Эфир без Ники

Сезон раздачи кинонаград традиционно завершается вручением Ники, и ее фавориты часто отличаются от лауреатов других российских премий. Но в этот раз эксперты главных кинопремий страны назвали лучшим режиссером года Киру Муратову.

Вручение Ники традиционно завершает премиальный сезон в кино, и ее предпочтения имеет смысл сравнивать с предпочтениями Золотого орла. Но это сопоставление затрудняется тем, что у Орла особый, некалендарный год, в который периодически попадают фильмы, выпущенные раньше. К примеру, Настройщик Киры Муратовой появился в 2004 году, но академия Орла рассмотрела его только 2006-м. Со своей стороны, академия Ники почему-то сочла Первых на Луне Алексея Федорченко фильмом 2004 года, хотя тогда его почти никто не видел и не смог оценить по достоинству, и выключила из списков 2005 года, хотя сейчас он мог бы изменить ее премиальный расклад.

И наконец, последний дисбаланс внес Александр Сокуров, попросивший Нику и Орла не рассматривать его картину Солнце. К этому времени обе академии уже запустили механизмы первичного голосования, и Орлу пришлось попросту вычеркнуть Солнце из числа уже объявленных номинантов, тогда как Ника сочла просьбу Сокурова запоздавшей и оставила картину в номинациях. Чем и вызвала у своих академиков головную боль как голосовать за превосходный фильм, если его создатель против того, чтобы ты это делал?

Если же вернуть Солнце в число истинных номинантов Орла и учесть результаты прошлого года, главные сходства-различия в списках лучших работ можно свести к следующим:

Реклама на веке

Сходство:

В номинации Лучший фильм у Ники и Орла два общих кандидата Итальянец Андрея Кравчука и Солнце Александра Сокурова.

Режиссер, которого выделили эксперты (Ника в прошлом году, Орел в этом) Кира Муратова в Настройщике.

Сценарий, который отметили Орел и Ника, Космос как предчувствие Александра Миндадзе.

Общий оператор Юрий Клименко (Космос как предчувствие).

Общие художники Елена Жукова и Юрий Купер (Солнце).

Общий композитор Дато Евгенидзе (9 рота).

Актеры, чью работу в этом году номинировали обе премии Никита Михалков в Статском советнике и Михаил Пореченков в 9 роте.

Актрисы Алиса Фрейндлих в фильме На Верхней Масловке (в этом году) и (если учесть прошлый год) Алла Демидова (Настройщик).

Различие:

И Орел, и Ника отметили в числе лучших фильмов Космос как предчувствие Алексея Учителя и 9 роту Федора Бондарчука, тогда как критики с журналистами отнеслись к этим картинам более скептически.

Академия Ники никак не отметила Турецкий гамбит, имевший на Орле целых пять номинаций. Объяснение простое в числе учредителей Орла фигурирует могущественный Первый канал, выпустивший Гамбит, и орлята приносят ему свою дань. У Орла есть свои фильмы, поощряемые вне зависимости от их реальных сравнительных достоинств.

Все тайное становится явным, и все более явным становится желание Орла съесть конкурента. Ибо чем еще можно объяснить, что 1-й и 2-й центральные каналы, ранее охотно транслировавшие церемонию Ники, теперь дружно отказываются это делать, а НТВ до сих пор не дало ее устроителям согласия на эфир?

Реклама на веке
«Русалка» Анны Меликян выдвинута на «Оскар» Не судите книжку по обложке