Политологи не нашли интригу выборов

Вчера в редакции «Аргументов и фактов» состоялся круглый стол на тему «Новые интриги предвыборного цикла 2007-2008». В нем участвовали политологи, социологи, аналитики и действующие пиарщики.

Формальным поводом для проведения круглого стола стал подготовленный компанией «Медиалогия» рейтинг цитируемости политологических, социологических центров и PR-агентств, основанный на упоминаемости этих организаций в средствах массовой информации.

На круглом столе с итогами рейтинга участников познакомили сотрудники «Медиалогии» Наталья Анисимова и Олег Муковозов. Как сказала Наталья Анисимова, «Медиалогией» были проанализированы сообщения более чем в трех тысячах СМИ, центральных и региональных. Исследование проведено по заказу Центра политической конъюнктуры.

Итак, среди политологических центров первое место занял Центр политических технологий под руководством Игоря Бунина. Среди PR-агентств на первом месте оказался «ИМА-конСалтинг». Среди социологических центров лидерство по количеству упоминаний в СМИ закономерно захватил ВЦИОМ.

Реклама на веке

Игорь Бунин, который открыл круглый стол, сказал, что лидерство Центра политических технологий закономерно, потому как он обладает 5-6 авторитетными и профессиональными экспертами, тогда как некоторые другие политологические «институты» состоят из «директора, который дает интервью, секретарши и уборщицы». В качестве примера такого рода был сделан намек на Сергея Маркова, который появился на круглом столе несколько позже.

Далее Игорь Бунин высказался на основную тему круглого стола, об «интригах предвыборного цикла. По мнению руководителя Центра политических технологий, собственно интрига умерла после появления в списке «партии власти» «первого лица божественного происхождения». Теперь «медведи» могут набрать на выборах не менее 60% голосов, аккумулировав рейтинг Путина, который пока «непререкаемый авторитет в российском обществе». (Г-н Бунин, очевидно, не ходит по магазинам, и не видит стариков, матерящих всю «вертикаль власти», покупая в два раза подорожавшее растительное масло…)

Коммунисты, по мнению политолога, получат 10-12% голосов избирателей. СПС надеяться практически не на что. Рейтинг ЛДПР после повышения до 11% опять упал до 6%, что ставит либерал-демократов в весьма неловкое положение... сложнее всего «Справедливой России», которая оказалась в весьма двусмысленной ситуации после включения Путина в избирательный список «Единой России».

А генеральный директор «ИМА конСалтинг» Вартан Саркисов сообщил, что не разделяет эйфорию, которая возникла по поводу включения Президента в «медвежий» список. «Не всегда популярный политик дарит свой рейтинг партии – бывает, что и партия может отобрать его у политика». Саркисов привел в пример Юрия Лужкова, который в 2003 году на мэрских выборах в Москве получил 75% голосов, а в 2005 году «Единая Россия», список которой в Москве возглавил Лужков, получила на выборах в Московскую городскую Думу только 47% голосов. Похвальный элемент самокритики! Ведь именно «ИМА конСалтинг» консультировала «Единую Россию» и на выборах в Московскую городскую Думу в 2005 году.

Г-н Саркисов также сказал, что «ИМА консалтинг» в последние три года занимается преимущественно бизнес-пиаром (надо полагать, после отмены прямых губернаторских выборов). Весьма благоразумное решение. Очевидно, что политический пиар в России если еще и не умер, то находится в глубоком системном кризисе, возникшем не без помощи тех самых политиков, которых наши «акулы пиара» привели к власти.

Однако как раз «ИМА консалтинг» - одна из немногих пиаровских контор, приближенных к власти, и участвующих в дележке политконсалтингового «пирога», испеченного на «медвежьей» кухне. Руководитель PR-проектов «ИМА консалтинг» Михаил Сидоров назначен недавно на одну из ключевых должностей в предвыборном штабе «Единой России».

Большинство участников круглого стола сошлись во мнении, что после 1 октября интрига парламентских выборов умерла. Правда, некоторые политологи прогнозировали, что в результате фактического превращения выборов в Государственную Думу в плебисцит о доверии Путину существенно повысится рейтинг КПРФ. Причем, за коммунистов может из чувства протеста проголосовать несвойственный им электорат – молодежь, жители крупных городов, интеллигенция. (Кстати, в одном из интервью Геннадий Зюганов уже заявил, что партия делает ставку на «думающих жителей городов-миллионников»).

А с появлением на круглом столе директора Института политических исследований Сергей Маркова, это мероприятие едва не превратилось в агитку Путина и «Единой России». Марков, кстати, баллотирующийся в Думу по спискам «медведей» весьма самодовольно заметил, что его институт «помогает насыщать правящую элиту». Также Сергей Марков признался в сотрудничестве с движением «Наши» (для профессионального политолога это скорее антиреклама - как если бы серьезный поэт сообщил, что он пишет тексты для Кати Лель…) и с Общественной палатой. Главный вопрос, по мнению Маркова: как продолжить политику Путина без Путина?

Заметим, что Сергей Марков, благодаря своим безудержным панегирикам существующей власти, понемногу становится одиозной фигурой среди коллег. Вот и во время его нынешнего выступления на круглом столе многие скептически улыбались…

В отсутствии заявленного руководителя фонда «ИНДЕМ» Георгия Сатарова «оппозиционную нишу» занял представитель «Левада-центра»* Олег Савельев, который заявил, что существует запрет на обнародовании данных центра на телевидении. (Хотя последние данные «Левада-центра», почему бы и не обнародовать: согласно им «Единая Россия» может рассчитывать на 68% голосов избирателей). Однако Олег Савельев заметил, что рейтинги партий и политиков у нас основаны исключительно на их присутствии в СМИ, а нынешняя предвыборная кампания проводится как операция спецслужб.

Резюмируя, можно сказать, что заявленная для круглого стола тема нашла вполне закономерное решение – никакой интриги у нынешнего предвыборного цикла не существует. Единственное, в чем расходились большинство присутствующих экспертов – какой именно будет победа «Единой России» - ошеломительной, триумфальной, потрясающей или оглушительной…

*
Негосударственная исследовательская организация «Левада-Центр» внесена Минюстом в перечень НКО, выполняющих функции иностранного агента
Реклама на веке
"Справедливая Россия" не может уволить педофила? Устинова утопили "Три кита"?