О воздушном летании на Руси

Никто не оспаривал приоритет братьев Монгольфье в области воздухоплавания до тех пор, пока не увидели свет «научные изыскания» российского историка-любителя А. И. Сулакадзева. После смерти Александра Ивановича в 1901 году впервые была опубликована его рукопись под названием «О воздушном летании на Руси с 906 лета по Р.Х.».

В ней содержалась такая запись: «1731 год. В Рязани при воеводе подьячий нерехтец Крякутной фурвин сделал как мяч большой, надул дымом поганым и вонючим, от него сделал петлю, сел в нее, и нечистая сила подняла его выше березы, и после ударила его о колокольню, но он уцепился за веревку, чем звонят, и остался тако жив, его выгнали из города, он ушел в Москву, и хотели закопать живого в землю, или сжечь. Из записок Боголепова».

Кто же такой С.М. Боголепов, оставивший потомкам столь сенсационную историю? Оказывается, рязанский полицмейстер, он же дед Сулакадзева по материнской линии, передал внуку «записки своей жизни, кои весьма драгоценны, о царствованиях и происшествиях». Так вот, слово «фурвин» исследователи поначалу трактовали как «большой мешок». И получалось, что чиновник Крякутной совершил полет на аналоге теплового аэростата более чем на полстолетия раньше братьев Монгольфье.

Так это или нет - в кругах отечественных воздухоплавателей сегодня практически не спорят. Большинство исследователей однозначно заявляет, что в этой истории желаемое больше выдавалось за действительное. Кто-то что-то где-то слышал... Да и записи своего деда Сулакадзев мог отредактировать так, как ему хотелось. Не случайно Александра Ивановича с его подмоченной репутацией исследователя древностей современники называли «Мюнхгаузеном от истории».

Реклама на веке

Первый полет аэростата в России состоялся 5 декабря 1783 года на набережной Невы у Эрмитажа. Тогда в воздух поднялся выписанный из Франции беспилотный тепловой аэростат диаметром около полуметра. Это был необычный подарок на именины Екатерине Великой. К сожалению, через несколько месяцев императрица охладела к модному европейскому увлечению. По другой, более прозаической версии, она просто опасалась пожаров. А потому весной следующего года последовал указ, запретивший полеты аэростатов в России «под страхом заплаты пени 20 рублей в Приказ общественного призрения и взыскания вреда, ущерба и убытка тем причиняемого». В письме во Францию Екатерина II разъяснила такой указ тем, что в России многие строения деревянные, а крыши со¬ломенные, загоревшийся шар может стать причиной огромного пожара.

Запрет на полеты шаров был снят внуком императрицы Александром I. Уже 30 июля 1803 года в небо поднимается первый россиянин генерал С.Л. Львов. Кстати, полет был коммерческим, за место в корзине Сергей Лаврентьевич выложил целое состояние — 2000 рублей. Пилотировал аэростат знаменитый французский аэронавт Андре Жак Гарнерен. Воздушный шар, стартовавший в Санкт-Петербурге, поднялся на высоту 3000 метров и перелетел Финский залив. Невиданное по тем временам достижение! А первой женщиной-воздухоплавателем стала княгиня Прасковья Юрьевна со знаковой фамилией Гагарина. Ей было 39 лет, когда 2 октября 1803 года на воздушном шаре вместе с французским аэронавтом она взлетела от места нынешнего Курского вокзала и приземлилась в подмосковной усадьбе Остафьево. Первым же русским воздухоплавателем, самостоятельно покорившим небо на воздушном шаре собственной конструкции, стал штаб-лекарь И.Г. Кашинский. Это знаменательное событие произошло в октябре 1805 года в Москве. С середины ХIХ века в России начинается стремительное развитие воздухоплавания. Лишь несколько фактов. Декабрь 1869 года, военный министр Д.А. Милютин формирует Комиссию «для обсуждения вопросов о применении воздухоплавания к военным целям». Июнь 1870 года, первый подъем первого русского военного аэростата. 1875 год, Д.И. Менделеев выдвигает идею создания аэростата с герметичной гондолой для исследования высотных слоев атмосферы. 1878 год, в Петербурге по инициативе О.С. Костовича организован первый в России воздухоплавательный кружок. 1885 год, Александр III одобрил инициативу «развития у нас воздухоплавания, голубиной почты и формирование кадров аэронавтов». В Петербурге создана первая специальная воинская воздухоплавательная команда под руководством генерал-майора М.М. Борескова и легендарного аэронавта А.М. Кованько. В разные годы в дореволюционной России были созданы различные общества: Русское общество воздухоплавания (Спб, 1880 г.), воздухоплавательный отдел Императорского Русского технического общества (ВО ИРТО), Общество воздухоплавания в Москве (проект, 1898 г.).

Как раз в эти годы Федор Сологуб пишет, а затем и публикует свой роман «Тяжелые сны». Но на время перелетим в наши дни…

На шаре вокруг Земли

Говорят, чудес на свете не бывает. С этим можно было бы согласиться, если бы не существовало воздухоплавания. Необыкновенно красивые полеты шаров по природе своей сказочно загадочны и каждый раз неповторимы. Уникальность ощущений пребывания на аэростате заключена, прежде всего, в преодолении силы земного притяжения, в свободном парении над землей.

Март 1999 года в истории современного воздухоплавания был отмечен поистине историческим событием: двум отважным пилотам впервые удалось совершить 20-дневный кругосветный полет на газовом аэростате. После приземления швейцарца Бертрана Пикара (к слову, он внук Огюста Пикара, который первый в мире достиг стратосферы на воздушном шаре) и англичанина Брайана Джонса спросили, что они чувствовали, пролетая над территорией более 20 стран, среди которых были и такие, где происходили военные конфликты, и в ответ услышали: «Мы находились в другом мире, где никто ни с кем не воюет. Это очень близко к раю».

Воздухоплавание – это действительно «другой мир». С 1783 года, когда братья Монгольфье впервые продемонстрировали полет теплового аэростата, сменилось не одно поколение людей. Невиданных высот достиг технический прогресс, а часть человечества продолжает покорять воздушный океан стародревним способом. И это не просто чудачество, экзотика, это, прежде всего, преодоление собственной инертности, испытание характера, силы воли, ну, и, конечно же, неуемная жажда приключений.

Я давно знаком с удивительным человеком Федором Конюховым. Он первым в мире покорил пять полюсов нашей планеты: Северный географический (трижды), Южный географический, Полюс относительной недоступности в Северном Ледовитом океане, Эверест (полюс высоты) и Мыс Горн (полюс яхтсменов). Первый россиянин, которому удалось выполнить программу «Большой Шлем» (Северный полюс, Южный полюс, Эверест). Соотечественник, которому покорились «7 Вершин мира» - поднялся на высочайшие вершины каждого из континентов. Мореплавателям памятны его одиночные переходы через океаны на весельных лодках. Но я особо горжусь причастностью Федора Конюхова к российскому воздухоплаванию.

После Бертрана Пикара и Брайана Джонса в июне 2002 года с шестой попытки Землю в одиночку облетел на воздушном шаре американец Стив Фоссетт. Федор Конюхов о подобном полете задумался еще в 1992 году. Тогда, находясь в базовом лагере Эвереста, узнал, что за год до этого была совершена успешная экспедиция по перелету через эту высочайшую вершину на воздушном шаре. С того времени Конюхов и вынашивал мысль облететь нашу планету. В путешествие вокруг света он отправился 12 июня 2016 года. Поднялся в небо с западного побережья Австралии. Во время этого полета он не раз заглядывал смерти в лицо. Обледенение оболочки, неожиданный взрыв баллона с кислородом, температура в гондоле достигала критических минусовых отметок, шар чудом обогнул грозовой фронт… В итоге Федор установил несколько мировых достижений. Главные – он с первой (!) попытки в одиночку за 11 дней (!) облетел земной шар. Международная Федерация Аэронавтики (FAI) официально утвердила его мировой рекорд - 268 часов вокруг света на воздушном шаре.

Более всего воздухоплавательное сообщество России радует то, что Федор Конюхов заболел небом всерьез и надолго. В его планах - покорение новых высот. В ноябре 2005 года пилот из Индии Виджайпат Синганья установил абсолютный рекорд, поднявшись на аэростате на высоту 21 километр. Федор Конюхов планирует превзойти этот результат, покорив стратосферу на отметке 25 километров. В настоящее время в Англии на фабрике Cameron Balloons в Бристоле практически готов самый большой воздушный шар, из когда-либо созданных за всю историю воздухоплавания. Объем оболочки 100 000 кубометров. Представьте, в ней могут уместиться два «Боинга»! Общий вес конструкции (оболочка, гондола, горелки, топливо) - 1 672 килограмма». Когда состоится рекорд? Следите за новостями!

Реклама на веке
Политолог Валерий Соловей: в Кремле боятся протестов и принимают ошибочные решения Карантин не помог спасти жизни и возможно повлёк за собой только большие смерти, считает лауреат Нобелевской премии