Электронные глаза вместо человеческого фактора.

Электронные глаза вместо человеческого фактора.
Фото: http://www.gazprom.ru/
Ни для кого не секрет, что добыча и транспортировка газа – производство, связанное с повышенной опасностью и требующее постоянного контроля. Протяженность газопроводов «Газпрома» оставляет более 170 тыс. км.

Большая часть газотранспортной инфраструктуры расположена в труднодоступных местах, что обуславливает сложность с постоянным наблюдением за сохранностью системы.

Для того, чтобы постоянно контролировать целостность трубопроводной системы, традиционно используются вертолеты, поскольку другими способами совершить инспектирование трубопроводов просто не возможно – труднодоступная местность, отсутствие дорог, производственных баз не позволяет содержать штат инспекторов и организовать им доступ к ряду участков газопроводов для контроля.

Оценивать состояние газопроводов при помощи вертолетов довольно эффективно, но есть существенный минус – затраты. Содержать вертолетный парк, тратить средства на топливо, обеспечение технического содержания, зарплаты пилотов и авиатехников – достаточно дорогое удовольствие: например, один летный час вертолета типа Ми-8 обходится в сумму около 80-100 тысяч рублей. С учетом общей длины трубопроводной системы «Газпрома» можно предположить, что затраты на вертолетные облеты транспортной системы обходятся компании в довольно внушительные суммы.

Реклама на веке

Для снижения затрат и внедрения современных цифровых систем контроля за техническим состоянием газопроводов в 2017 году «Газпром» полностью модернизировал механизм визуального контроля газопроводов. Теперь вместо пилотируемых воздушных судов аэросъемка ведется с помощью беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). В 2016 в тестовом режиме были успешно апробированы первые беспилотные летательные аппараты. Основываясь на положительном опыте проведения работ по патрулированию трасс магистральных газопроводов с помощью БПЛА, дочерняя структура «Газпрома» - ОАО «Газпром космические системы», расширила опыт применения БПЛА и осуществляет методическое сопровождение работ и обеспечивает единообразие всех стандартов, применяемых к услугам аэросъемки, а также обеспечивает интеграцию информации итогов воздушного патрулирования в единой базе данных в единых форматах. Ожидается, что с июля месяца ежемесячный налет беспилотных летальных аппаратов составит более 70 тыс. км. в месяц.

Применение БПЛА позволяет избежать «человеческого фактора», ведь раньше обследование трубопровода проводилось визуальным методом - вертолеты облетали трубопроводы, а сидящие в них специалисты «вживую» наблюдали происходящее «с высоты птичьего полета» и фиксировали все в бумажном или электронном виде, что зачастую становится причиной снижения корректности получения данных при облетах на вертолете и получения объективной ситуации на трассе трубопровода.

Использование БПЛА для мониторинга позволяет вовремя выявлять и ликвидировать утечки нефти, незаконные врезки, несанкционированную деятельность третьих лиц на объектах, пожары и места захламления. Также беспилотный мониторинг позволяет производить оценку состояния продуктопроводов и осуществлять контроль близлежащих территорий и деятельности на ней. Приборы, установленные на БПЛА, позволяют получать данные как в видимом, так и инфракрасном спектре, поэтому мониторинг трубопроводов можно выполнять днем и ночью в любое время года.

Функционал программного обеспечения позволяет послойно просматривать ортофотопланы с разными датами съемки, а также хранить большой объем базы данных и производить фильтрацию фотоматериала. Технология применения БПЛА позволяет качественно оценить ситуацию на объектах нефте- и газодобывающих компаний как в режиме реального времени, так и при последующем анализе сохраненных данных. Видео- и

фотоматериалы имеют привязку к географическим координатам, времени и дате осуществления съемки.

Однако сэкономить можно не только путем замены вертолетов на беспилотники – даже сам процесс организации закупок БПЛА позволяет добиться снижения затрат. В «Газпроме» уже много лет существует Департамент корпоративных затрат под руководством Михаила Сироткина, основной функцией которого является контроль над затратами Группы компаний «Газпром» и поиск возможностей их оптимизации. Так, в рамках подготовки к использованию БПЛА Департаментом Сироткина в конце 2016 года была проведена работа по предквалификации потенциальных участников закупок для оказания услуг по мониторингу трасс магистральных газопроводов с помощью беспилотников. В результате проведения закупок было выбрано 3 исполнителя работ, являющихся лидерами в области отечественного производства и эксплуатации БПЛА, готовых технически обеспечить требования «Газпром». Организованный Департаментом Михаила Сироткина процесс закупок позволит «Газпрому» существенно сэкономить. Патрулирование при помощи беспилотников обойдется «Газпрому» в 2 раза дешевле патрулирования на вертолетах. Только в 2017г. (в результате доработки нормативных документов и внедрения беспилотных летальных аппаратов) совокупные расходы «Газпрома» по статье затрат «Услуги стороннего транспорта. Авиатранспорт» были снижены более чем на 660 млн. руб. (от уровня лимита 2016 года). При этом качество отчетных материалов, получаемых в результате патрулирования газопроводов, значительно повысилось.

Реклама на веке
Развод Абрамовича накануне президентских выборов Российский газ поставлен под сомнение