После февраля 2022 года западные страны во главе с США ввели санкции, а также ограничили продажу Москвой сырой нефти до 60 долларов за баррель. Однако последние данные и высказывания официальных лиц говорят о том, что этот шаг оказался не более чем временной неудачей для России.
Контртактика Кремля, направленная на перенаправление нефтяных грузов из Европы в дружественные страны Азии, оказалась чрезвычайно успешной. Она помогла сохранить позиции России на рынке в качестве третьего по величине производителя нефти в мире (после США и Саудовской Аравии) и второго по величине экспортера.
В среду (27 декабря 2023 года) в интервью телеканалу «Россия-242, которое цитирует агентство Reuters, вице-премьер России Александр Новак заявил, что эта тактика сработала очень хорошо.
«Основными партнерами в нынешней ситуации являются Китай, доля которого (в нашем экспорте) выросла примерно до 45-50%, и, конечно, Индия. Раньше поставок в Индию практически не было. За два года общая доля поставок в Индию достигла 40 %», - отметил он.
Новак добавил, что доля Европы в российском экспорте нефти снизилась до 4-5% с примерно 40-45%. Агрегаторы данных также указывают на отсутствие спада в российском производстве, за исключением временного спада сразу после введения западных санкций в первом и втором кварталах 2022 года.
В настоящее время страна добывает около 10,6 миллиона баррелей в день (б/с) - эта цифра включает в себя ограничение добычи примерно на 500 000 б/с в рамках соглашения ОПЕК+. Это незначительно выше уровня добычи в январе 2022 года.
В среднем около половины добытой Россией нефти экспортировалось в течение большей части 2023 года - темпы, которые поддерживались и поддерживаются благодаря Пекину и Дели. По данным S&P Global Commodity Insights, август стал единственным заметным исключением в этом году. Это тоже было связано с простоем инфраструктуры.
Западное ограничение цены в 60 долларов за баррель также выглядит нелепо: индийские и китайские покупатели платят значительно больше этой цифры.
В рамках ценового ограничения западным танкерным операторам и страховщикам было запрещено предлагать услуги для судов, перевозящих российскую нефть, которая торгуется с премией в 60 долларов. Однако Россия доказала, что умеет пользоваться большим флотом теневых танкеров, застрахованных не в странах Большой семерки или Европейского союза.
Маловероятно, что в ближайшей и среднесрочной перспективе Китай и Индия потеряют аппетит к российской нефти. Об этом недавно рассказали чиновники из Министерства нефти Индии.
В своем выступлении в парламенте страны они отметили, что иногда на Россию приходилось до 40 % спроса в стране. Это 1,95 миллиона баррелей в сутки из общего объема индийского импорта, составляющего около 5 миллионов баррелей в сутки, пишет Indian Express.
Страна утверждает, что ее решение покупать российскую нефть обеспечивает как стабильность рынка, обусловленную «поглощением» нефти, от которой отказывается Европа, так и выгодную сделку для индийских потребителей. «С дипломатической точки зрения мы суверенная страна и можем сказать, что мы делаем то, что хорошо как для страны, так и для всего мира», - сказал один из индийских чиновников.
Поэтому, если динамика глобального нефтяного рынка существенно не изменится, 2024 год вряд ли будет отличаться от 2023-го для московской казны.