Украинский выбор: не верь, не бойся, голосуй!

В последний день марта на Украине состоятся президентские выборы, которые пройдут в обстановке рекордно низкого доверия граждан к государственным институтам и элитным группам.

Согласно недавнему опросу, данные которого приводит Михайло Минаков, аналитик Центра Вудро Вильсона в Вашингтоне, только 8% граждан Украины доверяют Верховной Раде, а президенту Петру Порошенко - 16%.

Данные социологических опросов также показывают, что 80% населения Украины недовольны действиями президента. И, похоже, что недовольство ситуацией в стране и ее правящими группами является сильным фактором, побуждающим украинцев голосовать: 79% респондентов выразили намерение принять участие 31 марта в народном волеизъявлении.

Президентская гонка на Украине начинается на фоне крайне мотивированного, но разочарованного электората, которому предложено на выбор 39 кандидатов из 44 изначально зарегистрированных украинским ЦИК.

Реклама на веке

Зарегистрированные кандидаты делятся на две группы. В первую группу входят те, кто имеет шанс на значимое участие в кампании. Согласно январскому опросу, проведенному социологическим агентством «Рейтинг», только шесть из них получили поддержку пяти и более процентов избирателей. Это (в порядке снижения рейтинга) Владимир Зеленский, Юлия Тимошенко, Петр Порошенко, Юрий Бойко, Анатолий Гриценко и Олег Ляшко. Во вторую группу входят так называемые спойлеры, которые служат своим спонсорам - вбрасывают в публичные дебаты компромат на конкурентов своего патрона, манипулируют общественным мнением и привлекают представителей своих спонсоров в местные избирательные комиссии. Эта имеет решающее значение при подсчете голосов, пишет вашингтонский аналитик, так как на грядущих выборах как никогда ранее высока вероятность фальсификаций.

Другая функция технических кандидатов - запутать избирателей. Например, президентский бюллетень будет включать двух кандидатов, имена которых написаны как «Ю. Тимошенко» - Юлия и Юрий Тимошенко. Иные невнимательные сторонники «газовой принцессы» могут ошибочно проголосовать за неизвестного Юрия Тимошенко в огромном списке из четырех десятков кандидатов.

С ноября 2018 года по январь 2019 года рейтинги Юлии Тимошенко неуклонно стагнировали. Тем не менее, Тимошенко наряду с Владимиром Зеленским остается в списке трех самых популярных кандидатов.

Президент Порошенко несколько улучшил свой рейтинг в течение 30-дневного периода военного положения в ноябре-декабре 2018 года и в результате своей кампании за объединенную автокефальную церковь. Однако он остается пока на третьем месте. Его команда прилагает усилия для прохождения Порошенко во второй тур президентских выборов, надеясь использовать на этом этапе свой административный ресурс.

Согласно данным опроса, проведенного социологической группой «Рейтинг» в конце февраля, шоумен и бизнесмен Владимир Зеленский лидирует в электоральном рейтинге, действующий президент Петр Порошенко - на втором месте, на третьем – лидер партии «Батькивщина» Юлия Тимошенко.

В то же время украинские букмекеры ставят на Порошенко. Так, контора «Фаворит спорт» дает на победу Порошенко коэффициент 1.57, на Зеленского – 2.8, на Тимошенко – 5.5. У букмекеров фирмы Parimatch также лидирует действующий президент: у него – 2.1, у Зеленского – 2.4, у Тимошенко – 4. Букмекеры UAbet видят будущим президентом Порошенко – 1.8, на втором месте – Тимошенко с 2.5, Зеленский третий – 4.5.

Почему действующий президент Порошенко, занимающий согласно социологическим опросам второе-третье место, по букмекерским раскладам оценивается как наиболее вероятный победитель?

«Дело в том, что букмекерские котировки меняются под воздействием ставок: чем больше денег ставится на тот или иной исход, тем ниже становится коэффициент. Таким образом, для того, чтобы вывести Порошенко в фавориты президентской гонки в букмекерских линиях, нужно просто поставить на его победу сумму, которая бы превосходила все деньги, поставленные на победу его конкурентов.

При том, для этого достаточно всего лишь нескольких сот тысяч долларов, что для команды «шоколадного короля» Украины вполне по силам. Смысл такой манипуляции в том, чтобы повлиять на общественное мнение, продемонстрировав, что действующий глава государства является фаворитом президентской гонки. Немалое, если не ключевое, значение имеет поддержка будущего главы украинского государства Соединенными Штатами.

Российский военный аналитик Александр Собянин в интервью для «Века» заявил, что Вашингтон делает ставку одновременно на Порошенко и Зеленского, который, будучи выдвиженцем Коломойского, работает на американский глобальный фонд Vanguard, английских и французских Ротшильдов. По мнению российского эксперта, США устроит как Порошенко, так и Зеленский, французам и англичанам более люб Зеленский, немцам – Порошенко.

Многое может измениться за время, оставшееся до выборов, пишет эксперт Института Брукингса (Вашингтон) Стивен Пайфер. Порошенко неплох для страны, которая находится в состоянии войны, но он страдает от широко распространенного мнения, что Украина движется в неверном направлении. Тимошенко выдвинула популистскую платформу, которая может понравиться избирателям, но может оказаться неприемлемой для международных доноров, и, кроме того, Тимошенко, как пишет Пайфер, имеет высокие негативные оценки в опросах общественного мнения (как и Порошенко). Зеленский, который изображает президента Украины в телевизионном комедийном шоу, кажется чистым листом; ему еще предстоит подробно рассказать о том, что его президентство будет значить для страны или кто будет составлять его команду.

Никто не получит необходимые 50% плюс один голос, чтобы победить 31 марта, считает американский аналитик: «Украинцы вернутся на выборы, чтобы провести второй тур между двумя лучшими избирателями. Выборы могут быть грязными, но они, безусловно, будут оспорены, и сейчас никто не может с уверенностью сказать, кто победит. Это отличает украинскую демократию от большинства других на постсоветском пространстве».

Западные эксперты отмечают тот факт, что экономическая ситуация на Украине за время, прошедшее с 2014 года, сильно ухудшилась.

Сейчас за чертой бедности живет больше украинцев, чем до Майдана. В 2014 году 15% были отнесены к категории бедных; но в прошлом году эта цифра подскочила на 10%, пишет Дженни Детмер на сайте «Голоса Америки». Война в Донбассе не помогает. Украина утратила контроль над прибыльными промышленными и угледобывающими районами в сепаратистских регионах Донецк и Луганск. Киев должен был разорвать тесные экономические и промышленные связи с Москвой после свержения Януковича, и экономика держится на плаву благодаря многомиллиардным международным кредитам. Отсутствие экономических возможностей вынуждает молодых украинцев бежать, опустошая население. Только в 2017 году 662 тыс. украинцев, больше, чем представителей любой другой страны, получили вид на жительство в государствах - членах ЕС.

В этой ситуации возможны любые неожиданности и сенсации. В Киеве циркулирует шутка: «В течение многих лет мы голосовали за серьезных людей, и все, что мы получили, это фарс. Так почему бы не проголосовать за комика и посмотреть, что получится?»

Большинство украинцев намерено участвовать в предстоящих 31 марта президентских выборах. Однако около 20% избирателей не определились. Многие напрочь потеряли то небольшое доверие к правительству. Атмосфера недовольства создала возможность темной лошадки: комика Владимира Зеленского.

По мере того, как дата 31 марта становится ближе, нарастает ожесточенность конкуренции между лидерами президентской гонки. Зеленский сообщает, что в отношении него собираются завести уголовное дело, в украинских соцсетях множатся видео, на которых избирателям предлагают мзду за то, чтобы они голосовали за Тимошенко. Порошенко уже пустил в ход свой административный ресурс. Сообщается, что в марте украинцы, обратившиеся за субсидиями для покрытия растущих коммунальных расходов, начнут получать госдотации живыми гривнами.

Как бы то ни было, кто бы ни стал новым президентом Украины, для России это мало что изменит. Две страны останутся в состоянии гибридной войны и неразрешимых территориальных споров, что делает их геополитическими врагами на обозримую перспективу.

Реклама на веке
Эксперты подсказали молодым предпринимателям несколько способов получить средства на развитие бизнеса В «Авито» выяснили, где дешевле ухаживать за собой