18+
  1. Хакасии денег не занимать

Хакасии денег не занимать

Хакасии денег не занимать
Власти республики все-таки не смогли выправить финансовое положение региона. Москва пошла на введение казначейского сопровождения, фактически – внешнего управления Хакасии. В России это первый (наряду с Костромской областью) случай.

Причина такого шага – огромный госдолг Хакасии, который почти приблизился к уровню ее доходов. Как писал ранее «Век», в конце декабря министр финансов РФ Антон Силуанов раскритиковал положение дел в ряде регионов, в том числе и в Хакасии. Глава Минфина заявил, что республика наращивает долги и не выполняет свои финансовые обязательства. Одна из причин – низкое качество управления. Бюджет Хакасии на 2018 год был принят со следующими параметрами: доходы - 26,3 млрд. рублей, расходы – 27,687 млрд. рублей. Дефицит составит 1,3 млрд. рублей. Госдолг республики при этом по состоянию на декабрь 2017 года превышал 24 млрд. рублей. Если смотреть цифры в динамике, становится ясно, что за последние 10 лет госдолг РХ рос ежегодно резкими скачками в 1,5-2 раза. В 2009 году – 1,3 млрд. рублей, в 2010-м – 2,1 млрд. рублей, к 2012 году – уже 4,5 млрд. рублей, в 2014-м – 10,8 млрд., 2015 год – 16,6 млрд., а в 2016-м – уже 22,8 млрд. рублей.

Власти РХ тяжелое положение не отрицали, но настаивали на том, что Хакасия влезла в кредиты по не зависящим от нее причинам - сказались колебания рыночных цен на уголь и металлы, от которых зависит наполняемость бюджета. Также более 10 млрд. рублей республика потеряла от изменений в федеральном налоговом законодательстве, которые, в частности, касались порядка уплаты налога с продаж, транспортного налога, централизации водного налога и доходов от уплаты акцизов на алкогольную продукцию. Глава Хакасии Виктор Зимин при этом в ноябре заявлял, что идет «плодотворная работа» с федеральным центром и на начало 2018 года госдолг региона сократится сразу в три раза. Но случилось иначе.

В конце января Федеральное казначейство РФ заявило, что принимает экстренные меры в отношении Хакасии и Костромской области. «Речь идет о регионах, общий объем долговых обязательств которых по предоставленным бюджетным кредитам составил свыше 80% доходов их собственных бюджетов. Новый бюджетный кредит будет предоставлен только при условии перевода этих регионов на полное кассовое обслуживание в казначейство с открытием лицевых счетов и санкционированием расходов - зарплат, коммунальных расходов, социальных выплат. Мы будем применять бюджетные инструменты, которые используются на федеральном уровне. Это механизмы казначейского сопровождения, механизмы учета бюджетных обязательств, недопущение принятия обязательств сверх суммы установленных лимитов законом о бюджете, недопущение скрытой кредиторской задолженности», - заявил ТАСС глава ФК Роман Артюхин.

Примечательно, что глава Республики Хакасия Виктор Зимин и члены правительства региона до сих пор никак не прокомментировали жесткое решение Москвы. Республика может похвастаться развитой экономикой. На ее территории расположены Саяно-Шушенская ГЭС – одна из крупнейших в мире, два алюминиевых завода, крупные сельхозпредприятия. Потенциал налоговой базы налицо. Так отчего же рос госдолг? Глава Верховного Совета РХ Владимир Штыгашев считает, что Хакасия попала в сложную ситуацию из-за существующих межбюджетных отношений, которые ущемляют интересы регионов. «Хакасия - один из богатейших субъектов России по экономическому потенциалу. С налоговых доходов только энергетической отрасли мы могли бы содержать всю экономику республики. Но ситуация сложилась так, что почти 90% всех средств уходит в федеральный центр. В РФ мы являемся монополистами по производству молибдена и ферромолибдена. Наша алюминиевая и угледобывающие отрасли - это 900 тыс. тонн металла и 23 млн. тонн качественного угля. Если бы мы получали налог на прибыль здесь, на месте, доходы бюджета Хакасии составляли бы 34-45 млрд. рублей, а не 18-20. Мое мнение: в целом выправление ситуации зависит от федеральных органов власти. Сегодня централизованы все полномочия. Но, и об этом уже неоднократно говорил наш президент, необходимо вернуться к справедливым межбюджетным отношениям, справедливому распределению налогов, тогда проблема госдолга, с которой сейчас столкнулись многие регионы, не будет стоять так остро», - заявил спикер республиканского парламента «Веку».

Уточним, что, по данным ВС РХ, объем государственного долга Хакасии на 1 января 2018 года составлял 24 млрд. 600 млн. рублей. Из них облигационные займы и коммерческие кредиты - 10,021 млрд. рублей, бюджетные - 14,588 млрд. рублей. «Теперь казначейство будет пропускать финансирование из республиканского бюджета только на первоочередные расходы. Минфин РХ не сможет направлять деньги бюджета на второстепенные расходы и брать новые банковские кредиты», - прогнозирует глава города Абакан Николай Булакин.

Очевидно, что решение Федерального казначейства будет иметь политические последствия для руководства Хакасии. Весь вопрос, как скоро и в каких масштабах. «Известно, что у Виктора Зимина хорошие отношения с Сергеем Шойгу. Но этот ресурс не бесконечен. Руководство Хакасии экономику полностью провалило. Можно также вспомнить, сколько за последние годы было уголовных дел в отношении членов правительства региона. «Черную метку» Зимин, возможно, еще не получил, но уже близок к этому. Тем более, что всегда в любом регионе есть силы, которые не прочь сменить руководство», - заявил «Веку» красноярский политолог Александр Чернявский.

В то же время и Москве придется задуматься о том, где она перегнула палку в межбюджетных отношениях. Если до недавнего времени регионы лишь глухо роптали, то теперь с критикой межбюджетных отношений открыто выступают не только аутсайдеры вроде Хакассии, но и такие регионы-доноры, как Татарстан, руководитель которого Рустам Миниханов выступил с критикой Минфина РФ на недавнем Гайдаровском форуме.

Последние новости