События пришествия в мир Бога, смерть Богочеловека Иисуса Христа на Кресте и Его воскресение воспринимаются верующими не как притча или назидательный рассказ, не как миф, а как исторический факт. То, что случилось в определенном месте и в определенное время – «при Понтии Пилате».
Современная культура по-своему понимает, что такое празднование знаменательных дат, связанных с жизнью выдающихся исторических деятелей. Будь то день рождения всенародно почитаемого героя или годовщина смерти поэта, или любая другая памятная дата из жизни замечательных людей, мы отдаем дань памяти и чествуем самого виновника торжества.
Когда же мы говорим о празднике Воскресения Христова, то мы не просто вспоминаем то событие, которое произошло более 2000 лет назад, говорим не просто о событии из биографии любимого Учителя и Чудотворца. Для христианина событие Воскресения Христова оказывается центральным событием и его личной биографии. Мы входим в радость праздника, когда понимаем, что «Христос воскресе» – это не только о том, что произошло с Богочеловеком, это и обо мне. Но как же прикоснуться к этому опыту?
В Евангелии говорится о том, что Воскресению Христову предшествуют предательство, страшные страдания и смерть на Кресте. Пасхи без Креста не бывает. Поэтому вхождение в опыт глубокого, радостного, личного переживания Воскресения Христова – это дело не одной светозарной пасхальной ночи, это то, к чему человек идет всей жизнью.
На жизненном пути мы нередко встречаемся с тем, что можно назвать несением нашего собственного креста – со скорбями, несчастьями и бедами. Всё в нас этому противится, всё внутри говорит, что так быть не должно. И, действительно, Творец мира не создал зла, он при сотворении ввел человека в рай. И при этом Он наделил человека потрясающим и страшным даром свободы. Этот дар связан с тайной любви, и без свободы её быть не может. Но свобода связана и с выбором другого пути, пути отделенности, автономности от того, кто тебе свою любовь предлагает. Но автономия от Источника жизни и радости – это тьма смерти и боли. Не входя в подробности этой темы, заметим, что человечество пошло именно этим путём. Мы можем констатировать, что так есть. Грех ввел в мир смерть, и в этом мире очень много боли. И Бог насильно не изымает никого из-под действия тех законов, которые действуют в мире.
Крест Христов говорит о том, что Бог приходит к человеку и что Он с человеком в опыте самой предельной его боли и горя. Поэтому когда в нашу жизнь входит опыт переживания наших невзгод, мы можем закрыться и остаться один на один со своей болью, мы можем еще больше удалиться от Бога, возроптав на Него, но, с другой стороны, у нас есть возможность пустить Бога в свою жизнь, открыть сердце Ему навстречу. Тогда Он Сам, образно говоря, нисходит в ад нашей жизни и начинает разрушать этот ад изнутри. При этом нередко внешние обстоятельства могут не поменяться, но Бог наполняет светом нашу жизнь. Оказывается, что с Богом хорошо. И это плод Его Воскресения.
Христиане готовятся к встрече Пасхи, накладывая на себя пост. Время поста – это время покаяния, время усилий по перемене себя и своей жизни, время усиленной борьбы с грехом и дурными навыками. И это не только попытка в чистоте встретить праздник. Заглядывая в себя, человек видит, как грех действует в нем. Обрубаешь сорняки греха, а дурной корень дает новые побеги. В себе видишь, что именно грех вносит всякое разложение и растление в жизнь: лишает внутренней целостности и гармонии, расстраивает мир и добрые отношения между людьми и целыми народами, лишает радости общения с Богом. Грех вносит в жизнь всякий распад и лишает самой жизни. При борьбе с этой заразой человек понимает, что его сил на борьбу не хватает.
Поэтому такой радостью и надеждой охватывает душу весть о Воскресении Христовом! Христос приходит, чтобы победить грех и смерть. И весть о том, что смерть попрана, для человека открыт путь к жизни вечной, – это не обещание того, что будет когда-то потом. Человек может уже сейчас прикоснуться к опыту жизни с Богом. И этот опыт помогает преодолевать всякое нестроение, созданное грехом. Воскресение Христово низводит мир, гармонию и глубокую радость в душу человека. Лишь бы человек сам захотел на крестную любовь Спасителя ответить взаимной любовью и свободно избрать путь Христов.
Фото из архива автора.