18+
  1. Склока вокруг «Дружбы»

Склока вокруг «Дружбы»

Склока вокруг «Дружбы»
Государственный трубопроводный монополист «Транснефть» обиделся на государственную же нефтяную компанию «Роснефть», которая, как оказалось, претендует на свою долю компенсаций от загрязнения трубопровода хлоридами.

Из-за огромного объема загрязненной нефти работа экспортного трубопровода остановлена и не возобновлена в полном объеме до сих пор. Возбуждено уголовное дело, решается вопрос о выплате компенсаций. На днях выяснилось, что на компенсацию претендует и возглавляемая Игорем Сечиным «Роснефть», который и коснулся этого вопроса на годовом собрании компании.

«Нам надо защищать свою долю рынка, особенно, когда мы сейчас столкнулись с технологическими проблемами «Транснефти» и уже недопоставляем нефть на рынок. Встает вопрос о защите нашей отрасли в этой конкуренции», — добавил Сечин, заверив акционеров, что сама компания не планирует откладывать запуск новых проектов, но намерена вести работу с правительством по компенсации возможных потерь, если они будут.

Ответ «Транснефти» не заставил себя ждать.

«Сегодня со стороны И. И. Сечина был сделан ряд заявлений в связи с ограничениями прокачки нефти по нефтепроводу «Дружба»... Хотелось бы обратить внимание сотрудников компании «Роснефть» на необходимость более тщательно и объективно готовить информацию для публичных выступлений своего руководителя», - говорится в заявлении «Транснефти».

В компании не согласны с тем, что загрязнение нефтепровода привело к вытеснению российской нефти на европейском рынке, и уверяют, что недобранные из «Дружбы» объемы нефти Европа получила через морские порты на танкерах, так как «Транснефть» перераспределила потоки нефти «в направлении экспортных терминалов».

«Транснефть» кинула камушек и в огород господина Сечина, попеняв на то, что «весь 2019 год ПАО «НК «Роснефть» не в полном объеме распределяет нефть, сдаваемую в систему магистральных нефтепроводов».

«Роснефть» отпарировала на упрек, заявив, что «проблему надо решать, а не устраивать дискуссию по этому вопросу в публичном пространстве. У нас обычная просьба к коллегам в «Транснефти» - исполнять условия договора на транспортировку и доставить нефть надлежащего качества нашим потребителям, а не рефлексировать по поводу законных вопросов наших акционеров о восстановлении прокачки качественного сырья до рынков потребления».

Это уже второй случай, когда «Транснефть» вступила в публичную перепалку, как выразилась BBC, в споре о причинах и последствиях загрязнения нефти в «Дружбе».

20 мая «Транснефть» жестко ответила на слова первого вице-премьера Антона Силуанова, который заявил, что в связи с аварией «Транснефть» не может рассчитывать на сокращение выплаты дивидендов.

«Вы хотите сказать, чтобы государство заплатило за косяки компании, которая занимается поставкой нефти? Мне кажется, это не совсем правильно», - высказался тогда Силуанов.

«Транснефть» ответила в лучших традициях классической риторики. «Заявление первого вице-премьера Силуанова - это упрощенная оценка ситуации. Совершено преступление, ведется следствие. Полагаю, что в данном случае Силуанов был ориентирован на информацию, распространяемую недоброжелателями компании «Транснефть», - заявил советник президента «Транснефти» Игорь Демин, и тут же перевел тему в криминальное русло. - Считаю необходимым вспомнить, когда был взорван несколько лет назад автомобиль первого замминистра финансов России А. П. Вавилова рядом со зданием министерства, никто не назвал это косяком в работе Минфина».

BBC сообщила, что европейские компании Total и Eni заморозили платежи за апрельские поставки российской нефти и готовы платить за некачественную нефть только после того, как будет определен размер ущерба и компенсации.

«Строго говоря, это не нефть, и никто в России не способен четко объяснить, кто кому будет компенсировать убытки и когда это произойдет», - пишет русская служба BBC со ссылкой на источники.

Власти Белоруссии, в свою очередь, заявили, что из-за попадания дихлорэтана в трубопровод на Мозырском НПЗ вышло из строя оборудование. Президент РБ Александр Лукашенко оценил ущерб в «сотни миллионов долларов».

Ущерб Белоруссии может составить $270-435 млн., подсчитала газета «Ведомости». В сумму ущерба входят средства на ремонт или замену оборудования на белорусских НПЗ, недополученная выручка за транзит и недополученная прибыль от переработки нефти.

Таким образом, ущерб за загрязнение нескольких миллионов тонн транспортируемой по нефтепроводу «Дружба» нефти огромен и выплачивать его придется российским компаниям. Но каким? Видимо, тем, которые будут признаны причастными к этому ЧП. Прямо или косвенно.

Выскажу свое личное мнение, что не считаю эту аварию случайной. То есть, по-моему, это не авария, а саботаж.

Не могу не согласиться с экспертом компании Rusenergy Михаилом Крутихиным, который считает, что небольшие «нефтекомпании из Самарской области, которые следствие подозревает в загрязнении, — это не виновные, а козлы отпущения». И, действительно, фирмы с такими микроскопическими объемами нефти не могли заразить дихлорэтаном миллионы тонн нефти, причем не в одной цистерне и не в одном хранилище, а в трубопроводе, который протянулся на 9 тыс. километров. Для реализации такого масштабного саботажа «нужно было бы впрыскивать туда плохую нефть на протяжении двух месяцев или даже больше», отмечает Крутихин.

Известный эксперт четко определяет круг возможных саботажников: «Все компании, которые на самом деле могли поставить такую нефть, — крупные, как «Роснефть». Мы видим, что «Роснефть» провела проверку и объявила, что у них все в порядке. Но поскольку проверку провела сама «Роснефть», а не независимые эксперты, то верить в это нельзя», - считает Крутихин.

Любопытный момент – незадолго до инцидента «Роснефть» объявила публичные закупки дихлорэтана. Дихлорэтан закупали также дочка «Роснефти» «Башнефть» и «Татнефть». Дихлорэтан используется для прочистки каналов на парафинистых месторождениях, а также как растворитель для промывки скоплений нефтяных остатков. Хлорорганика (дихлорэтан и трихлорэтан) используется и на НПЗ в процессе риформинга.

Одним словом, круг крупных компаний, подозреваемых в загрязнении нефтепровода «Дружба» дихлорэтаном с умыслом или по небрежности, довольно узок.

Но платить многомиллионные компенсации, скорее всего, придется все же «Транснефти», которая не может отрицать, что контроль за содержанием хлорорганики в нефтепроводе она не производила. А посадят, надо полагать, тех самых стрелочников, которых уже, так сказать, повязали, но которые вменяемых им в вину преступлений, как я считаю, не совершали. Хотя нельзя исключить того или иного принуждения со стороны неизвестных нам крупных акторов, внутренних или внешних. В большинстве известных случаев масштабного саботажа или диверсий их инициаторы, как правило, действуют через свою прокси-агентуру. Если в данном случае это так, то назначенные на роль стрелочников, надо думать, предпочтут отсидеть срок, чем сдать заказчика и рисковать своей шкурой.

Мои источники среди российских силовиков допускают, что к загрязнению нефти дихлорэтаном может быть причастен, как это ни фантастически звучит, клан супругов Клинтон, заинтересованных в подрыве репутации России и имеющих свою «спящую» агентуру в РФ.

Вычислить виновных в загрязнении нефти теоретически можно, просто подняв отчетность по закупкам дихлорэтана крупнейшими российскими компаниями и проверив его реальный расход. Однако в текущей реальности о достоверности ведущейся в российском нефтегазе отчетности могут говорить лишь люди, не знакомые с негласными традициями и суровыми нравами российской нефтянки.

Как бы то ни было, по итогам этого резонансного саботажа приходится констатировать, что в России сегодня, возможно, вывести из строя крупнейшую энергетическую магистраль, поставив тем самым под угрозу национальную безопасность ряда европейских государств и нанеся репутации России огромный ущерб, не говоря уже о материальных убытках.

Последние новости