Рифат Шайхутдинов. Сам банкрочу, сам плачу?

Новый скандал, связанный с отмыванием денег, может вскоре начаться в Госдуме. Как сегодня сообщил ряд СМИ, в ближайшее время Генпрокуратура может поставить вопрос о депутатской неприкосновенности члена комитета нижней палаты парламента по делам СНГ Рифата Шайхутдинова.

Депутат подозревается в преднамеренном банкротстве Главного агентства воздушных сообщений гражданской авиации (ГАВС), являющегося госпредприятием.

Напомним, что когда-то эта организация занимала 6-е место в мире по продажам авиатранспортных услуг. ГАВС было совладельцем Главного вычислительного центра ГА, Транспортной клиринговой палаты (ТКП), столичного аэровокзала, гостиниц «Аэростар» и «Главотель», Русской страховой компании, системы бронирования и продажи билетов «Сирена-2000». Главное агентство воздушных сообщений контролировало около 15% оборота отрасли, объем которой составлял $10 млрд., имело 6 тыс. касс в России и еще 500 в 30 странах мира. ГАВС стало основным наследником системы продажи билетов советского «Аэрофлота», получив при этом не только сеть офисов и представительств (в том числе и за рубежом), но и все сопутствующие службы.

Именно в таком виде принял будущий депутат эту организацию. Однако в 1998 году задолженность ГАВС перед авиакомпаниями за реализуемые билеты превысила 500 млн. рублей. По требованию кредиторов на предприятии было введено внешнее управление. В результате в 2003 году ГАВС было обанкрочено, а сам Шайхутдинов стал депутатом Госдумы.

Реклама на веке

Однако в 2004 году Московское УВД на воздушном и водном транспорте возбудило уголовное дело по факту преднамеренного банкротства ГАВС, т.е. умышленного создания неплатежеспособности предприятия, что привело к его ликвидации. Как установили следователи, в результате неправомерных действий руководителей ГУП «ГАВС ГА» произошло отчуждение госсобственности, что причинило государству ущерб в размере около 2 млрд. рублей.

Примечательно то, что сам Шайхутдинов, пользуясь депутатской неприкосновенностью, отказался отвечать на вопросы сотрудников правоохранительных органов. И видимо было почему.

По некоторым данным, руководитель ГАВСа заключал невыгодные для госкомпании сделки с фирмами, которые принадлежали ему или его родственникам. Понятно, что у компании росли долги. Но для того, чтобы обескровить предприятие, этого было мало. В 2001 году директор ГАВСа передал в безвозмездное пользование компании «Главагентство-Сервис» все оборудование возглавляемого им ведомства. Впоследствии выяснилось, что эта структура контролируется самим же Шайхутдиновым.

В дальнейшем компания «Росавиаконсорциум» через аффилированные структуры скупила долги агентства и стала его крупнейшим кредитором. Вскоре был назначен внешний управляющий ГАВСа, которым стал… Рифат Шайхутдинов. Он провел взаимозачет между ГАВС, авиакомпаниями и Государственным центром по управлению воздушным движением. С молотка пошли отель «Аэростар» на Ленинградском проспекте столицы стоимостью 44 млн. рублей и городской аэровокзал, оцененный в 126 млн. рублей.

После завершения процедуры банкротства все имущество, владельцем которого являлось государство, было реализовано на аукционе, а долги были выплачены Российскому авиационному консорциуму. Примечательно, что сам Шайхутдинов являлся членом совета директоров этой компании. Одним словом, сам банкрочу, сам плачу…

Реклама на веке
«Паленый» ЕГАИС Тархов: история не одного преступления