На этом рынке, питерские власти устроили передел. Размер рынка – огромный. Доходы бюджета – мизерные. Совершенно очевидно (и мировая практика крупнейших компаний-операторов тому подтверждение), как необходимо организовать процесс, чтобы городская казна получала значительный доход от этого вида рекламы. К сожалению, ни губернатор Валентина Ивановна, ни ответственная за доходы бюджета от «наружки» Алла Юрьевна Манилова не могут принять правильные бизнес-решения. Стоимость сити-формата в Северной столице сейчас составляет 5-7 долларов в день. В то время, как в Нью-Йорке - $65, в Лондоне - $53.81, в Париже - $28.05, а в Берлине - $24.54. Это означает, что возможность роста поступлений в бюджет можно увеличить в 2-3 раза. Естественно, это требует инвестиций. Западные компании готовы вложить сотни миллионов долларов, однако, мэрия почему-то не привлекает зарубежных инвесторов.
Быть может, отсутствие деловой смекалки у двух высокопоставленных чиновниц тут не причем? Чтобы разобраться в вопросе, на биографии главы питерского Комитета по печати Аллы Юрьевны можно остановиться подробнее. Одним из ярких моментов в биографии госпожи Маниловой является ее участие в качестве главного редактора газеты «Невское время» в избирательной кампании ныне покойного главы Санкт-Петербурга Анатолия Собчака. В этот период Манилова проявила себя как «хороший исполнитель». Итогами называют «блага» в виде двухкомнатной 44-метровой квартиры в центре Санкт-Петербурга, которую Маниловой продала администрация города за 7,5 тысяч долларов, т.е. по стоимости оценки БТИ.
Дальнейшее карьерное движение Аллы Маниловой также отмечено подобными «подвигами». Так, незадолго до очередных выборов губернатора Санкт-Петербурга, Манилова сблизилась с супругой полпреда президента в СЗФО Виктора Черкесова, что, по мнению некоторых наблюдателей, позволило ей занять место в предвыборном штабе Валентины Ивановны. Разумеется, в последствии вытеснить супругу полпреда с плацдармов в администрации Матвиенко.
Некоторые примеры, по словам сослуживцев и знакомых, свидетельствуют о некоей злопамятности в характере Аллы Маниловой. Так, в связи с этим можно вспомнить историю с публикацией питерским журналом «Город» неудачного снимка тогдашней подруги госпожи Маниловой – гендиректора «Пятого канала» Марины Фокиной. Результатом публикации стало не только павшее на возглавляемый Маниловой Комитет по печати подозрение в конфискации тиража из розничной сети, но и выставление агентством «Метропресс» журналу «Город» так называемых «новых расценок» за право распространять издание. Новая цена равнялась 157 000 рублей в месяц.
Однако наибольшее количество достижений госпожи Маниловой относится как раз к регулированию ей рынка наружной рекламы Санкт-Петербурга. Идею повышения инвестиционной привлекательности подведомственного региона на рынке наружной рекламы губернатор Валентина Матвиенко предложила реализовать путем выделения лучшим налогоплательщикам рекламных площадей в городе. Бесплатно. В качестве стимула для дальнейшего повышения показателей по отчислениям в городскую казну. Выполнять поручение был уполномочен комитет Аллы Маниловой. Для законопослушных бизнесменов было выделено 78 рекламных щитов и баннеров, 8 плазменных экранов, площади в газетах «Петербургский дневник» и «Петербургская фотохроника». Выделением в качестве подрядчика заведовало предприятие «Петроцентр», которое предложило налогоплательщикам в качестве бонуса к бесплатным рекламным площадям проявить корпоративную социальную ответственность и все-таки заплатить. Например, маленький логотип на билборде обошелся бы компании в 15 тысяч долларов.
Наконец, можно упомянуть и о претворении в жизни инициативы губернатора по избавлению Санкт-Петербурга от нелегальной и неэстетичной рекламы, например, дешевых тряпичных перетяжек через Невский проспект и гигантских (по 75 квадратных метров) рекламных щитов на реконструируемых исторических памятниках. Часть действительно ненужной рекламы сняли. Но Манилова в ходе этой кампании экспроприировала около 300 рекламных площадей на остановках общественного транспорта и 262 рекламных щита с целью выставить на конкурс места, на которых расположены рекламные конструкции. Отметим, что основным пострадавшим оказалась компания Wall, первая инвестировавшая миллионы долларов в наружную рекламу России. На конкурс не пустили новых законных владельцев щитов (лидера европейского рынка наружной рекламы, купившую Wall французскую компанию JCDecaux). Были и российские операторы «наружки», с которыми обошлись несправедливо. В итоге компании обратились в суд с требованием дать оценку противоправным действиям питерской мэрии.
В настоящий момент часть исков уже удовлетворена в первой инстанции (например, фирмы «Постер»), другие находятся на рассмотрении как в первой, так и во второй инстанциях. По данным исследовательской компании «Эспар-Аналитик», объем рынка наружной рекламы в Петербурге составил в 2006 г. $145 млн., включая рекламу на транспорте и в метро. Это означает, что Санкт-Петербургу прошедший конкурс может стоить как минимум несколько сотен тысяч долларов в виде выплат положенных по закону штрафов и компенсаций упущенной выгоды. Как максимум речь идет об упущенной выгоде на десятки миллионов. Кроме того, Санкт-Петербург остался без передовых технологий наружной рекламы, которые французские специалисты были готовы безвозмездно адаптировать с учетом архитектурного облика Северной столицы. Однако все должно измениться – уже неоднократно просачивались слухи о том, что JCDecaux ведет переговоры с «Газпром-медиа» о совместных проектах в области наружной рекламы. Никто их так и не опроверг. Наверняка такое развитие событий заставит Смольный пересмотреть свое отношение к компании. Вот только вряд ли после всего французы по доброй воле будут устанавливать бесплатные велопарковки, как было во многих европейских городах.
В итоге Санкт-Петербург теряет миллионы долларов из-за неэффективных партнеров по наружной рекламе. Качественно разработанные рекламные продукты уступят место дешевым рекламным щитам. Это приводит к тому, что продажные цены в крупных российских городах находятся на уровне европейских маленьких городов.