Российские школьники перейдут на планшеты через два года: миф или реальность

Российские школьники перейдут на планшеты через два года: миф или реальность
Фото: http://VistaNews.ru
Стоит понимать, что финансированием школ занимаются региональные и муниципальные власти. Экономическая ситуация от региона к региону рознится, а значит, далеко не все из них могут массово закупать дорогостоящую персональную электронику.

Как сообщают крупные медиа, российский Минпросвет собирается частично избавить отечественные школы от традиционных бумажных учебных пособий. По задумке министерства, в общеобразовательных школах к концу 2020 года от бумажных учебников нужно избавиться более чем десятку предметов. Примечательно, что на этом планы ведомства не ограничиваются. Так, к 2025 году Минпросвет планирует установить электронное взаимодействие между школьными медкабинетами и детскими поликлиниками. По данным издания РБК, все эти невероятные инновации якобы содержатся в рабочей версии нового проекта, получившего название «Цифровая школа».

Что все это значит?

Как только в СМИ появились первые сообщения о столь масштабных планах Министерства просвещения, многие сразу же поняли это буквально: дескать, уже через два года ученики понесут в школы не бумажные учебники, а их электронные аналоги – учебные планшеты, нетбуки или что-то подобное. В действительности же все выглядит несколько иначе, тут уж, как говорится, все дело в нюансах.

Реклама на веке

Изначально все выглядело действительно масштабно и многообещающе. Так, до 15 февраля текущего года Министерство образования обязалось презентовать в президиуме Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам при президенте паспорт уже упомянутого выше проекта под названием «Цифровая школа». В этом документе ведомство должно было указать, какие именно мероприятия требуется провести, а также в какую сумму все это обойдется федеральному бюджету и соучаствующим региональным бюджетам. На деле же, никакого документа в Совет отправлено не было.

Умиляет и соус, под которым подается такая задержка – Минобрнауки, дескать, больше нет, - все вопросы к новому ведомству. А это самое новое ведомство, которое отныне будет называться Министерством просвещения, пока еще не успели сформировать. Зато доподлинно известно, что в его структурах уже трудятся многие чиновники из ликвидированного Минобразования, вот только довести этот многообещающий проект до логического завершения у них по каким-то причинам не доходят руки.

И здесь есть целый ряд объяснений. Якобы все заняты реорганизацией министерства, кроме того, глава нового Минпросвета Васильева в рамках ПМЭФ 2018 заявила, что сам проект требует доработки с учетом новых направлений, сформированных в тексте майских указов президента Путина. Как результат: сроки презентации «Цифровой школы» Совету при президенте пришлось сдвинуть. Сам проект увидит свет не раньше этой осени, но это неточно.

На практике выходит «пшик»

Впрочем, уже сегодня многие российские школы имеют доступ к цифровым технологиям обучения. В стране действует не менее шести довольно крупных онлайн-платформ, на которых размещены методические и обучающие материалы для проведения уроков, которые полностью соответствуют действующим в стране образовательным стандартам. Здесь внедрены даже домашние задания вместе с механизмами их автоматической проверки учителями. Такими системами, к слову, сегодня частично пользуются до 50% общеобразовательных школ России. То есть, получается, что для перехода на новые технологии школы вовсе не нуждаются в «судьбоносных распоряжениях» из Кремля, чьих-то инновационных программах и прочей волоките. Процесс перехода к новым технологиям постепенно происходит. И делается это в нормальном эволюционном режиме, минуя ошибки и казусы революции. Не мешает этому и наличие в портфелях школьников большого числа бумажных учебников.

Разумеется, многое в этом смысле будет зависеть от материальных возможностей образовательных учреждений. В некоторых городах есть школы, которые под эти цели используют дорогостоящую технику от Apple, есть и менее обеспеченные, у которых средств хватило на покупку более доступных устройств на ОС Андроид. Есть и такие места, где школьники даже не представляют себе, как может быть построен учебный процесс с использованием планшетов и цифровых технологий.

Стоит понимать, что финансированием школ занимаются региональные и муниципальные власти. Экономическая ситуация от региона к региону рознится, а значит, далеко не все из них могут массово закупать дорогостоящую персональную электронику. Тут иногда остро стоит вопрос о закрытии долгов перед поставщиками коммунальных услуг для школ и выплате изрядно задержанной учителям зарплаты. Можно было бы рассчитывать на родителей и свалить расходы по покупке такой техники на них, но есть ведь и такие семьи, для бюджета которых ежегодная покупка тетрадей, формы, портфелей и прочей канцелярской мелочи становится непосильной ношей. Да что говорить, если в некоторых отдаленных селах образовательный процесс до сих пор ведется по устаревшим учебникам, которые несколько лет назад были исключены из утвержденного перечня.

Все это говорит лишь об одном: сам проект «Цифровая школа» является чем-то демонстративным, чем-то, чем можно еще долго вертеть перед носом у изумленного массового потребителя, не доводя до практической реализации. Ну о каком переводе школ на «цифру» можно говорить в нынешних условиях, да еще и за такой сжатый период времени. Нельзя так просто приехать в небольшой поселок где-то на севере Тывы и заявить администрации местной школы, что завтра им нужно избавиться от бумажной литературы, закупить детям планшеты, освоить работу со столь сложной техникой и полностью перестроить образовательный процесс. Куда и зачем так торопятся чиновники из Минобразования-Минпросвета, нам не совсем понятно. Вероятнее всего, речь снова о демонстрации того, о чем в реальности можно будет говорить не ранее чем через десятилетие. Выходит, что на бумаге старое-новое министерство демонстрирует технологии и инновации, а на практике выходит «пшик», особенно если говорить о практике отдаленных регионов. Но ведь и министерство же российское, а не московское или петербургское, а значит, и планировать нужно в масштабах от Калининграда до Находки.

Реклама на веке
Россию «попросили» выйти: зачем ООН снова превращает Приднестровье в горячую точку Муса протянул ногу Аргентине, а Кроос – Германии