Сбербанк и ВТБ могут взмахнуть крыльями

Сбербанк и ВТБ могут взмахнуть крыльями
Фото: http://versia.ru
Правительство РФ рассматривает возможность создания при помощи Сбербанка и ВТБ региональных авиакомпаний. Сможет ли из этой затеи что-нибудь получиться? Попытка ответить на данный вопрос содержится в материале, размещенном ниже.

Российское правительство поручило Сбербанку и ВТБ создать авиакомпанию для региональных перевозок. Нанятые госбанкирами специалисты уже пишут бизнес-планы и определяют возможный состав акционеров. Авиакомпания может появиться уже в 2020 году. Казалось бы, причем здесь кредитные учреждения, не имеющие никакого опыта в сфере авиаперевозок?

Планируемый пассажиропоток новой авиакомпании, не имеющей еще даже рабочего названия, будет 6-10 млн. человек в год. Цифра, по всей видимости, откуда-то взята фирмой Bain & Company, которая таким образом могла начать отрабатывать контракт по консалтингу банкиров на круглую сумму в 55,5 млн. рублей.

Для того, чтобы добиться такого пассажиропотока, банкирам необходимо существенно потеснить ведущих российских авиаперевозчиков. Сейчас в России на таком уровне работают только два перевозчика — «Аэрофлот» (50,1 млн пассажиров в 2017 году) и S7 Group (14,3 млн). Крупнейшая региональная авиакомпания – «Ямал» – перевезла в 2017 году 1,8 млн человек.

Реклама на веке

Несмотря на кажущуюся абсурдность планов, глава Росавиации Александр Нерадько уже взял под козырек и заявил, что его ведомство готово субсидировать новую региональную компанию Сбербанка и ВТБ из госбюджета: «Заявки на создание новой авиакомпании не поступало, однако агентству известно, что этот вопрос тщательно прорабатывается. Росавиация всемерно поддержит на основе действующего законодательства создание новой региональной авиакомпании и готова провести необходимые консультации по выбору типов воздушных судов и проработке маршрутной сети в обход московского авиаузла».

Инвестиции могут составить не менее одного миллиарда долларов, но проект должен быть реализован на принципах государственно-частного партнерства (ГЧП), передает слова главы ВТБ Андрея Костина РИА Новости. Костин отметил, что идея принадлежит главе Сбербанка Герману Грефу: «Вы сами знаете, что добираться из одного города в другой часто приходится через Москву. Поэтому такая идея и родилась, что банки, имея крупные лизинговые компании, могли бы выделить необходимые ресурсы, закупить самолеты и предоставить через лизинг операторам. Но без государственных субсидий региональных перевозок эта сфера будет убыточной».

Справедливости ради стоит отметить, что у «ВТБ Лизинга» и «Сбербанк Лизинга» некоторый опыт авиабизнеса все же имеется, правда, не очень удачный. После разорения «Трансаэро» группа «Аэрофлот» согласилась взять у этих лизинговых компаний самолеты, которые перевозчик-банкрот эксплуатировал ранее. Всего авиакомпании «Аэрофлот» и «Россия» должны были получить 36 авиалайнеров, но их передача сильно затянулась.

«К сожалению, «Трансаэро» так эксплуатировал наши самолеты, что они были абсолютно в непригодном состоянии, - рассказал глава банка Герман Греф в кулуарах Всемирного экономического форума. - Мы потратили $19 млн. на восстановление парка этих самолетов».

В итоге «Россия» отказалась от некоторых авиалайнеров под предлогом, что уже не сезон и вряд ли удастся заполнить их пассажирами. Эти самолеты лизингодателям пришлось куда-то пристраивать самим. Куда подевались в итоге 13 «Боингов» - неизвестно. Возможно, они и составят основу флота нового перевозчика?

В России, как известно, более ста авиакомпаний, которые имеют право выполнять коммерческие полеты. Две трети из них выполняют как раз региональные перевозки (полеты внутри федеральных округов, регионов и местных линий). Зачем же при этом нужен авиамонстр, который, подмяв под себя федеральное субсидирование, вполне может задушить мелких регионалов? В этом случае на региональных маршрутах грозит образоваться монополия, что отрицательно скажется на цене билетов. Ожидать, что Сбербанк и ВТБ будут работать с региональными авиакомпаниями на равных?

Кстати, у Сбербанка и ВТБ уже есть свой авиапарк, правда, состоит он в основном из бизнес-джетов. Авиаперелеты в российской глубинке банкирами еще малоизучены, они больше специалисты по заграничным вояжам.

В 2012 году в блоге бывшего депутата Госдумы и миллиардера Александра Лебедева была опубликована весьма интересная информация, согласно которой глава госбанка ВТБ Андрей Костин якобы приобрел самолет Глобал Экспресс, бортовой номер Р4-ААА, стоимостью $45 млн. Натянутые отношения двух банкиров общеизвестны, тем не менее данная информация так и не была опровергнута.

Два года назад в российский авиарегистр был внесен бизнес-джет Gulfstream G650: с бортовым номером RA-10204. Ранее этот борт эксплуатировался в США. В начале апреля 2016 года он перелетел из Саванны (США) в аэропорт Шереметьево, место своего нового постоянного базирования. Уже в середине апреля самолет совершил первые рейсы в Нидерланды. Стоимость такого бизнес-джета более $60 млн и используется он, по всей видимости, исключительно в интересах своего владельца – Сбербанка.

По последним данным, крупнейший российский авиаперевозчик — компания «Аэрофлот» — от участия в проекте Сбербанка и ВТБ отказался, что делает его и вовсе уж эфемерным.

Оригинал материала:
https://versia.ru/zachem-sberbanku-i-vtb-nuzhen-neprofilnyj-aktiv-v-vide-aviakompanii-dlya-regionalnyx-perevozok
Реклама на веке
ВТБ судится в Лондоне с «Базовым элементом» Россиянам в ноябре придется оформлять новые документы