Создать проблему – решить проблему: зачем в Думе предложили накормить россиян «просрочкой»

Сначала запрещаем магазинам возврат просрочки поставщикам, усугубляя договорные отношения между сторонами торгового процесса и провоцируя на этом фоне рост цен на отдельные категории товаров, а после становимся примером всех мировых щедрот, и предлагаем торговым сетям отдать все лишнее нуждающимся.

Мерило человеческого счастья – материя, которую довольно сложно определить, тем более, что счастье для каждого измеряется в чем-то своим. Зато российские парламентарии, похоже, точно знают, как сделать население счастливым. Можно, к примеру, начать раздавать россиянам бесплатные продукты. С таким предложением накануне выступил глава думского комитета по труду – депутат от фракции «Единая Россия» Сергей Вострецов.

Впрочем, в предложении Вострецова кроется одна, прямо скажем, не очень приятная для населения деталь. Более того, есть в ней несколько моментов, которые, мягко говоря, сложно назвать заботой о нуждающихся россиянах. Очень хочется верить в то, что инициативой парламентария движут реальные заботы о чаяниях малоимущих. Вот только последовательность событий, запущенная его коллегами по Госдуме и фракции «Единая Россия в частности, наводит на совсем другие мысли.

Депутат-единоросс, как выяснилось, предлагает раздавать гражданам страны продукты, срок годности которых истекает. По его мнению, в российских магазинах можно было бы организовать специальные отделы, в которых посетителям были бы доступны бесплатные продукты с истекающим сроком хранения. В беседе с журналистами одного из российских изданий парламентарий отметил, что уже готов сформулировать эту инициативу, выделив ее в полноценный законопроект. «В стране, граждане которой пережили многолетнюю войну и блокаду, выбрасывать на помойку продукты, которые не удалось реализовать – просто кощунственно», - добавил депутат. По его словам, практика бесплатной раздачи продуктов гражданам сегодня существует во многих странах мира.

Реклама на веке

Иными словами, пока в Италии (не самой, повторимся, богатой стране Европы) малоимущим гражданам предлагают ввести безусловный доход – ежемесячные выплаты вне зависимости от трудоустройства, пока в ряде западных стран продукты питания раздают нуждающимся в довольно пристойном их виде, депутат от крупнейшей в российском парламенте политической силы предлагает решить проблему бедности за счет просрочки. Сразу же возникает вопрос, а не под эту ли инициативу народные избранники в ноябре минувшего года не без критики со стороны экспертного сообщества и представителей рынка приняли решение запретить торговым сетям возвращать поставщикам скоропортящиеся товары, которые им так и не удалось реализовать в течение срока годности. Стратегически эта законодательная «многоходовка» выходит просто гениальной: сначала запрещаем магазинам возврат залежалой просрочки поставщикам, усугубляя договорные отношения между сторонами торгового процесса и провоцируя на этом фоне рост цен на отдельные категории товаров, а после становимся примером всех мировых щедрот, и предлагаем торговым сетям отдать все нераспроданное нуждающимся.

Впрочем, риторика депутата Вострецова в этом смысле выглядит несколько более взвешенной. «Что мешает российским торговым сетям проводить такие же акции? Создать специальные отделы, куда передавались бы продукты, примерно за сутки до истечения срока годности. Разумеется, что наши магазины всегда пытаются продать все, что есть, до самого последнего момента, делают разные скидки. Но даже со скидками некоторые товары людьми не раскупаются, в результате все эти продукты отправляются на помойку», - посетовал парламентарий.

По словам депутата, если торговые сети согласятся на регулярное проведение таких социальных акций, федеральные власти в этом случае могли бы их как-то поощрить. «Такие торговые сети следовало бы поддерживать, предоставляя им налоговые льготы. Но это в обязательном порядке не должна быть разовая акция, а постоянная программа», - добавил Вострецов. Он также добавил, что для супермаркетов раздача бесплатных продуктов могла бы превратиться в довольно мощную рекламу.

Нет уверенности в том, какую позицию занимал Сергей Вострецов в день, когда его коллеги по нижней палате российского парламента принимали упомянутый выше закон о запрете возврата продуктов поставщикам, но вывод напрашивается не самый лестный. Выходит, что российские законодатели снова сыграли в давно уже привычную игру: создали проблему, чтобы позднее героически ее решить. При всем нашем уважении к социальным акциям супермаркетов, следует признать, что бизнес в целом и торговые сети в частности в Западных странах существуют в несколько иных условиях – высокая покупательская способность большей части населения, адекватные условия ведения бизнеса и так далее.

Что же касается российского бизнеса, то зажатые в фискальных тисках, надзорных ограничениях и прочих проблемах российские торговые сети иногда действительно оказываются не в состоянии что-то раздавать. Более того, принятый в ноябре закон о запрете на возврат продуктов поставщикам, заставляет торговые сети компенсировать риски повышением собственной маржи в цене, подписанием договоров с новыми условиями, закупке партий меньшего объема и переориентации на продукцию с более низкой закупочной ценой, а соответственно и качеством. Результат очевиден, скоропортящиеся продукты либо пропадут с полок российских магазинов, либо сильно вырастут в цене, либо нанесут торговым сетям серьезный ущерб. В таких условиях супермаркетам, простите, не до социальных акций. Но в бедности россиян, высоких ценах и прочих проблемах страны первым делом обвинят именно ритейлеров.

Реклама на веке
Богатеем на бумаге: Росстат «нарисовал» российской экономике рекордный рост «Рабству» конец: россиян освободят от необходимости поверять бытовые счетчики