В России могут появиться опустевшие торгцентры

На рынке коммерческой недвижимости меняется эпоха. Отголоски начавшегося в США несколько лет назад резкого спада интереса к крупным торговым центрам, который может привести к закрытию четверти действующих объектов, начали ощущаться и в России.

Спрос на площади в крупных торговых центрах в России резко снижается. В следующем году в стране не будут сдаваться в эксплуатацию торговые объекты площадью 100 тыс. кв. м. и более, предупреждают аналитики «Магазина магазинов». Из крупных торгцентров в Москве откроется только «Город Косино», площадь которого превысит 89 тыс. кв. м, однако средняя площадь новых столичных торговых центров ограничится 9,3 тыс. кв. м, что в 4 раза меньше, нежели средняя площадь торговых объектов, сданных в 2015 году.

Ведущий аналитик «Магазина магазинов» Ярославна Шилова в беседе с «КоммерсантЪ» говорит, со стороны и арендаторов, и покупателей большим спросом пользуются относительно маленькие торговые центры. Эксперты отмечают, спрос на офлайн-магазины снижается по мере увеличения объемов онлайн-торговли. В компании «Data Insight» указывают, в январе-июне россияне потратили на интернет-заказы 725 млрд рублей, что на 26% больше, чем годом ранее. А вот ходить в торговые центры жители страны стали меньше. В «Watcom Group» подсчитали, загруженность посетителями столичных торговых центров за последние 6 лет упала на 13%, а в магазинах, специализирующихся на продаже обуви и одежды, за 3 года стало на 18% меньше покупателей.

По прогнозу гендиректора «Familia» Константина Надеждина, если нынешняя экономическая ситуация сохранится, закрытие ожидает 5-7% онфлайн-магазинов fashion-рынка. Однако о полном исчезновении традиционных магазинов одежды и обуви говорить не стоит – интернет-продавцы вынуждены будут сохранить как минимум шоурумы, в которых потенциальные клиенты смогут ознакомиться с продукцией.

Реклама на веке

В свою очередь, торговые центры, чтобы сохранить привлекательность и для арендаторов, и для посетителей, вынуждены больше площадей отводить под развлекательные зоны. Глава департамента торговой недвижимости «JLL» Полина Жилкина говорит, если в 2008 году под индустрию развлечений отводилось 4% площадей, то сейчас – 13%, а в некоторых торговых центрах этот показатель достигает 32%. Глава департамента торговой недвижимости «Cushman & Wakefield» Оксана Мостяева подтверждает, наличие больших развлекательных зон позволяет нарастить трафик на 15-20%.

Реклама на веке
Как нам жить на «островке стабильности» Киев и Москва приблизились к продлению газового контракта