Российский авиапром развернул крылья на Запад

Вчера помощник президента РФ Сергей Приходько заявил, что Россия, получившая недавно через Внешторгбанк 5,02% акций европейского аэрокосмического и оборонного концерна EADS, может увеличить свое присутствие в капитале компании до блокирующего пакета.

Заявление кремлевского чиновника еще раз подтвердило версию Века о том, что РФ вскоре захочет завладеть блокпакетом европейской авиакорпорации.

Напомним, что концерн EADS возник в 2000 г., приобретя активы германской DaimlerChrysler Aerospace, испанской госкорпорации CASA и двух французских компаний: частной Matra (сегодня Legardere) и государственной Aerospatiale. В итоге, по 30% акций EADS получили DaimlerChrysler AG и французский холдинг SOGEADE (по 50% в нем у Legardere и правительства Франции). 5,5% достались испанскому госхолдингу SEPI. Еще 30% акций EADS были размещены на биржах Франкфурта, Парижа и Мадрида. Выручка в первом полугодии 2006 г. составила 19 млрд. евро, чистая прибыль 1,04 млрд. евро.

Ни для кого не секрет, что в последние годы отечественное авиастроение переживало не лучшие времена. В 2005 году, по данным Роспрома, российские авиазаводы произвели всего 8 пассажирских самолетов (из них два ИЛ-96 предназначались правительству Кубы), что на 5 самолетов меньше, чем в 2004 году. Но, кроме выпущенных, отечественные авиакомпании приобрели 26 подержанных зарубежных лайнеров. Как утверждает глава Минтранса Игорь Левитин, половина из 5 тысяч эксплуатируемых в стране гражданских самолетов годится только на запчасти. Россия подошла к черте, когда кризис в авиационной промышленности стал угрожать национальной безопасности.

Реклама на веке

Чтобы исправить положение, еще два года назад начала создаваться Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК). Новая структура формируется на основе МиГ (г. Москва) и Казанского авиационного производственного объединения имени С.П. Горбунова. Компании преобразуются в акционерные общества, 100% акций которых находится в федеральной собственности, с последующим внесением 100% акций каждого из них в качестве вклада РФ в уставный капитал ОАО ОАК в порядке оплаты государством размещаемых этим акционерным обществом дополнительных акций в связи с увеличением его уставного капитала.

По планам Роспрома, через 6 лет ОАК намерена выпускать до 120 самолетов в год. Столь амбициозные планы у некоторых аналитиков вызвали скептическую усмешку. Дело в том, что, кроме указов и постановлений, создание ОАК не сдвинулось с мертвой точки. Кроме того, не проработана возможность участия в ней зарубежных корпораций. Ведь, как известно, в Кремле не очень благожелательно смотрят на приход иностранцев в отечественный стратегический бизнес. С другой стороны, без серьезных инвестиций западных коллег построить такой огромный холдинг будет не очень просто.

Вполне возможно, что в правительстве решили, что лучше купить часть стратегических конкурентов, а затем пустить их на отечественный рынок, где они смогут поучаствовать в создании ОАК, и таким образом поправить состояние российского авиапрома.

Подобная версия имеет место быть, сказал Веку аналитик агентства Финнам Вячеслав Кочетков. Похоже, что ВТБ выполняет госзаказ и ведет скупку акций с целью вхождения ОАК в EADS. Тем более что сейчас эти ценные бумаги стоят сравнительно недорого. Поэтому можно купить достаточно неплохой актив по умеренным ценам и таким образом войти в капитал EADS. Это будет вполне удачной покупкой.

Похоже, что первые шаги в этом направлении уже сделаны. Вначале Внешторгбанк (ВТБ) незаметно для других скупил около 4,5-4,8% акций EADS. Такой предел был установлен с тем, чтобы не наделать шума на рынке. Дело в том, что реестр акционеров EADS ведут 10 банков, и изменения в нем сообщаются компании при покупках пакета, превышающего 5%. Сейчас в свободном обращении находится еще около 40% европейской корпорации. Докупить еще 20% ценных бумаг холдинга не составит труда. Такая сделка обойдется России примерно в 3,6 млрд. евро, а эта сумма ВТБ вполне по силам.

Следующий фактор, на который следует обратить внимание, - это недавняя покупка Рособоронэкспортом ВСПО-АВИСМА, холдинга, имеющего контракт с Боингом по сборке титановых деталей. Следует отметить, что боинги и так состоят на 25% из российского металла.

В случае вхождения АВИСМЫ в ОАК, а той, в свою очередь, - в EADS капитализация последней возрастет на миллиарды. Следует отметить, что одно известие о приобретении ВТБ ценных бумаг EADS уже подняло оценочную стоимость холдинга на $1млрд.

Впрочем, прежде чем говорить о слиянии корпораций, следует получить согласие на него ведущих европейских лидеров, которыми и была создана EADS. Однако, по мнению экспертов, это не составит труда российскому президенту, учитывая положительные экономические прогнозы будущего альянса.

Реклама на веке
Нефть в обход России Равноудаленная преданность