18+
  1. Сибирь от Сирии далеко

Сибирь от Сирии далеко

Сибирь от Сирии далеко
На фоне обострения ситуации в Сирии в Красноярске прошел 15-й по счету экономический форум. Главным содержанием его повестки дня, как и в прошлые годы, стало ускоренное развитие Сибири. Политическое обострение где-то на Ближнем Востоке не заметили даже иностранные участники КЭФ.

КЭФ проходил в Красноярске 12-14 апреля. Впервые участие в нем на правах радушного хозяина принимал врио губернатора Александр Усс. Основным событием форума стала презентация проекта «Енисейская Сибирь», который можно считать программой, с которой Усс пойдет на выборы губернатора Красноярского края в сентябре этого года. Напомним, «Енисейская Сибирь» объединяет несколько крупных подпроектов в Красноярском крае, Хакасии и Туве. По замыслу руководства трех этих регионов, данные субъекты РФ еще с советских и даже дореволюционных времен связывают общие экономические задачи и интересы. «Енисейская Сибирь» станет неким экономическим макрорегионом, а правительства входящих в нее регионов будут координировать свои действия. «Вокруг основных «локомотивов» появятся вспомогательные компании, которые займутся сервисными функциями. Это, в свою очередь, приведет к созданию единого пространства развития территорий, взаимосвязи и повышению активности малых и средних предприятий», - уверен Усс.

Что касается «локомотивов» «Енисейской Сибири», то их семь. Это планы «Норильского никеля» по развитию рудника Заполярный, железная дорога Курагино – Кызыл, модернизация теплоснабжения Красноярска, строительство нового моста через Енисей на севере Красноярского края и транспортного хаба на базе аэропорта «Красноярск», а также агрохолдинг в Шарыпово и «Технологическая долина РУСАЛа». Ключевое место, что естественно, занимает Красноярский край. Интересы Тувы затрагивает только железная дорога, Хакасии – планы алюминщиков. Если говорить о последних, то они подразумевают создание на базе алюминиевых заводов в Красноярске и Хакасии особой экономической зоны для размещения резидентов-переработчиков этого цветного металла. Продукция высокого передела – это, например, профили, кабели или «катанка». Привлекательность проекта для инвесторов - в коротком транспортном плече (первичное сырье под боком, рядом и вся инфраструктура), а также льготном налогообложении. Тему того, как теперь на этих планах отразятся американские санкции в отношении «Русского алюминия», на КЭФ не поднимали. Спросить самого Олега Дерипаску не удалось – он в Красноярск не прилетел.

Еще один проект, связанный с попавшим по удар российским олигархом, – создание хаба в красноярском аэропорту. Объект, как известно, контролируют близкие к «Базовому элементу» структуры. В конце прошлого года, как писал «Век», был сдан в эксплуатацию новый пассажирский терминал. Обсуждается идея создания ОЭЗ и введения в аэропорту режима «открытого неба». Справедливости ради надо сказать, что идея хаба не принадлежит «Базэлу». Ее продвигали еще предприниматели Борис и Александр Абрамовичи, которые владели холдингом «Эйр Юнион» и «Красноярскими авиалиниями». Но холдинг разорился в 2007-2008 годах, на долгое время отбросив развитие красноярского авиационного комплекса назад. «Хаб, прежде всего, рассчитан на импортеров из стран Юго-Восточной Азии, - заявил на презентации проекта, на которой присутствовал корреспондент «Века», гендиректор «ЭРА Групп» Алексей Васильченко. – Потенциально мы можем предоставить им около 830 тыс. кв. метров производственных площадей. Преимущества хаба – это снижение себестоимости транспортировки и повышение полезной загрузки, а также снижение на треть издержек от капитальных вложений».

Для Тувы интересны планы по строительству железной дороги Курагино – Кызыл. Это известный транспортный долгострой, который уже несколько раз менял инвестора. Тува не имеет выхода на Транссиб. Единственные варианты транспортного сообщения с регионом – автодороги и авиация. Между тем, на территории республики расположены крупнейшие запасы природных богатств. В частности, Элегестское угольное месторождение. По проекту тувинский уголь будут через юг Красноярского края везти на Дальний Восток, а там отгружать на экспорт. Общая стоимость проекта оценивается в 270 млрд. рублей. На строительство железной дороги требуется примерно 140 млрд. рублей. В этой связи все ждут некоего решения от Москвы. Как заявил первый заместитель генерального директора АО «Тувинская энергетическая промышленная корпорация» Андрей Чурин, решение может быть принято к концу года. В этом случае дорога может быть запущена в 2023 году.

В строительстве моста через Енисей в районе поселка Высокогорский заинтересованы, прежде всего, золотопромышленники Северо-Енисейского и Мотыгинского районов Красноярского края. В частности, компания «Полюс». Что касается владельцев шарыповского агрохолдинга, то они обещают решить проблему перепроизводства пшеницы в Красноярском крае. Продукция глубокой переработки зерна – это биоэтанол, крахмал и аминокислоты. Например, по лимонной кислоте, Россия сейчас на 100% зависит от импорта. «У регионов «Енисейской Сибири» есть преимущество - ресурсы и дешевая электроэнергия. Чтобы полностью реализовать этот потенциал, необходимо улучшить транспортную доступность. Люди должны здесь поверить, что все это возможно, что это не просто слова, не лозунги, что это воплотится в конкретные шаги. Надо начать работать в этом году. Начать сразу же, используя Универсиаду, чтобы люди видели – дороги, аэропорт и экология лучше стали. Надо крутиться как белка в колесе, чтобы проект не остался на бумаге», - заявил, комментируя итоги КЭФ, вице-премьер РФ Аркадий Дворкович.

Примечательно, что КЭФ-2018 проходил на фоне обострения обстановки в Сирии. Однако на общий настрой мероприятия оно никак не повлияло. «Мы намерены стать одним из спонсоров красноярской зимней Универсиады-2019. Будем поставлять нашу продукцию. Проект оцениваем примерно в 65 млн. рублей. Стараемся учитывать местные особенности. Например, для российских регионов начали производить новый напиток – «Спрайт» со вкусом огурца», - заявил «Веку» в кулуарах форума генеральный директор Coca-Cola HBC Россия Стефанос Вафеидис.

Последние новости