Поцелованная Богом

Для тех, кто не слышал голос Марии Балак, фраза «российская соул- и хаус-певица» звучит, наверное, примерно так же, как «чемпион России по бейсболу». Те, кто знаком с ее песнями, но не видел Машу воочию, удивляются: она, правда, наша, русская? Или, может, «афрорусская»? Не может быть у белой женщины такого «черного» вокала!

На концертах зрителям уже не до вопросов: ее музыка завораживает, берет в плен, омывает такой энергией, что…

Мы беседуем в полутемном зале ресторана. За окнами – пасмурный московский день, танцпол пуст, безлюдны столики, официантки неспешно разбирают новогоднюю елку. Мария пробегает пальцами по клавишам притулившегося в углу пианино, но оно не откликается – электрический инструмент тоже отдыхает до вечера.

- Мария, давай с самого начала – с детства. А то ведь никто не верит, что обычная провинциальная девчонка – без связей, без мешка денег, без звериной столичной цепкости – только в силу своего таланта вдруг начинает выигрывать конкурс за конкурсом, давать концерт за концертом, преподавать вокал в школе Аллы Пугачевой… Жила-была Золушка?

Реклама на веке

- Жила-была девочка, которая очень любила петь. Архангельская область, город Северодвинск. Тот самый закрытый город, где строят подводные лодки. Обычное счастливое детство. Пела, порхала…

- А что ж уехала?

- Тесно стало. Крылья есть, а простора не хватает. Не могла я оставаться в школе – внутри системы, которая убивает личность. Даже «квадратно-гнездовая» система расстановки парт и то уже раздражала: ты все время внутри периметра - в его границах, в его углах… А хотелось, чтобы все бурлило, кипело. И, окончив девятый класс, я уехала в Архангельск, поступила в музыкальное училище, на факультет теории музыки. Но опять-таки для моей натуры «музыкальная алгебра» - это было не совсем то. Хотелось петь. Педагог по вокалу был замечательный - Малишава Валерий Платонович. Только попасть к нему на курс было очень непросто. «Ты зачем за мной ходишь? Не выйдет из тебя певицы! И не пытайся!..»

Оказалось – характер мой испытывал. Через год взял меня в ученицы. И признался: «Я очень боялся, что ты сдашься, не выдержишь, сломаешься… Ты поцелована Богом!»

- Многие стремятся быстренько поменять Божий дар на деньги…

- Знаешь, раз уж мы о Боге заговорили… Когда я впервые услышала госпел – хоровое пение американских христиан – вот было потрясение! Своя красота есть и в русских церковных песнопениях. Но они… статичны. А госпел… Это был эстетический оргазм – от мощи и красоты. И для меня важнее красота и мощь, чем возможность спеть пустую песенку на одной ноте, тут же взлететь на первые строчки в чартах и столь же стремительно исчезнуть. Пусть даже успев неплохо заработать.

Когда ты один на один с залом, когда ты посылаешь людям волну энергии, а она, эта энергетическая волна, возвращается к тебе стократно усиленной, когда ты купаешься в ней, скользишь словно серфингист на гребне – вот счастье. Да и, в конце концов, деньги приходят к тем, кто думает о мастерстве, а не о заработке.

Ты смотрел фильм «Заплати вперед»? Там ведь простая идея в центре: поделись своими талантами, поделись добром с окружающими, даже если они того не сильно заслуживают, и мир станет ярче, добрее. Банально звучит, да? Но если уж Бог тебя одарил – делись. Не разрушай – создавай. Не иди за толпой – веди людей за собой.

Поцелованная Богом - Но давай еще немного об Архангельске.

- Да… Неизбежно со временем и Архангельск стал тесноват. И… Как там говорят? «Случайность – непознанная закономерность». Приехал на юбилей училища декан эстрадно-джазового факультета Гнесинки Игорь Бриль – очень известный в мире джаза человек. Я пела на концерте блюз группы «Квартал». Игорь Михайлович подошел после концерта к моим преподавателям и предложил отправить меня на фестиваль «Джазовое крещение Игоря Бриля в Сочи». Надо было показать все джазовые стандарты – свинг, бибоп, блюз и балладу. На подготовку – всего две недели. И как-то так получилось, что с фестиваля я вернулась его лауреатом - выиграла Гран-при. Мне было 17 лет.

- А это ведь опасная ситуация. Так зазвездиться можно!

- Да нет. Не было у меня короны. Или кокошника с жемчугами… Я думала, Боже мой! Это какая ж ответственность! Звонки пошли из разных вузов: а давайте к нам переводитесь, мы из вас супер-звезду сделаем! Но нет – доучилась в родном училище, получила диплом. И – картина маслом: бабушка говорит, теперь можно и нормальное образование получить, иди на бухгалтера, я тебя в магазин работать устрою. Но для меня вариантов не было. Просто не было! «Бабушка, - говорю, - скоро я покорю не только Москву, но и весь мир. И ты будешь мной гордиться!» (Смеется)

- Ты ведь в итоге Университет культуры и искусства окончила?

- …Курс Нани Брегвадзе. Джазовый вокал. Ах, Грузия, Грузия! Но это было заочное отделение. Надо было работать. И поскольку это заочное отделение, то скажу коротко: отучилась шесть лет, получила диплом.

Поцелованная Богом - И выбрала джаз. Почему именно джаз, соул?

- Я бы не была столь категорична в определении моего стиля. Джаз – это основа. И джаз – это вкусно. Ты можешь иметь в гардеробе сумочку от Коко Шанель и кеды за триста рублей, и они будут неплохо сочетаться.

Смотри, меня ведь только с моим джазовым репертуаром приглашают, допустим, на показ новой коллекции Chopard. Владельцы марки - итальянцы выбирают именно эту музыку. Это дорого и красиво, это фундамент хорошего музыкального вкуса. У нас слишком мало джаза. А если говорить об эстраде в целом, знаешь, когда она закончилась? На Федоре Шаляпине: до его высот уже никто не поднялся.

- А почему не возродилась, хотя шанс был – после перестройки? Почему я, например, не могу представить, чтобы в России появился свой Том Вэйтс или, допустим, Дайана Росс?

- Потому что никому не надо. Людьми, которые подпевают «Рюмке водке на столе», - ими же проще управлять. И вообще мы склонны к каким-то диким крайностям: или плакать, или чтобы с балалайками, чтобы гармошки рвать… Ну, есть какая-то музыка и есть. На уровне кружка самодеятельности. Какая разница, подо что выпивать? Музыкальный вкус необходимо воспитывать. Но воспитывать его не хотят.

Я очень люблю Евгения Птичкина. Зиновьева люблю, Артемьева, Зацепина. «Берег моря» - это же такой смак! «Звездный мост», «Звенит январская вьюга»… То есть, школа была. Но – нам не надо.

- То есть, ты в каком-то смысле плывешь против течения?

- Не так, наверное. Я в поисках золотой середины, батенька! Есть глобальное отличие шлягера от хита. Шлягер будет на слуху на протяжении десятилетий. А, может, и столетий. Хит умрет через сезон. Ну, максимум через пять лет. Сейчас легче кормить людей такими вот сезонными песенками, все к этому привыкли. Но – очень медленно и постепенно – все меняется. Еще совсем недавно, года три-четыре назад, все понимали – легче пробиться с глуповатыми хитами. Отчасти это и сейчас так. И так и уже не так! Я не пишу глупых песен-однодневок – принципиально, даже чувствуя определенный спрос.

- Почему?

- Потому что… гладио-оо-олу-уу-уус! С хитами проще, но это тупиковый путь.

- Но ты ведь и не альтруистка?

- Не альтруистка. Но все же хочется через свою музыку… вести за собой. Понимаешь, есть «Тру-ля-ля! Тра-ля-ля! Ах, любовь! Ах, морковь!» - просто смешные вещи. На Руси всегда любили скоморохов-балалаечников. Но при чем здесь музыка?

Я занимаюсь музыкой, а не шоу-бизнесом. И вся разница. У меня есть свой статус, своя публика – хорошая, серьезная, подготовленная. Публика, которой важен знак качества во всем, не только в музыке. Такой у меня слушатель: требовательный, но преданный.

…Так получилось, что я стала одной из первых певиц, начавшей работать в паре с диджеями, устраивая в ночных клубах живые перформансы. Джазовое образование помогло мне достойно «по-негритянски» петь зарубежные танцевальные треки. Это был период старта, период накопления силы. Теперь я могу петь то, что я хочу петь, – сама выбирать репертуар, сама выбирать аранжировки. И как только я ушла в свободное плавание, буквально через неделю мне поступило предложение принять участие в открытии в Черногории одного из крупнейших в мире клубных проектов Miracle Lounge. И с одним из самых сильных клубных промоутеров Синишей Лазаревичем мы устроили шоу для четырех тысяч человек – английских лордов, арабских шейхов… И это было началом уже совершенно другого этапа в моей жизни. На меня никто не давит, я ни на кого не давлю. Все очень гармонично.

- Твои песни многие слушают, хотя ни разу тебя не лицезрели: на телевидении тебя нет, там свой междусобойчик. Нет желания к нему присоединиться?

- Я все-таки в первую очередь певица. Мне важнее, чтобы люди знали и любили мой голос, а не мои красивые глаза. И не скажу, что отсутствие медийной раскрученности меня сильно расстраивает. Сарафанное радио работает, моя популярность идет ко мне «из гущи народных масс», а не с экрана телевизора. (Смеется)

- Я слышал, что ты преподавала в Школе Аллы Пугачевой?

- Да, я преподавала там полгода, но на время пришлось отойти - из-за концертной деятельности… А школа замечательная! Методику, по которой преподает Алла Борисовна, она разрабатывала сама – на основе своего же сверхуспешного опыта. Надеюсь, через какое-то время я снова вернусь к тем прекрасным, талантливым детишкам, которые занимаются в «Future star».

- Задам тебе под занавес нашего разговора неприятный, жестокий даже вопрос: что будешь делать, если, не дай Бог, лишишься голоса?

- А не пропаду! Я много чего умею. Могу преподавать. Детские сказки пишу. Вторая специальность у меня – детский психолог. Ювелирные украшения делаю. Но хотелось бы, чтобы эти умения пригодились мне как можно позже.

Реклама на веке
Прокуратура требует посадить Навального на 10 лет Имя влияет на личную жизнь человека