сочи Кубок конфедераций и Фестиваль молодежи и студентов. Это высококлассные имиджевые мероприятия, но в плане доходов не очень большие.

Шесть лет назад я принимал в управление старый и «убитый» санаторий. Сейчас глубина продаж у нас на 2,5 года вперед, а выручка составила 600 млн рублей. Я провожу много различных мероприятий, делюсь своим опытом и при этом вижу реальную картину происходящего. Общей проблемой туристической отрасли, в том числе и в Краснодарском крае, я бы назвал низкую квалификацию и непрофессионализм на всех уровнях. Это и неумение работать с информацией, и короткий горизонт планирования, и отсутствие конкретных, а главное, достижимых целей и задач. Менеджеры по продажам не понимают, что у них нет качественного продукта. Управляющие не могут его создать. Огромной ошибкой является то, что мы не умеем видеть, искать и находить профессионалов, не хотим учиться у них, перенимать их опыт. Проблема у российских регионов в том, что даже при наличии опытных и квалифицированных специалистов их там не воспринимают как авторитетов, к ним не прислушиваются.

Алексей МУСАКИН,

вице-президент Российской гостиничной ассоциации, управляющий партнер Cronwell Hotels & Resorts (Санкт-Петербург)

Для нашей сети 2016 год был самым успешным с точки зрения загрузки отелей. В этом году мы наблюдаем снижение загрузки на 3–5% в городских и на 7–10% в загородных отелях. Гостиницы в Крыму потеряли 35–40%, в Краснодарском крае – до 30%. Отели в Санкт-Петербурге и Московской области показали результат немного хуже, чем в прошлом году. С учетом того, что выросли цены, в выручке такого снижения нет. На период проведения Кубка конфедераций мы наблюдали некоторое снижение загрузки в отелях в городах-организаторах. Это можно объяснить тем, что болельщики после матча сразу уезжали в свой город, благо проезд у них был бесплатный. Это важное для страны событие еще раз показало, что мы можем принимать большое количество гостей, в том числе иностранцев. Предстоящий в будущем году чемпионат мира по футболу даст хороший толчок всей отрасли: через год-два можно будет наблюдать увеличение туристского потока в Россию и в города-организаторы.

Для дальнейшего развития в регионах нам нужно идти по пути Турции: снижать цены, делать полный пансион, предлагать услугу «все включено», усиливать оздоровительную составляющую – процедуры «антистресс», «антиэйдж» и т.д. Пока у нас отстают качество сервиса и профессиональный уровень персонала гостиниц. Но и здесь мы наверстываем: за последние годы у нас появилось большое количество грамотных сотрудников, прошедших школу иностранных брендовых гостиничных сетей. Сейчас они готовы идти работать в российские отели. Нам нужно еще 10–15 лет, чтобы доказать, что мы сами умеем и хотим работать.

В последние годы в России открывается много отелей под зарубежными гостиничными брендами. Если у вас планируется более 50% иностранных клиентов, то лучше брать зарубежный бренд. Российские сети не имеют столько лояльных клиентов. Плюс вы приобретаете определенные стандарты услуг. Все это позволяет инвестору быстрее «отбить» вложенные средства. Некоторые гостиницы сейчас пустуют. Их надо перестраивать, модернизировать. Все это станет возможным, если в новую ФЦП по развитию внутреннего и въездного туризма заложат средства на компенсацию инвесторам процентной ставки по кредитам до 5–7% годовых.

Михаил МАЛЬЦЕВ,

исполнительный директор Уральской ассоциации туризма (Екатеринбург)

В нашем регионе показатели текущего года не сильно отличаются от предыдущего. Зарубежное направление по-прежнему остается доминирующим в деятельности туроператоров и турагентов. Открытие Турции не могло не привести к изменениям на рынке внутреннего и въездного туризма. В Свердловской области идет активная подготовка к ЧМ-2018 и к 100-летию со дня гибели царской семьи. Уже сейчас нужно задумываться над тем, как использовать центральный стадион после чемпионата в нашем нефутбольном городе.

6 октября этого года был создан Федеральный совет по промышленному туризму в России, в который вошли представители власти, турбизнеса, предприятий. Возглавил его руководитель Ростуризма Олег Сафонов. Важно, что он был учрежден именно у нас в области, ведь Екатеринбург по праву считается столицей промышленного туризма. У нас богатое промышленное наследие – здесь строили и развивали свои заводы Демидовы, Строгановы. Интересна с точки зрения туризма и промышленная археология. В наш совет вошли представители таких предприятий, как «Уралвагонзавод», «УГМК-Холдинг», «Евраз», Белоярская АЭС, Калининградский янтарный комбинат. И хотя это крупнейшие промышленные гиганты, иногда режимные объекты, мы договариваемся и организуем там экскурсии. Например, Белоярскую АЭС посетили уже несколько тысяч школьников. В 2018 году совместно с ТПП будет создана Единая промышленная карта России.

Проблемой для региона остается неслаженность действий областных и муниципальных властей. Как следствие – не совсем здоровый инвестиционный климат в области. И хотя мы имеем все предпосылки для развития туризма – здесь столица федерального округа, крупнейший в стране аэропорт Кольцово, проходит Транссиб, – можно наблюдать неграмотную политику властей в туристической сфере. Необходимо выстроить отношения с турбизнесом. Сегодня это главный тормоз.

Александр ФЕДОРОВ,

директор филиала Российской гостиничной ассоциации в Республике Башкортостан (Уфа)

По имеющимся у нас данным, объем платных услуг, оказанных турагентствами и туроператорами, в этом году увеличился, а вот доходы коллективных средств размещения, наоборот, снизились. К саммиту БРИКС и ШОС, проходившему в 2015 году, было открыто 5 новых отелей, в том числе 5-звездный Sheraton Ufa, которым мы управляем. Средняя загрузка отелей по году – 62% (в «Шератоне» – 50%). Многие из них проходят добровольную классификацию. Основные посетители гостиниц в Уфе – это бизнесмены и командировочные, приезжающие в город по работе, в том числе для посещения выставок и форумов.

На наш взгляд, в регионе не хватает финансирования на активное развитие сферы туриндустрии, что сказывается на квалификации персонала и на качестве предоставляемых услуг, на сегодняшний день уступающем общемировым стандартам. Налицо также слабая узнаваемость региона на туристической карте России и в мире. Не хватает сплоченности и интереса организаций туриндустрии в продвижении своего региона. Отельеры зачастую отстаивают лишь свои собственные интересы, не могут объединиться для решения каких-то стратегических задач.

В этом году в Башкирии прошли крупные мероприятия: «Курортный сабантуй», Фестиваль башкирского меда, фестиваль «Бирское яблоко», «Башкортостан новогодний, удивительный». Все вышеназванные мероприятия сопровождались деловой программой и рекламно-информационными турами для представителей туриндустрии других регионов.

В части крупных деловых мероприятий можно выделить III форум малого предпринимательства стран ШОС и БРИКС, Форум гостеприимства и туриндустрии, создание и развитие ТРК «Бурзянский», Природный парк «Аслы-Куль», запуск скоростного поезда «Легенда Урала».

Во вторую группу рейтинга вошли регионы, занявшие позиции с 21-й по 69-ю включительно.

От Москвы до Чукотки

Вторая группа рейтинга – так называемые середняки. Владимирская область обладает самым высоким показателем в этой группе по количеству иностранных туристов, приехавших с ночевкой в регион. Тюменская область показала лучшие результаты в группе по доходам, заработанным гостиницами, и по количеству размещенных в них граждан, а по обороту услуг общественного питания занимает 4-е место в России. При этом «экологический» балл региона – один из самых низких в стране.

Самарская область опережает другие регионы данной группы по числу мест в гостиницах и лидирует по количеству ночевок. Лидером группы по количеству запросов в интернете стала Республика Карелия, которая входит в пятерку самых запрашиваемых направлений в стране. На втором месте по количеству запросов в группе – Ленинградская область.

Ярославская область, отмечающая в этом году 50-летие маршрута «Золотое кольцо России», на втором месте в группе по количеству иностранных туристов. Республика Алтай имеет самый высокий балл по критерию занятости жителей в сфере туризма. Самый низкий уровень преступности – в Камчатском крае, а отличная экология – в Кабардино-Балкарской Республике, где главной достопримечательностью и туристским брендом является гора Эльбрус.

Светлана АНУФРИЕНКО,

генеральный директор Туристской Ассоциации регионов России

Несмотря на то что в регионах, где специально прикладываются усилия для привлечения туристов, мы можем наблюдать рост турпотоков, туроператоры по внутреннему туризму констатируют отток по традиционным летним направлениям в пользу выезда.

Для въездного туризма очевидна потребность в разведении турпотоков от Москвы и Санкт-Петербурга в регионы. Этого не происходит по многим причинам, в частности, сами регионы не вполне к этому готовы.

Однако регионы набирают все больше опыта в обслуживании туристов, в том числе в проведении событийных мероприятий. Идет поиск путей развития, позиционирования и популяризации. В связи со сменой губернаторов и приходом новых управленческих команд в ряде регионов происходит «перезагрузка» сферы туризма, переосмысление ценности туризма как драйвера экономического роста.

Важным событием и для регионов, и для отрасли в целом считаю создание в этом году ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Туристская Ассоциация регионов России». Опыт таких ассоциаций был в других отраслях, но в туризме он реализовался впервые.

По-хорошему удивлена туристскими ресурсами регионов. Вижу в этом большой потенциал для роста всей туротрасли. При этом наблюдается много однообразного из года в год: проблем, попыток их решить, а также идей, переходящих из года в год и слабо реализуемых. Очевидно обилие замыслов и инициатив (не реальных проектов) от НКО, бизнеса, экспертов о том, «как нам обустроить туризм», и нежелание или неготовность брать ответственность за их проработку и реализацию. Велико перекладывание ответственности друг на друга за отсутствие результатов среди всех игроков туристской отрасли: власти, бизнеса и общества.

Налицо в регионах частое использование морально устаревших символов, мотивов, активностей, грубая стилизация под древнерусский колорит или исторические эпохи на событийных мероприятиях.

Существует большой дисбаланс: на конгрессных мероприятиях наблюдается высокий уровень экспертности, оперирование терминами (брендинг, блокчейн и т.д.), а по факту на местах – псевдосамобытный колорит (бабы с самоварами и «доброе сало»).

Текущий год запомнится обсуждением концепции новой ФЦП развития туризма, подготовкой к ЧМ-2018, проведением Года экологии, Фестиваля молодежи и студентов. Наблюдается некоторый ажиотаж в преддверии чемпионата мира по футболу в страхе упустить что-то при подготовке или потерять какую-либо потенциальную выгоду при проведении самого мероприятия. Наиболее обсуждаемая законодательная инициатива – введение курортного сбора. Оцениваю ее как крайне целесообразную для регионов.

Выделяются среди прочих разнородные проекты: «Времена и эпохи», «Коломенская пастила», межрегиональный проект «Живые уроки». Однако не обо всех реализуемых проектах известно. Нередко информация о достойных мероприятиях слишком незначительна в СМИ. Хочется при этом отметить то, что журнал «Отдых в России» расширяет географию публикуемых материалов, вышел на международные проекты.

В целом идут попытки активизации промышленного, сельского, речного, экологического туризма в регионах России, использования современных технологий достроенной реальности, 3D в туризме, очень популярны квесты.

По этим направлениям есть отдельные проекты локального масштаба.

Виктор ЗВЕРЕВ,

директор Волгоградского филиала Российской гостиничной ассоциации

Динамика развития туризма в регионе в 2017 году по сравнению с предыдущим годом положительная. Так, в этом году туристский поток составил 927 тыс. человек, в прошлом – 901 тыс. человек. Мы видим, что вопросы реализации новых проектов в туристической отрасли стали более приоритетными. Формирование на территории Волгоградской области конкурентоспособной туристской индустрии, обеспечивающей стабильный возрастающий поток туристов и способствующей социально-экономическому развитию области, позволит значительно улучшить эти показатели. План на 2018 год – уже 1,483 млн туристов!

В 2018 году Волгоград станет местом проведения матчей чемпионата мира по футболу. В рамках подготовки к проведению чемпионата очень актуально создание инженерной, туристской, информационной инфраструктуры, соответствующей национальным стандартам; подготовка высококвалифицированных кадров различных профилей для туристической отрасли региона; формирование конкурентоспособного туристского продукта, отвечающего запросам современных туристов.

В настоящее время в туристической сфере области работает более 40 тыс. человек, в гостиничном бизнесе – более 5 тыс. человек.

Волгоградский филиал российской гостиничной ассоциации принял активное участие в классификации средств размещения. На сегодняшний день классифицировано 330 средств размещения. В регионе работают отели по программе China Friendly, направленной на создание комфортной среды пребывания китайских туристов.

По поручению заместителя председателя правительства РФ Ольги Голодец во всех субъектах России создаются региональные советы по развитию детского туризма. В регионе разработано более 300 экскурсионных программ для школьников, отражающих богатую историю края. Волгоград включили в школьную программу патриотического туризма, а значит, будут создаваться и новые маршруты для детей и подростков.

В прошлом году подписано соглашение между мэром Москвы Сергеем Собяниным и губернатором Волгоградской области Андреем Бочаровым «Об экономических связях и развитии туризма».

Активная работа в сфере индустрии гостеприимства поможет городу в деле повышения престижа, развития региона, привлечения гостей в рамках развития внутреннего въездного туризма и проведения чемпионата мира по футболу.

Новый стадион «Волгоград Арена» по масштабам, размерам и качеству строительства приводит горожан в восторг. В октябре этого года состоялось открытие интерактивного музея «Россия – моя история», который находится в пойме реки Царица, это стало радостным событием для жителей города.

А в следующем году 2 февраля в регионе будут широко праздновать 75-летие победы в Сталинградской битве.

Юлия СКОРОМОЛОВА,

руководитель Агентства по туризму Ульяновской области

В 2017 году отрасль туризма в Ульяновской отрасли показала стабильный рост. По сравнению с 2016 годом турпоток в регион увеличился на 10%. Кроме того, в Ульяновской области были открыты новые гостиничные комплексы и турбазы, номерной фонд вырос на 400 единиц.

Были разработаны новые туристские маршруты, среди которых брендовый маршрут региона «Дворянин на Волге», рекомендованный и реализованный Комитетом по импортозамещению в сфере туризма при Министерстве культуры РФ. Эксперты комитета высоко оценили профессиональный уровень подготовки ульяновских экскурсоводов. Маршруты Ульяновской области заняли рекордное количество призовых мест и Гран-при на Всероссийской премии «Маршрут года». Кроме того, мы продолжаем вести работу над международным проектом «Красный маршрут», который представляет собой культурно-познавательный восьмидневный тур с посещением «трех столиц» России и родины В.И. Ленина.

Также была разработана «карта уникальных мест», на которой мы отразили все интересные для самостоятельного изучения места региона.

Впервые в регионе были реализованы меры по финансированию государственной поддержки турбизнеса. Активировалась работа по подготовке кадров. В связи с этим хочется отметить победу горничной из нашей области во Всероссийском конкурсе «Лучший по профессии в индустрии туризма». Ульяновская область участвовала в подобном конкурсе впервые и сразу заняла достойные места.

Совершенствуется транспортная инфраструктура: произведена реконструкция железнодорожного вокзала и аэропорта.

При этом есть и проблемы, сдерживающие развитие туристской отрасли в Ульяновской области. К ним можно отнести высокий уровень транспортных расходов в случае, если вы планируете приехать в Ульяновск из других, отдаленных городов и тем более из-за рубежа. Это общая проблема для всех регионов России. Также мы работаем над повышением узнаваемости турпродуктов Ульяновской области за пределами региона.

Екатерина САНКИНА,

представитель программы Visit Russia в Италии

С ведущими итальянскими туроператорами мы сравнивали бурный рост туристического потока из Италии в Россию в 2016 году и задумывались над тем, почему вдруг пошел спад 2017 году. В конце 2015 года состоялось открытие нашего офиса в Италии, велась работа на специализированных выставках, осуществлялся выпуск фильмов совместно с государственным и частным телевидением, были частые упоминания в большой прессе. Все это играло очень большую роль. Однако финансовое положение итальянцев сильно пошатнулась, да и моральный климат по части безопасности в мире притормозил уже набирающий оборот поток туристов в Россию. На одной из ежегодных встреч с туристическими представителями других стран мы сравнивали статистику, и надо сказать, что Россия в процентном отношении еще удержалась на плаву. Множество итальянцев сейчас остаются дома и по финансовым причинам, и считая, что дома безопасно. Однако именно России иностранцы отдают пальму первенства по безопасным путешествиям. Сейчас динамика опять идет на возрастание, правда, виз выдается чуть меньше, но это с учетом того, что из-за кризиса и санкций бизнесмены стали меньше ездить. Но даже при подъеме в 2016-м мы только чуть перешагнули четверть того потока, что был в СССР.

Еще двадцать лет назад итальянцы и не задумывались о нашей стране как о месте отдыха. Да и сама экономическая ситуация в России не располагала зазывать гостей в больших количествах. Сейчас индустрия туризма в стране стала стремительно меняться в лучшую сторону. Конечно, нам очень не хватает школы приема туристов, особенно иностранцев.

Для увеличения потока иностранцев нужно так мало и так много: реклама. К сожалению, до сих пор у нас нет комплексного подхода к рекламе туристического потенциала страны, охарактеризовать ситуацию можно поговоркой «кто в лес, кто по дрова». Зачастую спустя какое-то время ты вдруг узнаешь, что где-то проходила презентация какого-то российского региона. Ни я, ни ведущие туроператоры, десятилетиями отправляющие миллионы туристов в Россию, понятия не имеют, что там происходило.

Увы, из-за отсутствия школы люди, имея в голове свое представление о стране, врываются на рынок и… не могут ничего получить, потому что каждый бежит со своим предложением, не определив целевой аудитории, не подготовив правильно базу для выхода, а главное – не составив представления о том, как воздействовать на своего потенциального туриста. Например, в Китае достаточно найти правильную руководящую структуру, в Германии – собирать турагентства и туроператоров, а в Италии надо вкладываться в рекламу В2С, так как турист приходит в агентство с уже готовым решением. Если рассматривать итальянскую модель, то часто бизнес самостоятельно выходит на рынок, объединившись по территориальному или профильному принципу.

Недавно мы посетили Липецк с иностранными коллегами. Побывали во многих городах. Я осматривала маршрут достаточно придирчиво – ведь нам нужно будет представлять его на италоязычном рынке. Зарубежные коллеги, которые в туризме еще более опытны, делились со мной впечатлениями от поездки – в Липецкой области сфера туризма развивается грамотно: хорошо проведена структуризация по видам туризма. Охватывается каждая целевая аудитория по возрасту и основным типам отдыха. Для климата средней полосы – это культурный и рекреационный туризм.

Готовые туристические продукты созданы в очень короткие сроки (я вижу, как это происходит с новыми проектами в Европе, поэтому есть с чем сравнивать). Есть поддержка для предпринимателей, которые вкладываются в эту отрасль. Итальянским коллегам было интересно увидеть «Кудыкину гору», усадьбу Скорняково-Архангельское.

Удивили малые города, такие как Елец, с прекрасным гостиничным фондом. Именно русский «фирменный стиль» в купеческих домах привлек иностранцев. Понравились художественно-ремесленные мастерские, занимающиеся исконно родными промыслами. Это тоже привлекательный пункт в путешествии.

Меня порадовало то, что в регионе нет засилья импортной сувенирной продукции. Это один из больных вопросов во всей Европе.

Кухня, как правило, одно из слабых мест в туризме, а это очень важно, так как по местным блюдам создается впечатление о стране. Липецкие специалисты хорошо поработали. И это отметили наши итальянские коллеги, дивившиеся разнообразию и колориту блюд.

«Гвоздевым» пунктом маршрута по Липецкой области стал для нас курорт минеральных вод. Иностранцы, в частности итальянцы, ищут по миру недорогие места с лечением. Конечно, их привлечет экономическая зона без евро и доллара. При хорошей подготовке персонала гостиниц, расположенных недалеко от источника, языковой подготовке врачебного персонала клиники может быть создан комплекс наподобие итальянского курорта Фьюджи. В будущем это может стать магнитом для наших и иностранных социальных круглогодичных групп туристов.

Уже в Риме мы провели совещание группы по подготовке к презентации тест-тура местным туроператорам. Остались самые хорошие впечатления о представленных туристических объектах, в Липецке чувствуется большой и разнообразный потенциал. Единственный, пожалуй, минус – отдаленность от главных воздушных ворот страны. Для развития туризма необходимо наладить прямые регулярные рейсы в регион.

Геннадий ЛИСКУН,

и.о. министра физической культуры, спорта и туризма Оренбургской области

Показатели туристской отрасли Оренбургской области в 2017 году показывают положительную динамику: турпоток увеличился до 1480 тыс. человек.

В этом году в Оренбурге была построена современная гостиница «Золотой дракон», которой присвоена категория «5 звезд». В ноябре открылся отель международной гостиничной цепочки Hilton Garden Inn, имеющий категорию «4 звезды». В рамках реализации кластера «Соленые озера» открылись две гостиницы бизнес-класса «Отель «Волга» в Соль-Илецком городском округе. По итогам года наша область заняла 5-е место во всероссийском рейтинге активных регионов по классификации средств размещения.

Развиваются и туристические маршруты. Наш регион вошел в международный туристический маршрут по Великому шелковому пути, в федеральный туристский маршрут «Россия – родина космонавтики» и в межрегиональный брендовый маршрут «Великий Волжский путь».

Еще один туристический объект, построенный в Оренбурге в этом году, – аквапарк «Лимпопо». На горнолыжном комплексе «Кувандык 365» в этом году было увеличено количество трасс с 6 до 14. В декабре здесь откроются обновленная гостиница и кафе. В Сорочинском городском округе будет открыт новый горнолыжный комплекс с 6 трассами.

В регионе проходит много интересных мероприятий. Ярким событием стало проведение на территории области ежегодной Международной конференции по развитию туризма «Добро пожаловать в Соль-Илецк – город у соленых озер». В ноябре в рамках Международного форума «Оренбуржье – сердце Евразии» состоялся финал I Международного туристского фестиваля-конкурса видео, фото и анимации «Диво Евразии», на котором были представлены проекты из стран Евразии. В финал вышли 50 проектов.

Проблемным для нас является вопрос сокращения финансирования туристско-рекреационных кластеров в рамках федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации». Так, ТРК «Соленые озера» с 2013 года реализовался в том числе и за счет ФЦП, но в 2017–2018 годах выделение средств по данному проекту не предусмотрено. Аналогичная ситуация и с туристско-рекреационным кластером «Кувандык 365». В настоящее время оба проекта поданы для включения в новую федеральную программу по развитию внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации, которая будет реализовываться с 2019 года.

Денис УТРОБИН,

заместитель министра – начальник отдела по туризму Министерства культуры и туризма Удмуртской Республики

В 2017 году туризм в Удмуртии не сделал качественного рывка вперед, но нам удалось сохранить стабильные показатели в отрасли и накопить силы для мощного прорыва. Турпоток в 514 тыс. туристов, 290 событийных мероприятий, 172 туристских маршрута – хороший фундамент для серьезного, яркого старта Удмуртии на туристском рынке. Да и как может быть иначе? Ведь Удмуртия – это оружейная столица России, именно здесь производится всемирно известный автомат Калашникова, из которого каждый может пострелять в ижевском тире. Это и победительницы «Евровидения» – «Бурановские бабушки». И великолепный Дом-музей П.И. Чайковского на его родине в Воткинске.

Перед туристской отраслью Удмуртии стоит задача не только сделать регион узнаваемым и особым, но и стать важным инструментом социально-экономического развития Удмуртии. Для достижения этих результатов мы будем создавать сеть брендовых региональных маршрутов, сертифицированных в соответствии с единым стандартом качества.

Главным туристским событием в регионе стала VIII Всероссийская специализированная выставка «Туризм. Спорт. Отдых». В этом году был произведен комплексный ребрендинг мероприятия. Выставка обрела собственный бренд «Турзавод», а формирование программы проходило по принципу открытости для совместных мероприятий и усиления проектами федерального уровня.

Еще одно значимое мероприятие – презентация в Государственном русском драматическом театре Удмуртской Республики Календаря событийного туризма – задало новый вектор развитию отрасли. В календарь вошли более 100 спортивных, национальных, культурных, профессиональных и развлекательных мероприятий, которые будут проходить в регионе в следующем году.

Наконец, в третью группу рейтинга вошли регионы, разместившиеся с 70-го по 85-е место.

От Москвы до Чукотки

Нижняя группа рейтинга претерпела незначительные изменения по сравнению с результатом прошлого года. Здесь также есть свои лидеры по разным критериям оценки. Например, Чеченская Республика является самым безопасным регионом в стране с точки зрения уровня преступности. По критерию «криминогенная обстановка» Чечня получила максимальный балл. И хотя на автодорогах здесь любят полихачить, а на посту ДПС вашу машину проверят от и до, гость на Кавказе – это святое.

По критерию «экологическое здоровье региона» на первом месте в стране оказалась Ингушетия. Таким образом, республика может раскручивать новый бренд – самый экологически чистый регион для туризма.

Наибольший процент занятых в туризме – в Магаданской области, а объем платных туристических услуг – в Республике Коми. Наилучший показатель в группе по доходам гостиниц у Томской области, а вот по количеству иностранцев лидер – Забайкальский край.

На три пункта по сравнению с прошлым годом поднялась в рейтинге Мордовия. Проведение в следующем году матчей чемпионата мира по футболу в столице республики – Саранске, по мнению экспертов, даст толчок для развития туризма в этом регионе.

Улучшила свои позиции и Республика Адыгея, имеющая в своем «активе» объект Всемирного наследия ЮНЕСКО – Кавказский биосферный заповедник и плато Лаго-Наки. Она же лидирует в группе и по запросам в интернете, и по количеству публикаций в СМИ.

Самые низкие в стране показатели по количеству номеров и числу прибывших иностранных граждан оказались в Ненецком автономном округе, а наименее популярной по запросам в интернете оказалась Чукотка. Как и в прошлом году, именно она замыкает нашу таблицу рейтинга.

Леонид МАРМЕР,

генеральный директор ООО «Интурист»

В целом 2017 год был достаточно успешным в сегменте въездного туризма. Наблюдается стабильный рост потоков иностранных туристов практически из всех стран, в последние годы традиционно являющихся лидерами по отправке туристов в Россию, – это Китай, Германия, США, Италия, Израиль, Иран.

Радуют определенные изменения и в визовой политике. В этом году на взаимной основе был введен безвизовый режим с такими странами, как ЮАР, Лаос, Бруней, Самоа, Суринам, островными государствами Карибского бассейна.

В декабре подписан указ президента о введении системы tax free в России для иностранных туристов с января 2018 года. Завершилось народное голосование конкурса по выбору туристского бренда России. Было открыто еще несколько офисов Visit Russia за рубежом. Все это должно положительно сказаться на имидже России как популярного туристического направления для многих иностранных туристов.

Безусловно, наиболее яркими событиями в этом году стали Кубок конфедераций по футболу, прошедший в четырех городах, Фестиваль молодежи и студентов, прошедший в Сочи, и мероприятия, посвященные 50-летию Золотого кольца России. Из удачных фестивалей отмечу именно московские мероприятия, не только завоевавшие любовь российского посетителя, но и по праву ставшие яркими международными событиями: «Времена и Эпохи», «Спасская башня», «Вокруг света».

В этом году полным ходом велась подготовка к самому важному событию следующего года – чемпионату мира по футболу, который пройдет в 11 городах. Вводятся в эксплуатацию стадионы, строятся и обновляются аэропорты, автострады, городская инфраструктура, открываются новые объекты размещения. Проведение столь важного мероприятия станет серьезным катализатором для продвижения потенциала России за рубежом, а обновленная инфраструктура еще долго будет служить россиянам и гостям страны.

Отмечу несколько наиболее удачных туристических проектов, которые, по моему мнению, имеют хороший потенциал для дальнейшего развития и привлечения иностранных туристов.

Проект «Серебряное ожерелье России» стартовал только три года назад, объединив 11 регионов Северо-Запада России. Правильно выбранный брендинг, визуальный ряд, общая концепция позволили усилить узнаваемость таких направлений, как Карелия, Мурманская и Архангельская области, Псков и Новгород. Такой зонтичный бренд может служить хорошим примером для подобных проектов в других регионах страны.

В этом году мы отметили 50-летний юбилей самого узнаваемого маршрута страны – Золотого кольца. Хочу выделить несколько ярких достижений на этом маршруте – создание Союза городов Золотого кольца, полное обновление бренда и логотипа популярного маршрута, запуск проекта паспортного стола туристов Золотого кольца.

Радует очень правильная маркетинговая, коммерческая и инвестиционная политика горнолыжного курорта «Роза Хутор». Спустя всего лишь три года после проведения зимних Олимпийских игр в Сочи «Роза Хутор» стал не только самым популярным горнолыжным курортом в России, но и серьезно продвинулся в привлечении россиян и иностранцев для круглогодичного отдыха.

Светлана ПЯТИХАТКА,

исполнительный директор туристической ассоциации «Мир без границ»

Прошедший год для туристической отрасли был непростым. Этот год показал, как силен объединенный турбизнес перед лицом серьезного вызова: крах авиакомпании «ВИМ-Авиа» мог обрушить рынок, но консолидированные усилия участников рынка помогли этого избежать. Вместе с МИД России, Ростуризмом и ФСБ России ассоциации «Мир без границ» удалось решить визовый вопрос для 3000 китайских туристов, пострадавших от коллапса «ВИМ-Авиа». Эти усилия были высоко оценены китайской стороной.

Въездной турпоток из Китая на протяжении последних трех лет показывает стабильно положительную динамику, и в этом году взял очередной рекорд. За 9 месяцев 2017 года Россию только по безвизовому групповом обмену посетило более 840 тыс. туристов из Китая, что на 24% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Одна из главных побед во въездном туризме – запуск электронных виз в регионах Дальнего Востока. Визовые послабления всегда положительно сказываются на росте турпотока, помогают в продвижении туристических направлений на международной арене и создают имидж открытой, гостеприимной страны.

К тому же Совет Федерации одобрил закон о tax free, стимулирующий рост среднего чека туриста и позволяющий России стать более привлекательной для любителей шопинга.

Среди сложностей можно отметить колоссальный рост приема туристов по «серым схемам» и демпинг. Отрасль уже представила механизмы борьбы с недобросовестной конкуренцией, нам нужно лишь немного времени, чтобы реализовать эти меры.

Среди регионов, успешно развивающих туризм, показателен пример Татарстана, активно привлекающего туристов как из России, так и из-за рубежа. Конечно, отрадно, что Комитет Всемирного наследия включил в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО Успенский монастырь острова-града Свияжск в Татарстане. Планомерная работа региона по расширению присутствия российских объектов в списке может служить примером для других регионов, развивающих туризм. Ведь, например, для китайских гостей важен высоко подтвержденный статус достопримечательности, выбирая направление отдыха, китайский гость уделяет этому большое внимание.

Хотелось бы также отметить развитие событийного туризма в Москве. Например, фестиваль «Московские сезоны» привлекает как российских, так и иностранных гостей.

Александр СИРЧЕНКО,

заместитель генерального директора TUI Россия

Можно отметить положительную динамику и увеличение популярности путешествий по России, которая растет с каждым годом, и я уверен, что такой тренд будет сохраняться. Главное достижение последних лет: создание высококачественной, конкурентоспособной инфраструктуры туризма в отдельных регионах – Сочи, Казани, Калининграде, городах, где пройдет чемпионат мира по футболу.

Туроператор TUI в этом году активно разрабатывает и развивает внутренние маршруты. Год запомнился большим Межрегиональным форумом по развитию внутреннего туризма на Северном Кавказе, который проведен TUI совместно с Администрацией Республики Северная Осетия – Алания во Владикавказе. Ключевые турагенты, которых мы привезли, ознакомились с потенциалом Северного Кавказа и в ходе деловой программы обсудили Стратегию развития туризма в СКФО до 2035 года.

Также запомнились мероприятия, которые провела Республика Карелия, в частности Фестиваль оперной музыки в горном парке «Рускеала», который сам по себе является уникальным туристическим объектом. Стоит отметить развитие в целом туристических маршрутов в Карелии, а также отдельно – популярность горного парка «Рускеала», который успешно развивается благодаря большим усилиям со стороны его руководства. Такие проекты, безусловно, служат удачными примерами.

Еще из российских туристических «передовиков» я бы выделил Великий Устюг и путешествие в гости к Деду Морозу как нашу российскую альтернативу иностранным деревням Санта-Клауса. Из горнолыжных – курорты Красной Поляны, «Шерегеш». Также Суздаль, в котором последнее время проходит целый ряд интересных событий, привлекающих большое количество туристов.

Елена ЛЫСЕНКОВА,

генеральный директор консалтинговой компании в сфере гостеприимства Hospitality Income Consulting

В уходящем 2017 году внутренний туризм в России пережил спад в сравнении с прошлым годом. Большинство регионов страны недосчиталось 18–20% туристов. Я была удивлена влиянием, которое оказало открытие Турции и их демпинговая политика, включая разрешение на запуск чартеров, на показатели дохода курортов Краснодарского края и Крыма в особенности. Отказы в бронированиях, возврат денег, перенос решений о поездке. Все же хотелось верить, что турецкое предложение окажет вполовину меньшее влияние. При этом новые курорты и отели смогли найти свою нишу.

Таким образом, можно говорить о сочетании нескольких факторов:

— открытие Турции, стабилизация курса и увеличение поездок в Грецию, Европу и снижение на соразмерный объем (около 3–3,5 млн) туристов внутри страны;

— открытие новых отелей и курортов, создание новых центров притяжения;

— дороговизна внутренних перелетов и развитие туризма в автодоступности 2–4 часов от места проживания.

Это привело к падению спроса в давно существующих местах. Даже при такой корректировке ситуации можно все же назвать это достижением внутреннего туризма. По всей стране на базе существующих исторических и природных магнитов формируются центры отдыха, наполняются инфраструктурой – отелями, ресторанами, туристическими центрами и т.д.

Наблюдается рост спроса на поездки в разные части нашей страны со стороны китайских туристов, туристов из Японии, Кореи, гостей из Ближнего Востока. Но именно Китай занимает во всех регионах до 50% от въездного потока. Прирост объема туристов из Азии в текущем году составил от 25 до 35% в разных регионах, и такой тренд продолжится.

Этот год также запомнился ростом спроса на аренду гостиничных объектов со стороны российских управляющих компаний. Если еще 2–5 лет назад между владельцами гостиничных зданий и управляющими велся разговор только об управлении, то сейчас это активное обсуждение аренды. И именно в текущем году это приобрело осязаемые масштабы.

Гостиничный сектор ждет нескольких решений законодательной власти это обязательная классификация на всей территории страны, определение различий и правил для апарт-сегмента (апарт-отели и жилые апартаменты), определение правил создания хостелов и мини-отелей в жилом фонде.

Среди наиболее интересных и удачных региональных проектов я бы выделила спорт-парк «Поляна», набережную и парк «Солнечная дорога» в Иркутске. Считаю, что люди, любящие город и регион, создают новое пространство жизни в уникальном формате государственно-частного партнерства, не ожидая федеральных инвестиций. Это делает Анатолий Казакевич с командой своей компании-туроператора «Байкалов», что наполняет проекты драйвом и смыслом. Считаю, что такой опыт можно транслировать в Самару, Саратов и многие другие города.

Владислав ШУЛАЕВ,

директор по продвижению территорий Коммуникационного агентства АГТ

В 2017 году курорты Краснодарского края и Крым выдержали открытие турецкого направления. Главные опасения были связаны с этим. В уходящем году прошла и эйфория от роста китайского въездного туризма. Юбилей Золотого кольца наконец заставил начать глубже изучать феномен его популярности. Судя по тому, что этот успех за 50 лет повторить не удалось, пока мы не приблизились к разгадке.

Кубок конфедераций прошел без заметных сбоев логистики и индустрии гостеприимства. В Сочи открыли игорную зону и смело перенесли инвестиционный форум на «несезон» – на февраль. В целом ряде регионов произошло обновление руководителей туристической сферы. В отличие от предыдущих ротаций, как правило, это люди с опытом в туризме, что добавляет оптимизма.

По-хорошему удивили в этом году популярный кемеровский горнолыжный курорт «Шерегеш», новый волжский курорт «Ярославское взморье» со стоянкой теплоходов, а также курорт «Царьград» в Серпуховском районе, который вошел в ТОП-25 семейных отелей Европы по рейтингу Trip Advisor.

Андрей СМОЛИН,

коммерческий директор круизной компании «ВодоходЪ»

На наш взгляд, в целом этот сезон прошел удачно. Динамика, безусловно, положительная, по крайней мере, на круизном рынке. Особенно отрадно отметить факт постепенного восстановления въездного туристического потока, в 2017 году мы практически достигли «докризисного» уровня по объему перевозки иностранцев. Да и на внутреннем рынке также продолжился рост, начавшийся в 2016 году.

Для круизной отрасли текущий год стал действительно знаковым: по заказу нашей компании на судостроительном заводе «Красное Сормово» был заложен новый круизный теплоход проекта PV300. Мы твердо убеждены, что это станет лишь первым шагом на пути обновления всего пассажирского флота в России и даст толчок к развитию всей круизной индустрии.

Многие годы наши клиенты хотели посетить Соловецкие острова, но габариты наших судов не позволяли этого сделать. Удачным проектом этого года можно считать организацию данной экскурсии с причала «Повенец», откуда туристы отправляются в двухдневную экскурсию на Соловецкие острова на автобусах и прогулочном катере.

Рубрика «ОТКРЫТАЯ ТРИБУНА»

По традиции каждое исследование ЦИК «Рейтинг» завершается выступлением эксперта, обладающего авторитетом и информированностью в обсуждаемых темах. Его выступление подводит своеобразный итог проделанной работе, сводит воедино разнообразные точки зрения, которые также традиционно широко представлены в каждом исследовании.

Вадим ПРАСОВ,

вице-президент Федерации рестораторов и отельеров

За последний год с точки зрения стратегии развития и планирования туризма мы ни на йоту не прибавили. Не появились ни новые методики подсчета туристов, ни новые стимулирующие программы, бюджет на продвижение не консолидирован, не проводятся мероприятия по улучшению имиджа России в мире. Рынок при этом живет самостоятельно. Показатели текущего года в отельном сегменте примерно соответствуют прошлому, 2016 году. Открытие Турции незначительно повлияло на показатели курортов Крыма и Краснодарского края.

Перед проведением Кубка конфедераций в этом году значительно усилилось давление проверяющих органов на отельный бизнес. Контроль стал просто немыслимым, жалобы слышны практически от всех участников рынка. Такое впечатление, что до этого кубка или чемпионата мира по футболу в отелях гости не жили. И что после него они там тоже жить не будут. При этом все понимают, что если к тебе приходит сотрудник Роспотребнадзора, он не может не выписать какой-нибудь штраф. Иначе его обвинят в коррумпированности. KPI проверяющих органов, к сожалению, не связан с развитием бизнеса, он связан с ужесточением правил, увеличением штрафов и т.д.

После жеребьевки ЧМ-2018 мы поймем, в какие города, какие команды и болельщики приедут. Цены на размещение в отелях на этот период объявлены. Какой будет заполняемость – увидим. Например, для Санкт-Петербурга игры чемпионата пройдут в период высокого туристского сезона – в белые ночи. Некоторые иностранные туристы, к примеру, пожилые люди, не поедут в этот период в город, не все воспринимают футбольных болельщиков как спокойную и комфортную аудиторию, из-за чего часть туроператоров снижает свои заказы. Аналогичная ситуация может быть и в Сочи, и в Калининграде. Будет ли обратное увеличение турпотока через год, никто сказать сейчас не может.

Нам необходимо менять систему управления туристской отраслью. Нужно отдельное министерство по туризму со своим бюджетом, стратегией, аппаратным весом, законодательной инициативой. Например, мы уже лет пять говорим о том, что необходимо снижение НДС для отелей. Это сделано во многих странах Европы и стимулирует развитие отрасли. У нас же этот вопрос даже не обсуждается. Все наши запросы уходят в никуда.

Вместо этого мы почему-то мы пришли к курортному сбору. Я был на некоторых обсуждениях этого законопроекта и увидел, что профессионалов туриндустрии не услышали вообще. Курортный сбор – это средство регулирования турпотока. Его обычно вводят в тех регионах, где полно туристов. Кто на падающем рынке вводит курортный сбор? У нас подавляющее большинство граждан отдыхают по принципу «эконом», с них вы хотите брать еще дополнительные средства? А если плата будет не 40–50, а 10 рублей в сутки с гостя, то расходы на администрирование налога вы как будете покрывать? При этом отели будут перечислять в бюджет курортный сбор, а частный сектор не будет. Это создание разных условий для предпринимателей. В каждом регионе сдаются квартиры в аренду посуточно. Никто их не проверяет, не администрирует, коммуналку они платят как физические лица по тарифам жилья, а не коммерческой недвижимости. Платят ли они налоги, никто сказать не может. И никто ничего не пытается сделать в этой области, вроде как это никого не касается.

Много вопросов и к федеральной целевой программе развития туризма. В соответствии с ФЦП должна развиваться туристская инфраструктура. Но вы попробуйте открыть хоть один отель в рамках ФЦП. Не туристский кластер создать, а открыть отель. Предпринимателям нужен заемный капитал под вменяемый процент: на строительство отеля, ресторана, покупку транспортных, плавательных средств и т.д. С 2012 года такого механизма не появилось. Кредиты под 12–14% годовых, которые сейчас предлагаются банками, ставят гостиничный бизнес на грань рентабельности. Предприниматель вынужден работать не на себя, а на банк. При этом находясь под постоянной угрозой, что его объект в случае невыплаты кредита перейдет банку. В концепции новой ФЦП инструмент субсидирования процентной ставки предусматривается, но пока только обсуждается. Может быть, ее и не примут в таком виде.

Есть небольшое количество регионов, в которых развитие туризма укладывается в какую-то логику. Здесь я бы отметил Татарстан. У них создан Госкомитет по туризму, у них молодая динамичная команда. Правительство определило более-менее приличный бюджет для того, чтоб продвигать эту территорию. Мне нравится, как ведется работа в Ярославской области, где принята новая стратегия развития туризма, где происходят позитивные изменения в самом турпродукте. Стабильность демонстрируют Москва и Санкт-Петербург. Но все лето Москва простояла в пробках из-за перекопанного центра города, это коснулось и туристов. Наверное, надо это делать как-то деликатнее.

Мы должны с большей ответственностью и более научно подходить к продвижению. Нужно изучать зарубежный опыт, те способы и форматы, которые используют успешные территории. Мы должны понимать, что наш бюджет на продвижение России несоразмерен, например, бюджетам Турции или Испании. Нужно не только об этом говорить, но и предпринимать какие-то действия.

В следующем году начнет действовать tax free, но он распространяется только на узкий перечень магазинов: ГУМ, ЦУМ, Barvikha Luxury Village и т.д. Но это же не говорит о том, что tax free появится во всех регионах России. Хотя это интересно всему бизнесу и может не только дополнительно стимулировать платежеспособный спрос со стороны иностранных туристов, но и увеличить объем продаж в ритейле.

*
Общественное объединение «Башкорт» признано экстремистской организацией (запрещена в РФ решением Верховного суда республики Башкортостан от 16.09.2020г.)
Реклама на веке
В России вводятся новые правила оформления посылок из зарубежных онлайн-магазинов Трамп добавит на Ближнем Востоке огня