Виртуальный лохотрон

Россияне все чаще в последнее время прибегают к совершению покупок через Интернет, поняв, что такая форма торговли экономит не только их время, но и деньги. В 2006 году объем рынка интернет-продаж в России составил 1,5 млрд. долларов и вырос по сравнению с 2005 годом на 50%.

Однако, до насыщения этого рынка еще далеко, поскольку процесс приучения к совершению покупок через Интернет будет продолжаться еще несколько лет, - заявил РБК daily директор аналитического департамента J`son Partners Борис Овчинников. С ним согласны и сами участники рынка. Рынок Интернет-продаж в России растет в последнее время стабильно вместе с увеличением числа пользователей сети. При этом оснований для прекращения этого роста в будущем нет, - отмечают в пресс-службе интернет-холдинга eHouse. Эта бизнес-среда с 2000 года растет среднегодовыми темпами 50-70% в год.

В случае, если с российской экономикой ничего не произойдет, такая тенденция продолжиться еще несколько лет. Далее возможна диверсификация по темпам роста, - считает PR-директор магазина Ozon.ru Михаил Ятковский.

Впрочем, юрист МРОО ОЗПП Общественный контроль (www.ozpp.ru) Павел Морозов небезосновательно считает, что объемы интернет-продаж в России сегодня сдерживаются наличием на рынке компаний, стремящихся заработать на так называемой дистанционной торговле хороший капитал, но абсолютно не выполняющих прописанные в российском законодательстве нормы. Тем самым подрывается позитивный имидж всей этой формы торговли.

Реклама на веке

В ОЗПП очень часто обращаются потребители, которые приобретают через интернет-магазины, как позже выясняется, некачественный товар, - заявил Веку Павел Морозов. Причем, количество таких обращений-жалоб можно назвать если не массовыми, то многочисленными это уж точно.

По словам юриста ОЗПП, наибольшее число претензий потребители предъявляют к таким интернет-магазинам, как Vasko.ru, ELEKTROTEHNIKA.RU, 003.ru и ряду других. Практика нашей работы по данным обращениям свидетельствует о том, что многие интернет-магазины грубо нарушают правила действующего российского законодательства, - продолжает Павел Морозов. В частности, они не соблюдают нормы ФЗ О рекламе, ФЗ О защите прав потребителей, Гражданского кодекса и других нормативно-правовых актов. Этому способствует недостаточное правовое регулирование этого сегмента рынка. Достаточно сказать, что термин Интернет-магазин вообще отсутствует в законодательстве РФ.

Как объяснил Веку господин Морозов, зачастую недобросовестные интернет-магазины сбывают товар, который обычным путем продать затруднительно либо серый, либо бывший в употреблении, либо просто всякий хлам. Отстоять свои права потребитель, столкнувшийся с подобным продавцом, может без особых проблем, но только в случае, если известен его адрес (фактическое место нахождения). Но, как правило, эти важные данные некоторые интернет-магазины и не сообщают, при продаже товара вручая покупателям через курьера чеки с реквизитами организаций-невидимок, типа ООО Валента, ООО Денвер и т. п.

Заметим, что с подобными интернет-магазинами ОЗПП, образно говоря, не церемонится. В январе нынешнего года, к примеру, по иску этой организации мировой судья участка 278 района Вешняки г. Москвы оштрафовал некоего ИП Шашкова З. В., зарегистрированного во Владимирской области на сумму свыше 34 тыс. рублей за продажу интернет-магазином ELEKTROTEHNIKA.RU москвичу С. вдребезги разбитой стиральной машины.

Характерно, что работники данного интернет-магазина использовали отработанную большинством сомнительных предприятий виртуальной торговли схему пострадавшему потребителю товар в упаковке был доставлен лицами, которые отказались представить свои полномочия, - говорит Павел Морозов. При этом под разными предлогами они отказались вскрыть упаковку, а после получения денег тут же исчезли.

В связи с этим юрист ОЗПП советует покупателям убедиться, что интернет-магазин имеет фактический адрес места нахождения, не требует произвести предоплату, готов представить потребителю все необходимые документы, а уже затем производить покупки. В противном случае, реальность может оказаться виртуальной.

Реклама на веке
Тимченко заработает на политических беспорядках Злостный работодатель РЖД