Кризис выполнил «санитарную» функцию, убрав с рынка множество убогих туркомпаний

Кризис выполнил «санитарную» функцию, убрав с рынка множество убогих туркомпаний
После нереально холодной зимы, совпавшей с последними миазмами глобального финансового кризиса, наконец-то пришли теплые деньки. Экономика подрастает вслед за столбиком ртути в термометре. В воздухе пахнет летом и отпусками.

Туроператоры подсчитывают убытки и надеются отыграться за кризис в этом сезоне. Рынок говорит «Поехали!», но у природы на этот счет свое, особое мнение.

Российский рынок туристических услуг ушел в кризисное пике одним из первых. Объемы продаж путевок в дальние страны сократились почти вдвое уже зимой 2008 года. По данным консалтинговой компании «АМИКО», в первой половине 2009 года 51% граждан решил не тратиться на море, чаек и песчаные пляжи. Женщины, как всегда, оказались более предусмотрительными: о сокращении расходов на отдых они заявили в 54% случаев против 48% - у мужчин. При этом каждый пятый россиянин вообще не предусматривает в своем бюджете расходов на путешествия и туризм. Зато примерно четверть населения (24%) в прошлом году позволила себе не экономить на отдыхе. В Москве и Санкт-Петербурге эти показатели достигли 36% и 35% населения соответственно. В Северо-Западном регионе в целом трат на отпуск не сократили 33% жителей. В Центральном и Южном их доля составила 28%, в Приволжье – 23%. Если рассматривать рынок в страновом разрезе, то антилидером рейтинга стал Китай: здесь падение составило 59%. На втором месте – Италия, «похудевшая» на 20 %. В спину ей дышит Турция, ушедшая в 19-процентный минус.

«В связи с кризисом многие россияне стали выбирать более бюджетные варианты отдыха. Львиную часть путевки в Китай составляет стоимость авиабилетов, поэтому россияне предпочитают Китаю Турцию и Египет, которые находятся ближе», -прокомментировали Веку» ситуацию в консалтинговой компании «АМИКО». Проблемы в экономике основательно подкорректировали объем предложения туристических услуг. По итогам 2009 года в Федеральный реестр Ростуризма попало около 4 с половиной тыс. российских турфирм, что почти на 1,5 тыс. меньше, чем в позапрошлом году. Можно сказать, что в каком-то смысле кризис рынку подсобил.

Реклама на веке

«Кризис выполнил «санитарную» функцию, убрав с рынка множество убогих туркомпаний, не имевших ни своей «ниши», ни своей постоянной клиентуры», - объяснил «Веку» генеральный директор компании «Арт-Тур» Дмитрий Арутюнов. Перспективы этого лета аналитики и туроператоры оценивают в целом позитивно. Рынок в настоящее время демонстрирует восстановление и к началу отпускного периода по самым смелым прогнозам может выйти на показатели докризисного лета 2008 года. Спрос на отдых в теплых краях подпитывается неплохой макроэкономической динамикой и крепнущими надеждами граждан на то, что их благосостояние в ближайшем будущем, по крайней мере, не ухудшится.

По данным Росстата, индекс потребительской уверенности, отражающий совокупные потребительские ожидания населения, в I квартале 2010 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года поднялся сразу на 10 процентных пунктов. При этом потребительский оптимизм вырос во всех возрастных группах: у молодежи в возрасте 16-29 лет и лиц среднего возраста (от 30 до 49 лет) - на 9%, у пожилых (от 50 лет и старше) - на 10%. Индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России на краткосрочную перспективу также вышел в плюс и составил 1%, что выше уровня IV квартала 2009г. на 6 пунктов. На возможные положительные изменения в экономике указали 25% респондентов против 21% в IV квартале прошлого года. Снизилось число закоренелых пессимистов (21% против 25%). Иными словами, россияне более или менее оклемались от кризиса, они психологически готовы тратить и могут позволить себе небольшую компенсацию за пережитый стресс в виде пары недель блаженного ничегонеделанья под ярким солнцем Кемера или Шарм-Эль-Шейха. Казалось бы, покупай путевку, пакуй чемоданы и – в путь, но, как показала прошлая неделя, не все в этом мире зависит от цен на нефть, котировок доллара и количества денег в карманах. Так некстати пробудившийся вулкан Эйяфьятлайокюдль на несколько дней парализовал авиасообщение между Россией и Европой и изрядно подпортил настроение как самим путешественникам, так и турагентствам.

По разным оценкам, было отменено от 20 до 30 туров, запланированных на майские праздники. Больше всего отказников на западноевропейских маршрутах – Великобритания. Франция, Чехия, ведь именно оттуда не смогла выехать большая часть российских туристов. Пока речь идет лишь о переносе поездок на более поздние сроки, но кто знает, какой еще фортель выкинет исландская огненная гора с труднопроизносимым именем.

Как сообщил агентству Associated Press профессор геофизики университета Исландии Магнус Туми Гудмундсон, извержение может прекратиться завтра, но может продолжаться и нарушать нормальную работу авиатранспорта ещё несколько недель или даже месяцев. По его словам, пока есть достаточно льда, из вулкана будут выбрасываться клубы пепла, которые могут еще больше нарушить нормальную работу авиаперевозчиков.

Реклама на веке
Несговорчивый «Газпром» Молчание зурабовских ягнят