Соц-арт. Политическое искусство

В субботу, 3 марта, Государственная Третьяковская галерея представляет масштабный выставочный проект Соц-арт, который состоит из двух выставок: Политическое искусство в России и Политическое искусство в Китае. Выставка пройдет в рамках программы 2 Московской биеннале современного искусства.

Впервые московской публике предложена ретроспектива культового направления отечественного неофициального искусства последних десятилетий XX века. Кроме того, параллельно экспонируется широкая панорама самобытного и популярного на Западе, но мало известного в России политического искусства Китая. Проект Соц-арт, вслед за проектами Сообщники, Русский поп-арт продолжает программу крупных аналитических выставок, демонстрирующих некогда маргинальные, а теперь общепризнанные направления искусства прошлого века. Соединение в одном выставочном пространстве двух вариантов стиля российского, ставшего родоначальником направления, сформулировавшего основные характеристики понятия соц-арт, и современного динамично развивающегося китайского political art проявляет специфику каждого из них, обостряет восприятие их национального, политического, географического своеобразия.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО В РОССИИ представляет соц-арт в хронологическом развитии от московского проекта В.Комара и А. Меламида 1972 года до работ последних лет А. Виноградова и В. Дубосарского. Соц-арт возник в неофициальном искусстве СССР как реакция и пародия на доминирующий официозный стиль социалистический реализм. Термин соц-арт был придуман по аналогии со словом поп-арт творческим дуэтом В. Комара и А. Меламида в 1972 году. Так ими был назван проект из нескольких ироничных картин для очередной квартирной выставки.

На выставке Политическое искусство в России представлены произведения художников: Ю. Аввакумова, Н. Алексеева, В. Бахчаняна, Г. Брускина, А. Виноградова и В. Дубосарского, Д. Врубеля, группы Гнездо, Э. Гороховского, С. Гундлаха, В. Захарова, К. Звездочетова, И. Кабакова, А. Калимы и мн. др. В общей сложности в состав экспозиции вошло около 300 произведений из собрания Третьяковской галереи, частных собраний Владимира Антоничука, Антонио Пикколли, Владимира Семенихина, Александра Смурзикова, галерей Риджина, XL, Галереи Марата Гельман*а, а также из мастерских художников.

Реклама на веке

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО В КИТАЕ представляет нонконформистское направление, появившееся лишь после смерти Мао Цзэдуна (1976), когда возникли условия для трансформации китайского общества. Выставка группы Движение звезд в 1979 году обозначила начало нового искусства, живопись перестала быть инструментом политического влияния, но стала выражать взгляд художника на окружающую действительность. Находясь в русле соцреализма, официального направления китайского искусства, художники настойчиво разрабатывали собственные приемы в живописи, скульптуре, видео-арте, инсталляции и фотографии. Кроме того, благодаря глобализации, современное искусство Китая испытывает влияние художественных практик зарубежных стран. Вместе с тем оно продолжает оставаться наследником великой художественной культуры.

Темой произведений современного искусства стала реакция китайцев на стремительное изменение страны и интеграцию Китая в международное сообщество. Художники political art выбрали в качестве главного источника вдохновения критическое наблюдение за многомиллионным обществом, которое с 1980-х годов переживает грандиозную трансформацию. Таким образом, выставка в Третьяковской галерее не только знакомство с модным и актуальным искусством, но и способ постижения страны и ее противоречий. Экспозиция Политическое искусство в Китае представляет произведения сорока трех известных современных художников. Экспозиция делится на три раздела: Полит-поп, Университеты, Индивидуальный опыт и представляет вниманию зрителей пятьдесят шесть работ. Выставка открыта с 3 марта по 1 апреля 2007 года

*
Марат Гельман внесен Минюстом в реестр иностранных агентов
Реклама на веке
Тематическая выставка Русское чудо Анастасия Стоцкая не стерпела маниакальную ревность мужа