«Росгосстрасти» по ОСАГО

«Росгосстрасти» по ОСАГО
Фото: http://avto24tv.ru/
Страховые компании обяжут заключать договоры ОСАГО в день обращения клиента, без всяких допсборов. Новые правила введут после скандалов с «Росгосстрахом», не вылезающим из судебных споров с региональными УФАС. Конкурентов у «лидера рынка» в некоторых регионах мало, и клиенты часто вынуждены раскошеливаться на ненужные услуги.

Прокуратура Башкирии продолжает штрафовать менеджеров «Росгосстраха» (РГС). Одно из отделений компании в Уфе в апреле 2015 года отказалось страховать машину жителя столицы республики, пытаясь навязать мужчине дополнительную услугу – страхование жизни. Без этого, по словам менеджера страховщика, якобы невозможно оформить полис ОСАГО. Прокуратура Уфы завела на директора филиала РГС административное дело, мужчине придется выплатить штраф в 50 тысяч рублей.

Несколькими днями ранее прокуратура Стерлиатамака Башкирии обязала страховую компанию заключить договоры ОСАГО еще с двумя владельцами транспортных средств. В марте нынешнего года одному из автолюбителей пытались «в нагрузку» застраховать жизнь и здоровье, а во втором случае отказали в заключении договора страхования, несмотря на предъявление письменного соглашения для оформления полиса от гендиректора ООО «Росгосстрах». В первом случае прокуратура оштрафовала директора филиала на 50 тысяч рублей, во втором привлекла менеджера к дисциплинарной ответственности.

Примечательно, что основная волна подобных происшествий имела место еще до того, как Центробанк РФ вынужден был приостановить лицензию РГС на договоры ОСАГО. Говорят, именно в это время страховщик в массовом порядке «подставлял» своих менеджеров в регионах, диктуя им противозаконные условия оформления полисов.

Реклама на веке

В Амурской области кассационный суд оставил в силе решения судов двух первых инстанций и постановление местного УФАС о недопустимости навязывания допуслуг при заключении договоров ОСАГО. За первое полугодие 2014 г. антимонопольщики получили более 60 жалоб на неправомерные действия страховой компании (СК), кроме того страховщик должен был прекратить практику стимулирования страховых агентов и консультантов, направленную на завышение размера страховой премии. Как сообщает пресс-служба амурской антимонопольной службы, в конечном итоге суды трех инстанций пришли к выводу, что ООО «Росгосстрах» злоупотребило своим доминирующим положением, навязывая дополнительные услуги гражданам.

Аналогичные истории произошли в Республике Коми, где УФАС России в 2013 и 2014 гг. возбудило восемь дел по жалобам десятков граждан. Было установлено, что СК отказалась применять понижающий коэффициент за безаварийное вождение при заключении договора ОСАГО и навязывала клиентам дополнительную страховку «РГС – Фортуна «Авто», либо отказывалась оформлять полис. Наказания назначены с учетом того, что ООО «Росгосстрах» является доминирующим хозяйствующим субъектом на рынке страхования обязательной автогражданской ответственности в Республике Коми – его доля в 2013 году превышала 33%. В соответствии с частью 1статьи 14.31 КоАП компании назначен штраф 950 000 рублей, руководителю филиала в Коми – 30 000 рублей. И это не последние штрафы для СК, скоро будут приняты решения еще по шести судебным делам и назначены новые наказания. «Впредь за любое подобное нарушение компании придется платить миллионные штрафы», - заявила глава Коми УФАС России Наталия Гуревская.

Скандалы с навязыванием РГС кабальных условий при оформлении страховки происходили и в ряде других регионов: в Забайкальском крае, Оренбургской области (общая сумма штрафов за нарушение антимонопольного законодательства в этом регионе составляет 4,6 млн рублей!), Нижегородской области, Пермском крае и т.д. В двух последних случаях СК вступила в сговор с определенными предпринимателями.

Так, в Перми и Березниках РГС настоятельно советовал клиентам пройти техосмотр у двух операторов ТО – с этими ИП СК заключила договоры. В итоге бизнесмены провели десятки тысяч осмотров ТС (24820 и 63237), а у других участников рынка упали продажи, либо они вовсе обанкротились. В УФАС обратились с жалобой НКО «Автоэксперт» и краевое ГИБДД, обеспокоенные сложившейся ситуацией. «Действия ООО «Росгосстрах» привели к тому, что подавляющее большинство автовладельцев при заключении договора ОСАГО обратились к двум конкретным операторам техосмотра. Более 95% клиентов этих операторов составили клиенты «Росгосстраха». То есть предприниматели привлекали клиентов не самостоятельными действиями, а с помощью страховой компании», - отметил начальник отдела контроля финансовых рынков Пермского УФАС России Сергей Михеев.

В Нижегородской области РГС уличили в том же самом – СК принимала диагностические карты лишь от конкретных станций обслуживания - ИП Тазалова (Арзамас), ИП Кореннова (Давыдово Павловского района) и ИП Коченова (Нижний Новгород). С ними у страховщиков была договоренность, а бизнесмены выплачивали им 30% комиссионные, рассказал журналистам глава местного УФАС Михаил Теодорович. В итоге антимонопольщики оштрафовали «Росгосстрах» на 42 миллиона рублей. Еще 53,4 миллиона, 53,2 миллиона и 52 миллиона рублей должны перечислить в федеральный бюджет три фирмы, участвовавшие в преступной схеме. По словам представителей УФАС: это прецедентное разбирательство для Нижегородской области, как по структуре, так и по масштабам. Подобных жалоб на других страховщиков в ведомство не поступало.

Регулятор уже наказывал лидера рынка страхования из-за многочисленных нарушений. Напомним, 27 мая 2015 г. Центробанк РФ запретил «Росгосстраху» оформлять полисы ОСАГО и вносить изменения в действующие договоры, но СК была обязана принимать заявления о наступлении страховых случаев и исполнять свои обязательства по заключенным контрактам. Регулятор пояснил: решение было принято «в связи с неисполнением обществом в установленный срок предписаний Банка России в части нарушения порядка заключения договоров ОСАГО, в частности применения коэффициента бонус-малус (учитывает скидки и надбавки к базовому тарифу в зависимости от наличия страховых выплат) при расчете страховой премии по ОСАГО». Кроме того, ЦБ отметил, что нарушения РГС законодательства по ОСАГО носили массовый характер – в частности, СК не предоставляла автовладельцам законных скидок за безубыточность, необоснованно отказывала в заключении договоров, навязывала допуслуги.

За первые пять месяцев 2015 г. на РГС поступило порядка 2,3 тысяч жалоб от россиян! При этом страховщики заявили, что решение Центробанка об ограничении продаж полисов ОСАГО стало для них неожиданностью, а позже пообещали «в кратчайшие сроки отреагировать на предписания Банка России». Видимо, им удалось очень быстро убедить регулятора в своем исправлении – действие лицензии РГС было возобновлено уже 8 июня 2015 года.

Представители ЦБ сообщили, что СК предоставила документы об изменении порядка заключения обслуживания договоров страхования, в том числе и в части полного информирования потребителей об их правах при покупке полиса ОСАГО.

Накануне стало известно, что страховые компании обязали заключать договоры ОСАГО в день обращения (исключением может быть лишь случай, когда автомобиль требует осмотра, и технически его невозможно произвести в тот же день), причем клиент имеет право вести аудио- или видеозапись всего процесса. Также представитель СК обязан уведомить потребителя, что тот не обязан покупать никаких допуслуг. Эти правила для игроков рынка страхования утвердил Российский союз автостраховщиков (РСА), в силу они вступят после согласования с ЦБ.

Как ожидается, изменения должны навести порядок на рынке автомобильного страхования, который уже был шокирован ограничением лицензии для РГС. «Нововведения позволят усилить контроль за предоставлением услуг страховщиками ОСАГО, повысят доступность полисов автогражданки», - заявил президент РСА Игорь Юргенс.

Клиентам теперь должны будут рассказывать про коэффициент «бонус-малус» (систему скидок, влияющую на итоговую стоимость полиса ОСАГО). Он складывается из мощности двигателя, опыта водителя и длительности безаварийной езды. Кроме того, прописан порядок перерасчета страховой премии, если клиент решит изменить условия договора. В офисах компаний должны быть размещены правила порядка осмотра автомобиля и контактные данные ЦБ, чтобы, в случае чего, можно было сразу обратиться с жалобой. Не исключены и выездные проверки регуляторов на места оформления договоров ОСАГО.

Новые правила работы, очевидно, были разработаны после той самой серии скандалов с РГС в разных регионах страны. К моменту ограничения лицензии крупнейший игрок рынка ОСАГО продал 5,5 млн полисов с начала года. За полгода «Росгосстрах» нарастил сбор страховых премий почти на 50% - до 32,2 млрд рублей. Но количество заключенных договоров все же снизилось на 1%.

Интересно, что ВСК, например, при увеличении договоров на 26%, нарастила сбор страховых премий на 86%, «СОГАЗ» - на 25% и 93%, соответственно. Выходит, что рост премиальных заработков РГС произошел в основном из-за изменений базового тарифа ОСАГО, вступивших в силу 12 апреля – базовый тариф вырос на 40%, коридор наценки - до 20%, фактическая индексация в итоге составила в некоторых случаях 60%.

Некоторые представители РГС, судя по всему, восприняли новые правила автострахования довольно мужественно. По словам директора петербургского филиала компании Игоря Лагуткина, эти изменения основаны чуть ли не на предложениях «Росгосстраха». «Мы уверены, что это позитивно отразится на рынке, сделает этот вид страхования более прозрачным и клиентоориентированным», - заявил он.

Это заявление выглядит довольно парадоксальным, учитывая репутацию компании Данила Хачатурова в некоторых регионах. Да и многие наблюдатели сомневаются в том, что РГС будет исправно работать по новым правилам. Бизнес, который годами привык нарушать законы без ощутимых негативных для себя последствий (даже с лицензией РГС, по сути, отделался легким испугом), зато с многомиллиардными прибылями, вряд ли перевоспитаешь за один день.

Вся проблема в том, что правительство РФ определяет тариф с большим запасом для страховщиков – как говорится, по принципу «пальцем в небо». Лоббированием различных видов обязательного страхования (типа ОСАГО) не первый год занимается директор департамента страхового рынка Центробанка России Игорь Жук (бывший гендиректор СК «Согласие», экс-вице-президент ООО «ХК «Росгосстрах» и бывший замглавы ФСФР). Говорят, именно после прихода к рулю страхового надзора Игоря Николаевича, нарушения страховщиками законов и всевозможных правил приняли характер чуть ли не войны с клиентами.

Систематические недоплаты по полисам ОСАГО, «втюхивание» допуслуг с элементами шантажа, давление на суды, наконец, попытка ввести досудебное урегулирование споров страхователей со страховщиками с помощью ими же назначенных представителей – все это привело к череде скандалов с крупными СК. По слухам, именно с появлением господина Жука в системе регулятора началось массовое избавление от мелких региональных страховых компаний – на сегодняшний день более-менее конкурентный рынок существует лишь в Москве (138 СК) и Санкт-Петербурге (16 СК), сообщает The Moscow Post. Всего 35 субъектов федерации (если не считать страховых брокеров, специализированных медстраховщиков и ОВС) имеют хотя бы одну СК, зарегистрированную на их территории.

«Зачистка» поля, поговаривают, производилась именно под РГС, который располагал огромной, но не слишком эффективной сетью. Местным компаниям постепенно ограничивали доступ к определенным сегментам или даже не завозили бланки ОСАГО, морочили голову проверками и приостановками лицензии. То есть происходило что-то похожее на закрытие мелких региональных банков под флагом «консолидации отрасли». Говорят, именно таким образом под лицензионные меры ЦБ попали РСТК, «Северная казна» и «Оранта», которые так и не дождались повышения тарифов. Затем во главе РСА и ВСС был поставлен Игорь Юргенс, которого многие называют «безвольным» и «абсолютно управляемым».

Все это привело к тому, что с российского рынка страхования, с его уже совсем ручным режимом, начали уходить иностранные компании. Конкуренция чуть ли не начинала вырастать в монополию, а СК получили возможность диктовать руководству страны свои условия. Для того, чтобы тарифы пошли в рост, страховщики просто перекрыли в ряде регионов доступ автовладельцев к полисам автогражданки, объявив эти территории «убыточными». Постоянно жалуясь на «грядущее банкротство», крупные СК, тем не менее, из года в год переходили с прибылью (некоторые даже сверхприбылью), говорят эксперты.

По данным РСА, страховщики ОСАГО в январе-июне 2015 года увеличили сбор премий на 46% (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) - с 64,802 млрд рублей до 94,481 млрд рублей. Средняя выплата в ОСАГО в январе-июне 2015 года выросла на 29%, составив 43,068 тыс. рублей против 33,473 тыс. рублей г/г. Число заключенных договоров практически не изменилось и составило 19,194 млн против 19,574 млн годом ранее. По сравнению с прошлым годом стоимость полиса ОСАГО выросла практически в два раза. Напомним, законом ОСАГО четко посчитано, что убыточность по этому виду страхования наступает после пересечения крайней планки в 77%. Очевидно, ни о каком «разорении» СК и речи не идет - наоборот, работать с автогражданкой становится все выгоднее.

Страховщики настаивали на том, что, как в странах Европы, нужно приравнять стоимость полиса ОСАГО к цене полиса КАСКО. Дескать, это обеспечит высокий уровень обслуживания клиентов и качественный ремонт. Видимо, для этого «лидер рынка» в лице РГС и начал самовольно и беспардонно навязывать клиентам допуслуги – полисы страхования жизни или талоны ТО. Говорят, после этого прибыли страховщиков рванули вверх. Но регуляторы почему-то решили вмешаться только сейчас.

Отечественный рынок страхования, очевидно, переживает такой период, когда страховать в обязательном порядке нужно его самое. От коррупции, беспредела узкого круга лиц, наглости по отношению к клиентам и нарушения законов. В противном случае, не исключено, страховщики быстро подстроятся под новые правила. Тем более, когда в регуляторах сидят, видимо, совсем не чужие люди.

Реклама на веке
Украина пообещала найти управу на возможное ветирование создания трибунала по Boeing Замглавы МУРа приторговывал огнестрелом