Хотя на первый взгляд мероприятие было достойным внимания. Прошло оно при поддержке Службы безопасности Украины недалеко от администрации президента Виктора Ющенко на Банковой улице, а среди участников обнаружились чеченские боевики, доставившие поздравление от товарищей за подписью «полковника» масхадовской армии Саламбека Хачукаева. После пафосного вступления, повествующего о том, как Чингисхан завещал тирану Петру Великому план завоевания мира, кавказские террористы заявили «о своей готовности координировать наши действия со всеми здоровыми силами в России».
Мама питерских скинов
Город Петербург представляли два человека, заметные на опубликованных организаторами фотографиях - главарь неонацистской Партии Свободы Юрий Беляев и фюрер ультралевого Движения Сопротивления имени Петра Алексеева (ДСПА) Дмитрий Жвания. Несмотря на формальную разницу в идеологии, в биографиях у них довольно много общего - например, имеется одна влиятельная покровительница, на которую обоим питерцам пришлось немало поработать.
Отставной милиционер Юрий Беляев в прежние годы, не особо скрываясь, работал в демократических изданиях пугалом русского фашизма. Особенно часто призывал к расправам с кавказцами, евреями и либералами на страницах петербургской газеты «Невское время», которую в 1994-2003 годах редактировала молодая прогрессивная журналистка Алла Манилова, ныне ставшая вице-губернатором Санкт-Петербурга, ответственным за пиар всех проектов с участием городской администрации.
После каждой публикации несовершеннолетние нацики нападали на азербайджанского торговца помидорами или африканского студента. Затем их ловили и сажали, милицейские начальники получали ордена, а бывший сослуживец шел в любимую газету давать новое интервью. Правда, иногда привлекали к ответственности и самого фюрера, но так как лично он никого не убивал, давали условно, или подводили под амнистию.
Впоследствии Беляев навострился продавать госпоже Маниловой бритоголовую шпану для участия в коммерческих войнах. Особенно много шуму наделали его гопники в конфликте олигархов Захара Смушкина и Владимира Когана. Когда смушкинская корпорация «Илим Палп» боролась за Котласский бумажный комбинат с когановским «Промстройбанком», финансируемое «Промстройбанком» «Невское время» с придыханием поддерживало пикетирующих офис «Илим Палпа» юных экологистов. Правда, при ближайшем рассмотрении защитники природы оказались скинхедами, которые вынесли на акцию антисемитский плакат против Смушкина. Но либеральная Манилова предпочла не замечать таких мелочей. И неудивительно: ведь она сама и познакомила своего спонсора Когана с нацистом Беляевым, рекомендовав последнего, как надежного исполнителя деликатных поручений!
Особенности смольнинского рэкета
Сейчас традицию «Невского времени» с успехом продолжает интернет-портал «Закс.ру», которым наряду с петербургской «Новой газетой», сайтами «Горзаказ.орг» и «Лениздат.ру» владеет информагентство «Медиа.С-Пб». Принадлежит одноименное ООО московской фирме «Публичная репутация», где собственником выступает панамский оффшор «Легранд Энтерпрайз С.А.». Хозяин заокеанской фирмы - бывший корреспондент маниловской газеты Алексей Разоренов, отдавший «Невскому времени» самые светлые годы своей яркой жизни. Беспощадно критикуя губернатора Петербурга Валентину Матвиенко, журналист Разоренов поддерживает теплые отношения с бывшей начальницей и многие годы чуть ли не каждодневно маячит у нее в смольнинской приемной.
Их дружба не случайна – соучастие в политических провокациях со временем переросло у бывших коллег в надежный и высокодоходный бизнес. Именно ради этого бизнеса обычно нетерпимый к любым проявлениям русского национализма «Закс.ру» напечатал о киевских посиделках чрезвычайно благожелательный репортаж. Писавший текст второй петербургский делегат украинского съезда Дмитрий Жвания - не только бывший анархо-коммунист, троцкист, нацбол и постоянный автор сайта чеченских сепаратистов «Кавказ-центр». Он, прежде всего, гендиректор разореновского ООО «Медиа. С-Пб», а также его миноритарный участник.
При тандеме Маниловой-Разоренова гражданин Жвания помимо медиапроектов отвечает за работу с экстремистскими организациями. Ушлая чиновница, либеральный журналист и левак-многостаночник с успехом разводят на бабки предпринимателей и соседей Маниловой по смольнинским кабинетам.
Возьмем, к примеру, строительство, где придуманная вице-губернатором схема проста и безотказна, как хорошо смазанный автомат Калашникова. Выбрав стройку, организуемую на месте сносимого старого дома, вырубаемого сквера или пустыря, оппозиционеры Разоренов со Жванией отправляют туда своих журналистов и обеспечивают засветку сюжета в собственных СМИ. Затем они же мобилизуют актив протестных организаций типа «Яблока», разореновского движения «Зеленая волна» или группы «Живой город».
Начитавшись разоблачений «Новой газеты» и «Закса.ру», демтусовщики вкупе с пенсионерами-активистами кидаются под бульдозеры с самодельными плакатами, а разгонять редкие массы не велит политкорректность, боязнь скандала и статус европейской столицы России. Так что проще договориться, но к кому идти с такими деликатными вопросами наивным городским столоначальникам и курируемому бизнесу? Конечно, к главной по государственному пиару Алле Юрьевной Маниловой, которая ради выделенной сметы всегда рада устроить с Разореновым показные войны нанайских мальчиков. Или же взять немножко американских рублей, чтобы «подкупить» своего же подчиненного медиамагната. Если господа строители и их кураторы на госслужбе сами не обращаются к милейшей даме, то недогадливым она через посредников намекает о цене вопроса, неукоснительно делая наценку за тупость.
По существу, в городе Петербурге процветает классический рэкет, в котором демократическая общественность и журналисты выступают в роли братков с бейсбольными битами, Разоренов и Жвания – злобных отморозков-бригадиров, а Манилова – «доброго» авторитета, разруливающего ситуацию и обеспечивающего жертвам «крышу». Но если реальные бандиты 90-х иногда соблюдали договоренности, удовлетворяясь уплатой дани, то теперь осваиваемые нашими героям суммы отнюдь не гарантируют отсутствие новых наездов. В таких случаях чиновница кротко возводит к небу глаза, жалуется, что ничего не может сделать с этими беспредельщиками и единственный вариант решения проблемы – платить снова.
В конце концов, вызвавший скандал объект, как правило, возводится, а общественность утихает. Но только после того, как в чьих-то карманах оседают увесистые конверты, либо в списке привлеченных к подрядам фирм появляется скромное ЗАО «Спецстрой-Петербург», одноименное ООО и некоторые другие фирмы. Владелицей ООО оформлена Людмила Федоровна Разоренова, а ЗАО принадлежит в долях этой женщине, ее соседу по квартире Алексею Юрьевичу Разоренову и партнеру свободолюбивого автора по издательскому дому «Кросс-медиа» Михаилу Фролову.
В штате фирм, учрежденных журналистской семьей, сидят на зарплате более сотни сотрудников, общая официальная выручка за 2007-2008 гг. приближается к 2 миллиардам рублей. И это только то, что проведено через «белую» бухгалтерию – таможни на российско-финской границе ежегодно регистрируют сотни крупных оптовых сделок по ввозу продукции для компании «Спецстрой-Петербург». Правда, качество разореновских поставок часто оставляет желать лучшего, и акуле пера регулярно приходилось судиться с партнерами. Но это не страшно: к мнению государственного человека Аллы Юрьевны Маниловой прислушиваются не только давно построенные ею рекламщики и редакторы СМИ, но и судьи.
Правда, в последние годы с людьми в мантиях возникли некоторые сложности. Когда иск против «Спецстроя» подает ОАО «Российские железные дороги», которые возглавляет старый друг и сослуживец Владимира Путина Владимир Якунин, даже влияния вице-губернатора может оказаться недостаточно.
Гарем для медиамагната
Строительством разореновско-маниловский насос не ограничивается. Вице-губернатор не забывает проталкивать подряды на медийное обслуживание и рекламу в принадлежащих Разоренову ООО «ИГ «Кросс-медиа» и ООО «Кроншпиц». Даже незначительная часть этих контрактов, зафиксированная в смольнинском заказе, бюджете администрации Ленинградской области и иных государственных организаций, выглядит внушительно.
Например, из бюджета города Петербурга финансируется составление разореновским «Кроншпицем» тоненькой, но буквально «золотой» брошюрки «Журналисту о толерантности», а также многое другое. Согласно договору «Кроншпица» с Федеральным дорожным агентством (Росавтодором) разореновской фирме перечислялось 4,8 миллиона рублей. После финансовой ревизии руководители Агентства пытаются доказать в арбитражных судах, что «оперативное освещение деятельности Росавтодора, органов управления дорожным хозяйством и дорожно-строительных организаций с использованием сети Интернет» столько стоить просто физически не может, а деньги изначально предназначались под банальный распил. Хотят взыскать освоенное обратно, ссылаясь на результаты проверок Генпрокуратуры.
Постоянные скандалы вокруг «Спецстроя» и «Кроншпица» вынуждают Разоренова разворачивать новые площадки для своего безгрешного бизнеса. Так, в начале нынешнего года щедрые финансовые вливания «Кросс-медиа» помогли удержаться на плаву духовно близкому ООО «Партизан Медиа», специализирующемуся на нестандартной рекламе и маркетинговых услугах в области коммерческой недвижимости.
Фигуры соучредителей «Партизан Медиа» чрезвычайно интересны. Один из них – некто Дмитрий Ковалевский, ранее трудившийся в «Ассоциации по сносу зданий» (весьма верная контора для организующего «защиту» старой архитектуры Петербурга Разоренова). Партнером Ковалевского стала молодая и симпатичная выпускница журфака Петербургского университета Валерия Пылаева. Еще школьницей она порадовала преподавателей работой «Блок «СПС+Яблоко» на выборах в ЗС Петербурга 3 созыва: интерпретация его идеологии в СМИ по материалам группы «Кросс-Медиа».
Похоже, работа юной Пылаевой произвела неизгладимое впечатление на хозяина «Кросс-Медиа». Вряд ли случайно отдыхать от праведных трудов заграницу и по России он ездит не с Людмилой Разореновой, а либо (иногда) со старшим сыном Константином, родившимся в законном браке 18 апреля 1987 года, либо (куда чаще) с прелестной Валерией. Иногда компанию последней составляет милый мальчик Юра Разоренов, появившийся на свет 8 ноября 2003 года. Какую роль в жизни питерского медиамагната занимает также разъезжающая вместе с ним и Пылаевой бывшая пресс-секретарь вице-губернатора Михаила Осеевского, а ныне глава информационного холдинга «Курьер-Медиа» Светлана Яркова, не совсем понятно.
Из гранатомета по «Охта-центру»
Большое количество друзей, подруг и родственников неминуемо влечет за собой соответствующие расходы, однако постоянное расширение коммерции их компенсирует.
Лишь однажды маниловско-жваниевско-разореновская коса натолкнулась на камень, носящий название «Газпром». Поначалу его хозяева попались на разводку двух веселых друзей и их старшей подруги. После того, как разореновские журналисты атаковали возводимый газовой корпорацией 400-метровый петербургский небоскреб, ответственный за пиар проекта Александр Поважный обратился за помощью к Маниловой. Та горячо рекомендовала ему бывшего сотрудника. Ее не менее горячо поддержал главный куратор газпромовских СМИ, председатель совета директоров ОАО «Газпром-Медиа», бывший директор телекомпании «Петербург-Пятый канал» и старейший приятель Разоренова Александр Дыбаль.
Газовые деньги щедро хлынули в бездонные карманы хозяина «Медиа С-Пб», тогда называвшегося группой «Кросс-Медиа». Но на неубедительные и халтурные рекламные статьи пошла лишь мизерная часть выделенных средств. Основные транши делились между пайщиками-концессионерами или ... шли на оплату все новых критических публикаций, разоблачающих башню «Охта-центр»! Немало перепало также вождям «Яблока», организующим пикеты против строительства «газоскреба». Одна из таких акций прошла на курсирующем по Неве теплоходике, где проклинающей стройку массовкой руководил лично товарищ Жвания.
С опозданием осознав, что их надули, руководители «Газпрома» отказались от услуг Разоренова. В ответ последовали новые выступления «Яблока» и «Живого города», вынудившие компанию продолжать проводить позитивные материалы через иные структуры, связанные с Маниловой.
Но чтобы денежный поток не иссяк, приходится постоянно повышать радикальность акций. Именно поэтому от малочисленных пикетов наши рэкетиры перешли к оплаченным маршам, подобных прошедшему 10 октября очередному антигазпромовскому шествию. Место театрализованных протестов типа жваниевского речного шоу заняли попытки срыва общественных слушаний по «Охта-центру», акты вандализма и нападения на строительные объекты. На сегодняшний день, когда дальше обострять ситуацию легальным путем невозможно, остается лишь организовать на стройплощадке небольшой взрыв. Или обстрелять случайно проезжающий мимо самосвал из гранатомета. Такой теракт неизбежно вызовет новую грандиозную волну протестов, а Манилова, Разоренов окажутся в любимой и высокодоходной роли разводящих.
Литва не выдаст - хохлы не подведут
Однако найти в городе на Неве подходящих людей невозможно - слишком велик риск утечки информации. Речь ведь идет не о безобидной «контркультурной» акции, типа развешивания под окнами вице-губернатора Александра Вахмистрова транспаранта с матерщиной. С такими поручениями успешно справлялись активисты ДСПА, но когда дело доходит до более серьезных акций, нужны ребята пожестче. И лучше всего из другой части постсоветского пространства, чтобы заказчиков не засвечивать. Логика действий Жвании, Разоренова и стоящей за ними Маниловой рано или поздно должна была привести к найму именно такой банды.
Рассматривался вопрос о привлечении к операции боевиков неонацистских организаций Прибалтики, но и от него пришлось отказаться. Не мог помочь тут и сам Разоренов, участвовавший в борьбе с «русскими оккупантами» Вильнюса еще в 1991 году, награжденный за действия против своей родины государственной медалью Литвы «13 января», а впоследствии организовавший в бывшей советской республике небольшой бизнес.
Конечно, официальный Вильнюс высоко ценит и Разоренова, а также имеющую в Литве деловые интересы Манилову. Алла Юрьевна регулярно ездит в Литву и постоянно выступает в поддержку прибалтийской республики, даже когда в Кремле выражают недовольство антирусскими заявлениями ее властей. Так, 29 сентября 2009 года на встрече вице-мэра с заместителем литовского министра иностранных дел Эвалдасом Игнатавичюсом, Манилова заявила о готовности «предложить имеющиеся ресурсы наружной рекламы и СМИ для продвижения туристических возможностей Литвы». Затем переговоры имели весьма любопытное продолжение. При этом Алла Юрьевна усиленно делает вид, что не помнит о предложенной Литвой резолюции ПАСЕ, где СССР называется виновником развязывания Второй мировой войны. И совершенно забыла о том, что согласно официальной позиции Вильнюса Россия должна заплатить Литве 23 миллиарда евро за «советскую оккупацию».
Осторожные прибалты благодарны за подобный либерализм и всегда готовы принять дорогих питерцев, как в свое время приняли вдову Дудаева и многих известных ичкерийских боевиков. Они с удовольствием способствовали своим друзьям и по коммерческой части, но диверсионно-террористическими операциями заниматься не пожелали.
Зато в другой постсоветской республике желающих оказалось предостаточно, и обнаружились они на тех самых киевских посиделках, где Беляев и Жвания клеймили позором кремлевских узурпаторов. Сразу же по завершении съезда товарищ Жвания взял подобострастное интервью у курировавшего собрание от украинских спецслужб главаря бандеровских боевиков Дмитро Корчинского. Того самого, что воевал против России в Чечне и Абхазии, а потом издал книжку с описанием своих кровавых «подвигов».
Дружба с этим человеком для петербургского левака также имеет давние корни. Не секрет, что в идеологии лидера ДСПА псевдомарксистские догмы успешно сочетаются с оголтелым нацизмом, которому может позавидовать любой скинхед. Конечно, банальной «Россией для русских!» или старомодным «Бей жидов!» тут и не пахнет. Авангардный нацизм Жвании базируется не на идеях славянской исключительности, а на радикальном грузинском шовинизме в замесе с революционной ненавистью к русским, осетинам и абхазам. «Налицо открытая агрессия России против Грузии. – писал в своем ЖЖ непримиримый борец с Кремлем 9 августа 2008 года. – Чувствую себя, очутившимся во вражеском государстве, среди враждебного населения…». Точно такие же чувства обуревали горячего горца и пятнадцать лет назад, когда в разгар грузино-абхазской войны его занесло на историческую родину. Увидев Корчинского во главе наемников УНА-УНСО*, хваставших, как ловко они на грузинские деньги убивали ненавистных абхазов и русских, будущий директор «Медиа.С-Пб» был поражен мужественным усатым красавцем в самое сердце.
Неудивительно, что когда боссам понадобились люди покрепче, революционер Жвания сразу же вспомнил о своем товарище по борьбе с абхазским сепаратизмом и русским империализмом. Алексей Разоренов затею одобрил, так как хлопцы Корчинского обладают требуемым боевым задором и нужными навыками, которые регулярно демонстрируют. Совсем недавно они организовали в Одессе несколько силовых акций в поддержку местного мэра Эдуарда Гурвица, одна из которых завершилась показательным расстрелом. Боевик банды Корчинского Олесь Янчук 25 января 2009 года убил выступившего с разоблачениями преступлений одесского градоначальника журналиста Дмитрия Рустамова. Теперь пан Дмитро организует защиту киллера, а Гурвиц оплачивает его адвоката.
Правда, в России против Дмитро Олександровича возбуждено уголовное дело за чеченские художества, но остальным его штурмовикам ничто не мешает взять билет до Петербурга и устроить на набережной Охты городскую герилью. После этого жваниевское «Движение сопротивления» вывесит на Невском проспекте транспарант в поддержку диверсантов. «Яблоко» и «Живой город» выйдут на демонстрацию с лозунгом «Охта-центр – мишень для Бен Ладена!». А Разоренов с Маниловой напишут очередную смету, необходимую для успокоения разгневанной общественности и популяризации идеи борьбы с террором.
Несмотря на кажущийся авантюризм операции, Алексей Юрьевич и Алла Юрьевна почти не рискуют. Даже если террористов арестуют и расколят, в тюрьму сядет исключительно Жвания, как глава «Медиа С-Пб». Причастность Разоренова, не участвовавшего в переговорах с Корчинским и владеющего «Новой газетой» через латиноамериканский оффшор, придется доказывать очень долго, а Манилова остается и вовсе не при делах. В самой худшей ситуации можно рассчитывать на гостеприимство Литвы, где у сладкой парочки давно подготовлен запасной аэродром. Постоянное лоббирование Маниловой литовских интересов дает гарантию неприкосновенности коррупционных накоплений и счетов, содержимым которых может заинтересоваться докучливая организация вроде Интерпола.