Удары по Сирии: были ли они законными?

Оправдывая нанесение воздушных ударов по Сирии, США, Британия и Франция делают упор на необходимости соблюдения международного запрета на применение химического оружия, снижения химического арсенала президента Асада и предотвращения дальнейших химических атак на гражданское население Сирии, пишет bbc.com.

Премьер-министр Тереза Мэй утверждает, что Британия всегда была на стороне соблюдения международных норм и стандартов в своих национальных интересах и в интересах организованного мирового сообщества в целом. Однако в официальном правовом обосновании только что проведенной операции правительство Британии подчеркивает, скорее, необходимость защищать население Сирии от дальнейшего ущерба.

С юридической точки зрения призыв осуществлять исполнение международного права в отношении химоружия силовыми средствами возвращает мир к эпохе до подписания Хартии ООН, которая позволяет государствам использовать силу для самозащиты, а также при необходимости для защиты населения от уничтожения собственной властью. Применение силы в более широких целях - для поддержания международной безопасности - также возможно. Однако для таких действий необходимым условием является получение мандата от Совбеза ООН.

Это соглашение предполагает взвешивание необходимости для государства самозащиты перед действующей или предстоящей угрозой в случаях, когда требование применения силы не может быть обычным инструментом международной политики. Следовательно, международное право с 1945 года не допускает нанесения военных ударов в виде возмездия, с целью проучить другое государство или, как это было совершено, в виде ответных мер. Ответные меры в принципе являются не допустимыми действиями, но могут быть оправданы, имея целью принудить страну к исполнению ее международных обязательств.

Реклама на веке

В 1981 году Совбез ООН осудил Израиль за нападение на озиракский ядерный реактор в Ираке. Израиль аргументировал это тем, что объект в будущем мог быть использован для производства оружия массового поражения. Был также подвергнут критике удар США, нанесенный якобы по оборудованию для химоружия в Судане в 1998 году в ответ на нападения на посольства США в Кении и Танзании.

В рассматриваемом случае три страны, осуществляя удары, берут нас себя ответственность за принуждение Сирии к выполнению ее обязательств по соблюдению Конвенции по химоружию. Сирия присоединилась к Конвенции в 2013 году в рамках дипломатического урегулирования после того, как не были утверждены намерения Британии и США совершить воздушные удары по Сирии после страшной химической атаки в Восточной Гуте. Конвенция запрещает производство, хранение и применение химического оружия, ее подписали не менее 192 стран.

Сирия также связана дополнительными обязательствами, содержащимися в резолюции Совбеза по уничтожению запасов ее химического оружия. Что и было достигнуто в сентябре 2014 года, и это является впечатляющим примером международного сотрудничества, в том числе с Россией.

Однако с тех пор зарегистрировано около 40 случаев голословных сообщений о применении в Сирии химоружия. ОЗХО имеет возможности для отправки своей миссии с целью расследования, действительно ли применение химоружия имело место.

Процесс возложения ответственности был утвержден в прошлом году совместно ОЗХО и Совбезом, в прошлом году процесс нацелился на правительство Асада, и Россия наложила вето на его возобновление, так же, как и на новый механизм, связанный с ответственностью за химатаку в Думе. Россия предложила собственный механизм проведения расследований, ему противодействуют западные страны и не достает поддержки.

Три страны аргументируют свое нападение на Сирию тем, что у них не было шанса получить на это полномочия от Совбеза. Они заявляют, что исполнили международную функцию поддержания правопорядка по надежному запрещению применения химоружия в целом и по принуждению Сирии к исполнению обязательств в частности.

Эта аргументация некоторым образом напоминает вторжение в Ирак в 2003 году, которое, как предполагалось, должно было заставить Багдад выполнить свои обязательства по разоружению, наложенные Совбезом, но при этом не было санкционировано Совбезом. В апреле прошлого года президент Трамп направил 59 ракетных ударов по сирийской авиабазе в г. Шайрат, заявив, что объект причастен к химатаке в г. Хан Шейхун.

Блокирование в Совбезе открывает возможности для такого рода аргументации. Конвенция позволяет применение силы Совбезом в серьезных случаях, таких, как в Думе. Но Совет не смог договориться даже о процессе установления ответственности, не говоря уже о решительных действиях по пресечению применения химоружия.

Заявление трех стран о своем праве действовать вместо Совбеза в качестве мировых органов соблюдения важнейших международных правил, естественно, вызывает сопротивление некоторых сторон. Россия уже заявила о вопиющем нарушении запрета на применение силы. Генеральный секретарь ООН также подчеркнул необходимость уважать главенство Совета Безопасности.

Со времени событий в Косово в 1999 году ООН придерживается положения о том, что международные действия могут быть предприняты для спасения населения при неминуемой угрозе. Однако обязанности по обеспечению защиты распространяются исключительно на действия, санкционированные Совбезом. Тем не менее, некоторые государства заявляют о своем праве действовать, когда Совбез не может этого сделать.

Что касается иракской войны 2003 года, тогда прозвучала 45-минутная речь о якобы имеющемся у Ирака оружии массового поражения. Чтобы обосновать необходимость упреждающей самозащиты против нападения, которое может случиться в будущем, Британия утверждала, что Ирак имеет оружие массового поражения и оно может внезапно достичь британских военных баз на Кипре. Но никаких подтверждений о планировании Багдадом подобной атаки не было, и от этой аргументации отказались. Точно так же сейчас нет никаких указаний на то, что Сирия готовила нанесение удара по США, Британии или Франции.

Реклама на веке
Охранник Освенцима пойдет под суд как несовершеннолетний Житель Благовещенска избил бывшую возлюбленную и ошпарил ее кипятком