Чкалов: жизнь, отданная небу

Чкалов: жизнь, отданная небу
Фото: http://24smi.org
В субботу жители Нижегородской области отметили 115-летие со дня рождения своего великого земляка, Героя Советского Союза Валерия Чкалова. Он родился 2 февраля (20 января по старому стилю) 1904 года в селе Василево Нижегородской губернии. Сейчас это город Чкаловск. Он прожил всего 34 года, но многое успел.

В праздничных мероприятиях участвовали дочь Чкалова Ольга Валерьевна,а также внук Валерий Игоревич Чкалов, которые передали для музейной экспозиции в Чкаловске копию знаменитого «Глобуса пилотов и первооткрывателей», хранящего автографы участников легендарного беспосадочного перелета через Северный полюс в Америку на АНТ-25, совершенного в 1937 году, а также автографы многих советских космонавтов и американских астронавтов. Празднества в Чкаловске завершились 3 февраля конкурсом патриотической песни «Под крылом самолета».

Народная память о Чкалове не померкнет

Вспоминали в эти выходные дни Чкалова и в Оренбурге. Дело в том, что еще при жизни великого летчика, в 1937 году, с учетом его заслуг перед страной этот город был переименован в Чкалов. И просуществовало такое название полных 20 лет, вплоть до пертурбаций хрущевских времен. В центре Оренбурга находится памятник Чкалову, установленный еще в предвоенные годы. Большая экспозиция посвящена ему и в Оренбургском музее космонавтики, который был открыт с первых лет покорения космоса, потому что, как говорят местные жители, «до Байконура рукой подать» и космонавты здесь частые гости.

Реклама на веке

Героический перелет Чкалова через арктические льды в американский Ванкувер в 1937 году вызвал восхищение во всем мире. Его встречали на всех континентах как своего, как человека Земли, покорившего небо. Это сравнимо с тем, как спустя четверть века мир рукоплескал нашему Гагарину, первым из землян поднявшемуся в космос. Не удержался от «величайшего восхищения подвигом мистера Чкалова и его команды» даже президент США Франклин Рузвельт, направивший на его имя поздравительную телеграмму «со словами высочайшего уважения». По сей день она хранится в музее Чкаловска.

Он был летчиком от Бога

В своих воспоминаниях Чкалов писал, что сколько себя помнит, всегда мечтал о небе. Хотя в юности ему, выпускнику ремесленного училища, довелось поработать и молотобойцем в кузне, и кочегаром ходившего по Волге парохода «Баян». Потом Чкалов научился летать в школе ОСОАВИАХИМ. По комсомольской путевке он поступил в летное училище. В общем, биография его начиналась обычно по тем временам, а вот жизнь оказалась героической. И даже трудно представить, что он мог бы не пойти в авиацию. Ведь тогда у нашей страны не было бы этого летчика от Бога.

Чкалову довелось испытать свыше 70 типов самолетов, в том числе хорошо показавших себя потом в войне с гитлеровской Германией, - И-15, И-16, И-180. Лично он разработал и первым продемонстрировал новейшие в мире фигуры высшего пилотажа. Это, в первую очередь, так называемый «восходящий штопор» и замедленная «бочка».

Три раза Чкалова сажали на гауптвахту за незапланированные полетным заданием действия. «Воздушный хулиган», как его называло командование, любил поэкспериментировать в полете. Самый известный его трюк - пролет под мостом на Неве.

«Хулиганом» Чкалову пришлось быть недолго – до вызова в Кремль. Сталин спросил у уже известного летчика, почему тот не берет в опасные испытательные полеты парашют. Он ответил, что думает не о своем спасении, а о спасении дорогой новой машины. «Такой летчик, как Чкалов, для нас дороже любых самолетов», - сказал вождь.

После этих сталинских слов о Чкалове все уже заговорили как о новаторе. За свою короткую жизнь Валерий Чкалов разработал и выполнил 15 фигур высшего пилотажа, многие из которых спасли немало жизней летчиков в годы Великой Отечественной войны. А о том самом «хулиганском» пролете под мостом позже стали говорить, что он «доказал необходимость в боевой обстановке умения пилотирования на критически малых высотах».

20 июля 1936 года экипаж в составе Чкалова, Байдукова и Белякова на новом АНТ-25 совершил беспосадочный перелет протяженностью 9374 км из Москвы через Северный Ледовитый океан в Петропавловск-Камчатский и далее на остров Удд (ныне остров Чкалов). Самолет летел 56 часов и приземлился на песчаной косе острова в Охотском море. За этот подвиг командир и члены экипажа были удостоены звания Героя Советского Союза. Интересно, что когда в 1937 году экипаж Чкалова совершил еще более значимый беспосадочный перелет Москва - Северный полюс - Ванкувер (США) протяженностью 8504 км, власти ограничились награждением летчиков орденами Красного Знамени – «дважды героев» тогда еще не было.

«Это был летчик от Бога. Такими героями, как Чкалов, мы вправе гордиться. Он и его поколение в те далекие годы доказали всему миру, что мы умеем делать самолеты, способные преодолевать расстояния в 10 и более тысяч километров, и у нас есть высококлассные пилоты, умеющие на них летать», - сказал во время торжеств 2 февраля старший научный сотрудник Оренбургского музея космонавтики Ярослав Гайдукевич.

Трагедия на Ходынском поле

В 1938 году при испытании нового самолета на Ходынском поле рядом с военным авиазаводом Чкалов трагически погиб. Есть разные версии случившегося. Одна из них гласит о том, что погубила его безмерная народная любовь и зависть к его славе со стороны отдельных кремлевских руководителей, боявшихся дальнейшего возвышения Чкалова. Но это, скорее всего, своеобразная легенда. Нельзя забывать о том, что испытание новых крылатых машин – дело весьма опасное. И на этот раз тоже, скорее всего, подвела новая необкатанная техника, которую только еще предстояло «довести до ума». И случилось то, что случилось.

Чкалов разбился 15 декабря 1938 года при попытке посадить экспериментальный самолет. Это был первый полет истребителя конструкции Поликарпова, на который предполагалось заменить устаревающий И-16. При заходе на посадку отказал двигатель. На пути падающего самолета стоял барак. Чкалов стал убирать шасси, чтобы перелететь его, но они были специально заклинены на время испытаний – как всегда, хотели как лучше, чтобы летчику не тратить время на выпуск шасси при аварии. Чкалов попытался отвернуть в сторону. Но врезался в какую-то бетонную конструкцию. Его выбросило на землю. При падении он ударился головой о железную балку. Тогда еще защитных гермошлемов не было... До находящейся неподалеку Боткинской больницы его довезти не успели. На месте трагедии установлен памятный камень с сообщением о случившемся в декабре 1938 года.

В одной из газет тех времен статья в траурной рамке вышла под заголовком «Жизнь, отданная небу». Небо забрало его у нас. Летчик-герой Чкалов захоронен у Кремлевской стены.

Реклама на веке
Пенсионная реальность наступает: Италия и Испания ставят российскую реформу под сомнение Американские военные в Ираке будут следить за Ираном