Жизнь в наценках

Снизить высокий рост инфляции в России на данном этапе развития торговой сферы без хирургического вмешательства вряд ли кому удастся. Гражданам остается смириться с тем, что потребительские цены будут расти и дальше такими темпами, которые в период кризиса ломают все законы рыночной экономики.

Об этом можно судить по мониторингу, проведенному Федеральной антимонопольной службой (ФАС) России, результаты которого это ведомство обнародовало в четверг.

Изучив недавно практику осуществления расчетов торговых сетей с поставщиками продуктов питания (молока, хлебобулочных изделий, мяса, колбасы, рыбы, крупы, макаронных изделий, соков и напитков) в Санкт-Петербурге, специалисты ФАС схватились за головы, выяснив, что различные наценки и выплаты в розничной цене продовольственных товаров достигают от 20% до 60%.

Для того, чтобы картина была наиболее полной, антимонопольщики проанализировали 40 договоров с поставщиками и производителями, заключенными в период с 2005 года по первое полугодие 2008 года сетями «Пятерочка», «О´Кей», «Дикси» и «Лента», суммарно занимающими 60% рынка продуктовой розницы Санкт-Петербурга. Кроме того, дополнительно в целях встречной проверки специалисты ФАС запросили документы еще у 16 поставщиков.

Реклама на веке

Вывод ФАС оказался неутешительный – на многие товары при минимальной наценке торговых сетей в 10-15% средняя наценка составляет 30-40%. «Довеском» в 20-25% к конечной цене товара являются дополнительные выплаты производителей и поставщиков в пользу торговых сетей, затраты на предоставление торговым сетям товарного кредита, выражающегося в отсрочках платежей за поставленную продукцию. В этот список входят также всевозможные бонусы, штрафы, оплата маркетинговых услуг и другие финансовые стимулы.

Изучив документы, антимонопольщики пришли к выводу, что доля дополнительных выплат производителей и поставщиков товаров торговым сетям составляет от 5% до 40% от объема поставляемых в сеть товаров. При этом с каждым годом такие выплаты только растут. Так, если в 2005 году производители и поставщики бакалейных товаров выплачивали сети «Пятерочка» бонусы в объеме 1,93% от объема поставки, то в 2008 году – уже 22,75%, а в 2009 году бонусы по сравнению с 2008 годом возросли еще на 50-70%.

В конечном же итоге страдает потребитель, делает выводы ФАС, поскольку производители и поставщики вынуждены закладывать все эти дополнительные поборы в цену продукции, отпускаемой торговым сетям. Причем, происходит такое повсеместно, а не только в Санкт-Петербурге. В любом из российских городов, где присутствуют торговые сети, подобная практика стала уже обыденным явлением.

Между тем, вице-премьер Игорь Шувалов, выступая перед журналистами 10 марта после заседания правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики, заявил, что в 2009 году правительство РФ не будет ограничивать цены на продовольствие. По словам правительственного чиновника, данная мера может негативно сказаться на формировании стоимости продовольственной корзины. «Административно ввести потолок по какой-либо цене – это может ситуацию только ухудшить», - подчеркнул Шувалов.

Примечательно, что в этот же день, 10 марта, Росстат сообщил – в январе 2009 года продукты питания в РФ подорожали на 1,5%, в то время как в Евросоюзе за этот же период цены на них выросли на 0,5%. При этом статистическое ведомство отметило, что по сравнению с январем 2008 года цены на продовольствие в России выросли на 16,9%, в то время как в Евросоюзе – всего на 3,6%.

В годовом исчислении, сообщил тогда Росстат, макароны в РФ подорожали на 30,7%, крупа и бобовые – на 25,2%, мясо и птица – на 23,4%, хлеб – на 22,3%.

Реклама на веке
ТНК-ВР возглавит человек Вексельберга? Автолюбители выступили против дорогого бензина